СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование к рабочей программе по литературе. 8 класс (УМК Г.С. Меркина. С.А. Зинина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный календарно-тематический план составлен по предмету «литература» для 8 классов и раскрывает содержание обучения литературе. Прилагается к рабочей программе по литературе (УМК Г.С. Меркина. С.А. Зинина)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование к рабочей программе по литературе. 8 класс (УМК Г.С. Меркина. С.А. Зинина)»

Ступень обучения: основное (общее) образование, 8 класс

Количество часов: 68

Программа обеспечена УМК «Литература» для 8 классов / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — М.: ООО «Русское слово»

п/п

Содержание занятия

Теория

литературы

Универсальные

учебные действия

Внутрипредметные

и межпредметные

связи

Метапредметные

ценности

Краеведение

Творческая

работа

Возможные

виды

внеурочной

деятельности

Внедрение

Планируемые

результаты

Дата

ВВЕДЕНИЕ

1


Своеобразие и особенности курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.


литература и история, писатель и его роль в развитии литератур-ного процесса, жанры и роды литературы




















знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии; составление вопросов к статье учебника; анкетированиебеседа; письменный ответ на вопрос.


выявление круга читательских

интересов






характеризо-вать структуру учебника и его содержание;

указывать личные соображения относительно включения в учебник отдельных произведений, самостоятельно прочитанных учащимися; определять сущность понятий творчество, творческий процесс; давать письменный ответ на вопрос.

02.09

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

2-4


Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», Периоды создания русских исторических песен.



Связь с представлениями и исторической памятью народа и отражение их в песне «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»)'



Средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

песня как жанр фольклора, историчес-кая песня, отличие историчес-кой песни от былины, песня- плач; парал-лелизм, повторы, постоянные эпитеты.























различные виды чтения; оставление словаря одной из исторических песен; работа с иллюстрацией учебника и репродукцией картины И.Е. Репина.

связи: музыка (прослушивание музыкальных записей песен); изобразительное искусство (репродукции картин И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», В. Шилова «Патриарх Московский и всея Руси Филарет»; фрагмент миниатюры из «Титулярника» «Встреча Патриарха Московского и всея Руси Филарета, возвращающегося из плена»).

формирование интереса к истории и фольклору

запись музыкального фольклора региона.


встреча с фольклор-ным коллекти-вом, вечер народной песни.


Ученик научится: интонировать и правильно произносить текст исторической песни; выявлять основные мотивы песни; отличать историческую песню от других жанров фольклорной песни; характеризо-вать песенный сюжет; правильно записывать фольклорные произведения от их носителей и исполнителей; самостоятель-но в различных источниках (в том числе в Интернете) находить фольклорные тексты своего региона

05.09








07.09








14.09

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа)

5-8



Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент),



«Житие Сергия Радонежского», «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» (фрагмент). Тема добра и зла в произведениях русской литературы.



Глубина нравственных представлений о человеке; благородстве, доброте, открытости нравственные проблемы житийной литературы



Тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.

житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературылетописный свод.

















различные виды чтения и пересказа; работа с учебником; подготовка сообщения; формулировки и запись выводов; наблюдения над лексическим составом произведений.

Изобразитель-ное искусство (икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба; М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»; «Преподобный Сергий игумен Радонежский»; фрагмент покрова со святых мощей (1420-е годы); «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия на Куликовскую битву»; миниатюра «Куликовская битва»).

формирование духовности в системе мировоззрен-ческих ценностей учащихся.





Ученик научится: характеризо-вать особенности житийного жанра; определять тематику житийных произведений; выявлять и формулиро-вать идейное содержание житийных произведений; характеризо-вать образы Бориса, Глеба, Сергия Радонежского в древнерусской литературе и изобразитель-ном искусстве.

16.09




18.09










20.09








25.09

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

.Р. ДЕРЖАВИН (1 час)

9


Г.Р.Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта..

лирическое стихотворе-ние (развитие представле-ний); ода.












лексическая работа; выразительное чтение; письменный ответ на вопрос; выразитель-ное чтение наизусть

Изобразитель-ное искусство (Ф. Иордан «Г.Р. Державин», гравюра по оригиналу С. Тончи; А.А. Васильевский. Портрет Г.Р. Державина; Д.Г. Левицкий. Портрет Г.Р. Державина; В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина, Портрет князя Куракина); скульптура (памятники Г.Р. Державину).


