Программа обеспечена УМК «Литература» для 9 классов / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — М.: ООО «Русское слово»
№ п/п | № четв | № темы | Содержание занятия | Теория литературы | Развитие речи | Внутрипредметные связи | Связь с другими видами искусств | Проектная деятельность | Дата |
ВВЕДЕНИЕ |
1 | | 1 | Цели и задачи изучения историко-литературного курса 9 класса. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков. | историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы. | оформление тезисов, обобщение читательского опыта. | | | | 02.09 |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
2-9 | | 2 | Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. | слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение. | выразительное чтение наизусть, устное сообщение, домашнее сочинение | Слово...» и традиции былинного эпоса; место «Слова о полку Игореве» в истории отечественной литературы. | художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»; иконы А. Рублева «Святая Троица», «Спас Вседержитель», икона Божией Матери Владимирской | сопоставление поэтических переводов «Слова...». Создание словаря топонимов и лексического комментария к «Слову...». Компьютерные презентации с привлечением исторического материала и произведений других видов искусства. | 06.09 08.09 09.09 12.09 14.09 16.09 21.09 22.09 |
3 | Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». |
4 | «Слово о полку Игореве» - летописный памятник эпохи |
5 | «Слово о полку Игореве» Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. |
2-7 | 2-7 | 4 | Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. |
6 | «Слово о полку Игореве» Проблема авторства |
7 | «Слово о полку Игореве» Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. |
8 | р/р Подготовка к написанию сочинения в классе по «Слову о полку Игореве» |
9 | р/р Написание сочинения в классе по «Слову о полку Игореве» |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
10-18 | | 10 | Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. | теория «трех штилей»; классицизм и сентиментализм как литературные направления; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия. | чтение наизусть; доклады и рефераты; обучающее сочинение. | связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века; влияние литературы XVIII столетия на последующий литературный процесс. | классицизм в живописи и архитектуре | исследование истории жанров литературы классицизма. Создание аудиоспектакля (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), словаря реалий крестьянского быта («Путешес-твие из Петербурга в Москву» А.И. Радищева). Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, искусствоведческого и литературного материала. | 23.09 25.09 28.09 30.09 04.10 06.10 |
11 | Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие исторические установки и эстетические принципы |
12 | Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. |
13 | Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. |
14 | Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин). |
15 | Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». |
| | 16 | Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими традициями). | теория «трех штилей»; классицизм и сентиментализм как литературные направления; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия. | чтение наизусть; доклады и рефераты; обучающее сочинение. | связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века; влияние литературы XVIII столетия на последующий литературный процесс. | классицизм в живописи и архитектуре | исследование истории жанров литературы классицизма. Создание аудиоспектак-ля (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), словаря реалий крестьянского быта | 07.10 13.10 14.10 |
17 | Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. |
18 | Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка. |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА |
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО РОМАНТИЗМА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА |
19-27 | | 19 | Исторические предпосылки русского романтизма | романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание. | различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть; самостоятельный комментарий к поэтическому тексту. | романтизм в русской и западно-европейской поэзии. | | сопоставление оригинала и перевода (баллады В.А. Жуковского). Анализ-исследование одного стихотворения. Подготовка и запись лирического концерта. Компьютер-ные презентации с привлечением историко- литературного и искусствовед-ческого материала. | 16.10 20.10 21.10 23.10 24.10 27.10 08.11 09.11 11.11 |
20 | Русский романтизм его национальные особенности |
21 | Важнейшие черты эстетики русского романтизма и их воплощение в творчестве В.А. Жуковского |
22 | Важнейшие черты эстетики русского романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова |
23 | Важнейшие черты эстетики русского романтизма и их воплощение в творчестве К.Ф. Рылеева |
24 | Важнейшие черты эстетики русского романтизма и их воплощение в творчестве Е.А. Баратынского |
25 | Романтизм в русской и западно-европейской поэзии. |
| | 26 | Гражданское течение в русском романтизме. |
27 | Философское и психологическое течение в русском романтизме. |
|
28 | | 28 | Становление и развитие русского романтизма в 1 четверти 19 века (обобщение) | романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание. | различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть; самостоятельный комментарий к поэтическому тексту. | романтизм в русской и западно-европейской поэзии. | | сопоставление оригинала и перевода (баллады В.А. Жуковского). Анализ-исследование одного стихотворения. Подготовка и запись лирического концерта. Компьютерные презентации с привлечением историко- литературного и искусствоведческого материала. | 16.11 |
А.С. ГРИБОЕДОВ |
29-39 | | 29 | Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». | трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог, внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал-катастрофа | чтение наизусть; чтение по ролям; письменный отзыв на спектакль; классное сочинение. | черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира «Гамлет, принц Датский». | музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума». | литературно-критический обзор раннего творчества А.С. Грибоедова. Подготовка аудиоспектакля, теста-викторины и словаря-комментария по пьесе «Горе от ума». Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, театроведческого и литературного материала. | 17.11 18.11 20.11 24.11 25.11 28.11 01.12 02.12 04.12 07.12 08.12 |
30 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. |
31 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. |
| 32 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Чацкий и Молчалин. |
33 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. |
34 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии |
35 | И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). |
36 | Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). |
37 | Гамлет и Чацкий: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». |
38 | р/р Обучение написанию контрольного классного сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» |
39 | р/р Написание контрольного классного сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» |
А.С. ПУШКИН |
40-47 | | 40 | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. | эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма; реализм; пародия, трагедия, роман в стихах; онегинская строфа, лирическое отступление. | чтение наизусть; различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; сочинения различных жанров. | творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине». | портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина. | Работа над тестом-викториной, видеогидом, сценарием литературно-музыкальной композиции по произведениям А.С. Пушкина. Анализ-исследование одного стихотворения | 11.12 11.12 16.12 |
41 | А.С.Пушкин. Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. |
42 | Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина (общая характеристика) |
| 43 | Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина (тема природы, вольнолюбивая лирика) | эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма; реализм; пародия, трагедия, роман в стихах; онегинская строфа, лирическое отступление. | чтение наизусть; различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; сочинения различных жанров. | творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине». | портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина. | Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного искусствовед-ческого и кинематогра-фического материала. | 18.12 19.12 21.12 22.12 26.12 |
44 | Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы) |
45 | Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. |
46 . | Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. | эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма; реализм; пародия, трагедия, роман в стихах; онегинская строфа, лирическое отступление. | чтение наизусть; различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; сочинения различных жанров. | творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине». | портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина. | Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствовед-ческого и кинематографического материала. |
47 | «Чувства добрые» как.лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки .литературных и жизненных явлений. |
А.С.Пушкин роман в стихах «Евгений Онегин» |
48-58 | | 48 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» и роман в стихах | эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма; реализм; пародия, трагедия, роман в стихах; онегинская строфа, лирическое отступление. | чтение наизусть; различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; сочинения различных жанров. | творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине». | портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина. | создание иллюстриро-ванного путеводителя по произведению («Евгений Онегин»). | 27.12 |
49 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Автор и его герой в образной системе романа. |
50 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». |
51 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Онегин и Ленский. |
52 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. |
53 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Жанровая особенность |
54 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Картины жизни русского дворянства в романе. |