создание слайдовой компьютерной презентации «Памятники Г.Р. Державину».

Ученик научится: определять значение непонятных слов по контексту или с помощью словаря; интонировать и выразительно читать оду; определять мотивы стихотворения и его художественную идею; сопоставлять портреты Г.Р. Державина различных художников и формулировать микровыводы; готовить сообщение «Памятники Г.Р. Державину».

30.09

М.В.ЛОМОНОСОВ

10-11

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия…» (отрывок)


М.В.Ломоносов «Предисловие о пользе книг церковных…» (отрывок) Мысли о просвещении, русском языке, вера в творчески































04.10





07.10

Н.М. КАРАМЗИН

12-13

Н.М.Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.



Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм




















различные виды чтения и пересказа; исследовательская работа с текстом; формулировка и запись выводов;

изобразительное искусство (гравюра А. Флорова по оригиналу В.А. Тропинина;)




сочинение «И бедные тоже любить умеют...»


Ученик научится: характеризо-вать образ Н.М. Карамзина на основе материалов статьи учебника и портретов писателя, созданных русскими художниками; осуществлять художествен-ный пересказ текста; составлять план характеристики образов (Эраст, Лиза)

09.10






14.10

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

В.А. ЖУКОВСКИЙ «Лесной царь», «Море», «Невыразимое» К.Ф. РЫЛЕЕВ «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»

14-16


Краткие сведения о К.Ф.Рылееве. Основные темы, мотивы творчества. «Иван Сусанин»


Краткие сведения о В.А.Ж уковском. Основные темы, мотивы творчества. «Лесной царь»


Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтического произведения.

баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образова-ние — дума, песня; элементы романтизма












составление цитатного или тезисного плана; выразитель-ное чтение наизусть и по ролям; составление вопросов к статье учебника; работа с иллюстраци-ями и репродукци-ями; исследова-тельская работа с текстом.

Изобразитель-ное искусство (портреты В.А. Жуковского работы К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, П.П. Соколова, А.П. Елагиной с оригинала Ф.Т. Гильдебрандта; портрет К.Ф. Рылеева кисти неизвестного художника; В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»); музыка (К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака», музыка народная).

развитие нравственных гуманисти-ческих представлений, основанных на знакомстве с романтизмом как литературным направлением.




Ученик научится: выразительно читать стихотворения, относящиеся к романтизму; определять жанр баллады, элегии, идиллии; находить в тексте балладные элементы; анализировать текст баллады; анализировать текст идиллии; сопоставлять балладу В.А. Жуковского «.Лесной царь»)

с балладой К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» и формулировать микровыводы; отбирать материал и составлять сценарии музыкально-литературного вечера

.

16.10





18.10






25.10

А.С. ПУШКИН

17-19

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы».


А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» (обзор),


А.С. Пушкин «Пиковая дама» (обзор).

элегия, послание, историчес-кая повесть









лексическая работа; выразительное чтение, чтение наизусть; сочинения разных типов

изобразитель-ное искусство (прижизненные портреты А.С. Пушкина)

развитие нравственно-эстетических представлений (литература и история; литература и музыка; литература и живопись).



встреча в литератур-ной гостиной «Песни и романсы на стихи А.С. Пушкина».

Ученик научится: определять жанры лирики А.С. Пушкина; проводить исследовательскую работу с поэтическим текстом и фрагментом прозы; выразительно читать лирику А.С. Пушкина (вариативная интерпретация в чтении)

06.11





10.11




13.11

20-23


А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» проблематика (любовь и долг, любовь и дружба,)


А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» Вольнолюбие; осознание предначертанья, провидение, случай и судьба


А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» Независимость, ответственность; литература и история



А.С.Пушкин Роман «Капитанская дочка».

Система образов романа.

роман (исторический роман — развитие представ-лений);

художествен-ная идея (развитие представ-лений













работа с эпиграфами к главам романа; подготовка тезисов,

сообщения; работа с портретами и репродукци-ями;

прослушива-ние музыкальных произведший;

составление цитатного плана; исследова-тельская работа с текстом (фрагмента); сочинение.

история

(С. Разин и Е. Пугачев, Екатерина II и русской истории и литературе);

кино (экранизации «Капитанской дочки»); музыка (П.И.Чайков-ский «Пиковая дама», ария Германа).

развитие нравственно-эстетических представлений

(литература и история; литература и музыка; литература и живопись).


конкурс на лучшую формули-ровку темы сочине-ния по роману «Капи-танская дочка»;

сочине-ние на выбран-ную тему;

подготовка и тиражи-рование путеводи-теля «Дорогами Гринева и Пугачева».

Ученик научится: готовить сообщение (история создания «Капитанском дочки»;

«А.С. Пушкин о Пугачеве»); составлять цитатный план; готовить ответ по плану;

определять темы и мотивы романа

16.11





17.11








20.11








25.11



М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

24-27


М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта.


Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения


Образ-персонаж, образ-пейзаж.


«Мцыри – любимый идеал М.Ю.Лермонтова» (В.Г.Белинский)



лексическая работа; различные виды чтения, чтение наизусть;


развитие ценностных представлений (свобода — неволя; сила духа).




заочная литератур-но-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

устное сочине-ние.

час эстетичес-кого воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

создание слайдовой компьютерной презентации «М.Ю. Лермонтов — художник».

Ученик научится: комментиро-вать портреты М.Ю. Лермонтова, созданные различными художникамиготовить сообщение

30.11



01.12





07.12



08.12


Н.В. ГОГОЛЬ

28-30


Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.


Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая история пьесы.


Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя в комедии «Ревизор»


драма как род литературы, своеобразие драматических произведений,

комедия, развитие понятий о юморе и сатире; «говорящие» фамилии.
























лексическая работа; различные виды чтения и комментирова-ния;

цитатный план; формулировка тем творческих работ;

подготовка вопросов для обсуждения; работа со статьей учебника; работа с портретом и иллюстрациями; подготовка сообщения; характеристика персонажей, сопоставитель-ная характеристика.

литература (Д.И. Фонвизин «Недоросль»);

изобразитель-ное искусство (портреты Н.В. Гоголя работы Ф. Моллера и Горюнова; Н.В. Неврев.

Портрет М.С. Щепкина; иллюстрации художников П.М. Боклевского, Ю.В. Васильева,

Д.Н. Кардовского, А.И. Константинова, Ю.Д. Коровина, К.А. Савицкого;

рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене комедии); театр (инсценировка,

сценическая история пьесы); кино (экранизации «Ревизора»).

формирование ценностных представлений (взяточничес-тво,

угодливость, ложь, лицемерие, ханжество)






Петер-бург в жизни Н.В. Гоголя.

сочинение сопостави-тельного характера; инсцениро-вание фрагмента комедии.

Дискуссия в литератур-ной гостиной

«Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»;

час эстетичес-кого воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

Ученик научится: характеризовать своеобразие личности Н.В. Гоголя,

нашедшее отражение в его портретах; выразительно читать фрагменты комедии по ролям;

участвовать в инсценировании фрагментов комедии;

характеризовать композицию и фабулу пьесы; отмечать своеобразие гоголевской комедии

в сопоставлении с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль»;


14.12





15.12






21.12

31-35


Н.В.Гоголь Комедия «Ревизор» Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости


Н.В.Гоголь Комедия «Ревизор» Равнодушного отношения к служебному долгу.


Н.В.Гоголь Комедия «Ревизор» Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.


Н.В.Гоголь Комедия «Ревизор»: сценическая история пьесы.


Вн/чт Пьеса Н.В.Гоголя на сценах страны и мира









Ученик научится: выявлять и формулировать проблематику и художественную идею комедии; выявлять социальную сущность чиновничества в пьесе; готовить сообщение о сценической истории «Ревизора»; об экранизациях пьесы; участвовать в подготовке и проведении КТД.


22.12






23.12



И.С. ТУРГЕНЕВ

36-39



Основные вехи биографии И.С. Тургенева.


И.С.Тургенев. Произведения писателя о любви: повесть «Ася».


И.С.Тургенев «Ася» Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.


И.С.Тургенев «Ася» Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.



лирическая повесть; прообраз, прототип.










различные виды пересказа; тезисный план; дискуссия; письменная характеристик персонажа; отзыв о прочитанном.

Изобразитель-ное искусство (портреты И.С. Тургенева работы И.Е. Репина, К.Е. Маковского, П. Виардо, А.П. Никитина; иллюстраций; рисунки учащихся);

литература (Н.В. Гёте «Фауст»; легенда о Лорелее)

развитие нравственно-эстетических представлений учащихся (любовь, красота, духовность).






дискуссия в литературной гостиной «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего».

Ученик научится: сопоставлять портреты И.С. Тургенева, созданные разными художниками; выявлять сюжет и фабулу повести;

выразительно читать лирическую прозу;

сопоставлять образы главных героев повести и формулировать микровыводы; определять художественную идею произведения; принимать участие в дискуссии;


Н.А. НЕКРАСОВ

40

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.



фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представле-ний); выразительные средства художествен-ной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм





составление тезисного плана по ранее изученным материалам и статье учебника; выразительное чтение наизусть; составление словаря для характеристи-ки лирического персонажа; сопоставление поэзии и прозы, посвященных изображению войны; устное рисование

литература (Крымская война в изображении Л.Н. Толстого); изобразитель-ное искусство (А.А. Рылов «Зеленый шум»; А.Г. Венециа нов «Крестьянка с косой и граблями»); музыка (С.В. Пащенко «Зеленый Шум»; П.Г. Чесноков «Зеленый Шум»

развитие нравственно-эстетических представлений (отношение к войне; красота природы).




Ученик научится: составлять тезисный план для ответа по биографии Н.А. Некрасова; выявлять общность мотивов и различные способы их раскрытия в рассказе Л.Н. Толстого и стихотворении Н.А. Некрасова; создавать устно иллюстрацию к стихотворению («Если бы художником был я...»); анализировать одно из произведений поэта (комплексный анализ поэтического произведения).


А.А. ФЕТ

41-42



А.А.Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета


А.А.Фет. Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.



лексическая работа; выразительное чтение; устное рисование; письменный ответ на вопрос; работа с иллюстраци-ями; исследова-тельская работа с текстом.

Изобразитель-ное искусство (портрет А.А.Фета работы И.Е. Репина; репродукция картины И.И. Шишкина «Дубы в Старом Петергофе»; А.К. Саврасов «Пейзаж с дубами и пастушком»).

развитие нравственно-эстетических представлений (родная природа).




сочинение «Родная природа глазами А.А. Фета».

литературный вечер «Стихи и песни о родине и природе поэтов XIX века»:

Н.И. Гнедич «Осень»; П.А. Вя-земский «Береза», «Осень»;

А.Н. Майков «Весна!»

А.Н. Плещеев «Отчизна»

Ученик научится: готовить сообщение о жизни А. А. Фета; выразительно читать стихотворения о природе; выявлять художественную идею стихотворений А. А. Фета




А.Н. ОСТРОВСКИЙ

43-48

А.Н.Островский Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент)


А.Н.Островский Пьеса-сказка «Снегурочка» Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.


А.Н.Островский Пьеса-сказка «Снегурочка» Образ Снегурочки.


А.Н.Островский Пьеса-сказка «Снегурочка» Народные обряды, элементы фольклора в сказке.


А.Н.Островский Пьеса-сказка «Снегурочка» Язык персонажей.


А.Н.Островский Пьеса-сказка «Снегурочка» Творческая и сценическая история

драма

























чтение по ролям; письменный отзыв на эпизод; составление цитатного плана.

литература (сказки о Снегурочке в устном народном творчестве); изобразитель-ное искусство (эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В.М. Васнецовым); музыка

формирование нравственно-эстетических представлений о народных праздниках и фольклорных образах (Масленица, Снегурочка).






Ученик научится: самостоятельно читать сцены из пьесы; выразительно читать по ролям; готовить сообщение «Снегурочка в устном народном творчестве»;


Л.Н. ТОЛСТОЙ

49

Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии

писателя.


Автобиогра-фическая проза, композиция и фабула






различные виды пересказа; тезисный план; работа с иллюстраци-ями; исследовательская работа, дискуссия;

литература (В.Т. Шаламов «Прокуратор Иудеи»)

Формировние нравственно-эстетических представлений






создание альбома иллюстра-ций учащихся;

Ученик научится: выразительно читать, в том числе и по ролям


50-52


Л.Н.Толстой «Отрочество» (обзор; главы из повести);



Л.Н.Толстой «После бала» Становление личности в борьбе против жестокости и произвола



Л.Н.Толстой «После бала» Приемы, используемые художником слова в произведении








изобразительное искусство

(И.Н. Крамской. Портрет Л.Н. Tолстого, Минин

«JI.H. Толстой за работой»; иллюстрации к трилогии «Детство», «Отрочество»,

«Юность»; иллюстрации к рассказу «После бала» учащихся).








Ученик научится: определять личное отношение к изображаемым событиям; участвовать в дискуссии; видеть второй план в рассказе «После бала»; выявлять художественную идею рассказа; характеризовать образы Ивана Васильевича, черты и роль рассказчика в произведении; готовить материал для сочинения-рассуждения; участвовать в создании рисунков к рассказу «После бала».





РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

М. ГОРЬКИЙ

53-55



М.Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник» (обзор).













традиции жанровое своеобра-зие; образ-символ.














различные виды чтения и пересказа, в том числе художествен-ный пересказ; цитатным план; работа со статьей учебника;




литература (В.Я. Брюсов «Романтикам»); изобразитель-ное искусство (П. Пинкисевич. Иллюстрации к рассказу «Макар Чудра»; рисунки учащихся); кино (кинематографические версии ранних рассказов М. Горького).

формирование

ценностных

представлений (смысл жизни, истинные

и ложные ценности).

книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси».






сочине-ние-рассуждение


Ученик научится: выразительно читать фрагменты рассказа; выявлять конфликт в произведении







М.Горький. «Макар Чудра» Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.



Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.









составление сопоставительной таблицы; работа с иллюстраци-ями


Ученик научится: характеризовать образ героя и рассказчика; определять художественную идею произведения; высказывать личное отношение к событиям и поведению героя; составлять цитатный план для сочинения-рассуждения; составлять сопоставительную таблицу и формулировать микровывод; участвовать в КТД.


В.В. МАЯКОВСКИЙ

56-57

В.В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы»,



Поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

неологизмыконфликт в лирическом произведе-нии, рифма и ритм











интонирова-ние, выразительное чтение; составление плана статьи учебника; подготовка сообщения выразитель-ное чтение наизусть


литература: (обращение к ранее изученным произведениям В.В. Маяковского

Иметь представление о своеобразии искусства первых советских десятилетий

«Москва

В. Маяковского» викторина



Встреча в лит. гостиной «В.В. Маяковский художник и поэт»

Ученик научится: готовить сообщение о Маяковском, как художнике-плакатисте «Окон РОСТа»; самостоятельно выявлять смысловую глубину стихотворения Маяковского







О серьезном - с улыбкой (сатира начала 20 века)

Н.А.Тэффи «Свои и чужие», М.М.Зощенко «Счастливый случай», «Обезьяний язык»

58-59

Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство


Художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

литератур-ный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представле-ний).





составление словаря лексики персонажа; запись основных положений лекции учителя.

литература (рассказы А.П. Чехова; афоризмы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Горького и др.); фотографии Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко; изобразительное искусство (Н.П. Ульянов «Группа воображаемых портретов»).

развитие ценностных представлений при анализе тематики и проблематики сатирических произведений Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко.






Ученик научится: самостоятельно готовить материал для сообщения; составлять словарь речи персонажа (по одному из предложенных рассказов); записывать основные положения лекции учителя; формулировать микровывод






Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (2 часа)

60-61

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору).



Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества и лирике Н. Заболоцкого 1950—60-х годов.

тема и мотив (развитие представле-ний).











лексическая работа; прослушива-ние музыкальных записей; формулировка микровыводовзапись основных тезисов урока; выразитель-ное чтение наизусть

Музыка

(муз.А.Петрова, стихи Н. Заболоцкого «Облетают последние маки...», «Обрываются речи влюбленных....»; муз. М.Звездинского, стихи Н. Заболоцкого «Признание»).

развитие ценностных представлений (красота, творчество, достоинство, человек и природа).

сочинение-рассуждение

час поэзии

«Что есть красота?»

Ученик научится: выразительно читать стихотворения Н. Заболоцкого; определять темы и мотивы лирических произведений поэта; формулировать микровыводы и выводы; записывать основные тезисы по материалам урока; самостоятельно готовить материал и писать сочинение- рассуждение «Что есть красота?..» участвовать в подготовке и проведении КТД.


М.В. ИСАКОВСКИЙ

62


М.В.Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша».

«Враги сожгли родную хату...», «Три ровесницы».

Творческая история стихотворения «Катюша».

Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.


стилизация; устная народная поэзия; тема стихотворения.












выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником;

исследовательская работа с текстом

выразитель-ное чтение наизусть

литература (М.В. Исаковский «Сто песен»); история (Будапештская операция);

музыка (М. Блантер, А. Захаров. Песни на стихи М. Исаковского); культура (музей песни «Катюша» в пос. Всходы Угранского района Смоленской области); изобразительное искусство (Е.М. Чернов «Среди родных»).

развитие нравственно-эстетических представлений при анализе лирики

М.В. Исаковского (любовь, верность, трагизм, народность).

Литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».



Ученик научится выявлять темы и мотивы лирики поэта;

устанавливать внутрипредметные и межпредметные

связи при работе с текстами М.В. Исаковского; определять

художественную идею произведений выявлять фольклорные традиции в

лирике при исследовательской работе с текстом; готовить материал и участвовать в КТД.


В.П. АСТАФЬЕВ

63-64

В.П.Астафьев Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева;


В.П.Астафьев Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе.

образ рассказчика (развитие представ-лений).












различные виды чтения; сложный план к сочинению; подбор эпиграфа; подготовка сообщения; работа со статьей учебника; художествен-ный пересказ;

литература (война в стихах и прозе советских писателей); история (война в судьбе членов моей семьи); кино (экранизации произведений о Великой Отечественной войне); фотохроника ТАСС 1941 — 1945 годов.

развитие мировоззрен-ческих представлений (человек на войне, служение, подвиг, любовь к жизни и долг).

выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведе-ний В.П. Астафьева).



сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева, писем и фотографий с фронта из семейного архива учащихся.

литератур-ный вечер «Музы не молчали»:

создание компьютерной слайдовой презентации «Из семейного архива».

Ученик научится: соотносить жизнь страны и судьбу членов семьи; выразительно читать фрагмент рассказа; проводить исследова-тельскую работу с текстом


А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

65-66

А.Т.Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии

А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы.



А.Т. Твардовский«За далью — даль» Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

дорога и путешест-вие в эпосе Твардовского













выразитель-ное чтение наизусть

различные виды чтения; цитатный план.

литература (судьба России в эпосе А. Твардовского); история (Александров-ский централ, раскулачивание); изобразительное искусство

(О. Верейский. Иллюстрации к поэме).

развитие мировоззрен-ческих представлений (трагические страницы истории страны; ответствен-ность за судьбу Отечества; величие Родины; вера в Россию).

о России — с болью и любовью (выставка произведе-ний А.Т. Твардовского).







час поэзии «Судьба Отчизны»: А.А.Блок «Есть минуты, когда не тревожит...»; В.Хлебников «Мне мало нужно...»; Б.Л. Пастернак «После вьюги»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»; М.А. Светлов «Веселая песня»; Р.И. Рождественский «Мне такою нравится земля...»; В.С.Высоцкий «Я не люблю» и др.

Ученик научится: определять жанр поэмы «За далью — даль»; выявлять темы и мотивы в сюжете поэмы; самостоятельно анализировать одну из глав; комментировать иллюстрации к поэме; выразительно читать фрагмент поэмы; характеризовать образ автора-рассказчика; принимать участие в подготовке и проведении КТ Д.


В.Г. РАСПУТИН

67-68


В.Г.Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».


В.Г.Распутин «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.


рассказчик в художественной прозе (развитие представлений).













выразительное чтение; составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления работа со статьей учебника, иллюстрациями; формулирование выводов.

Изобразитель-ное искусство: (И.С. Глазунов Портрет В.Г.Распутина, иллюстрации к повести «Уроки французского», кинематограф (экранизация повести)

Развитие нравственных представлений (дети и взрослые, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие)








устное сочинение, подготовка к уроку-диспуту

Ученик научится: характеризовать сюжет рассказа; характеризовать образы центральных и второстепенных персонажей; характеризовать образ рассказчика;

Ученик научится: составлять цитатный план; определять фабулу рассказа;

— формулировать художественную идею произведения; готовить устное сочинение; готовить сообщение об экранизации рассказа


Проверка техники чтения обучающихся

Сочинение (классное) -1

Чтение наизусть – 11 произведений (отрывков)

В результате изучения литературы ученик 8 класса должен знать: *тексты художественного произведения;

*основные темы и особенности композиции изученных произведений;

*событийную сторону (сюжет)и героев изученных произведений;

*основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа;

уметь:

*выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;

*характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

*различать эпические, лирические и драматические произведения;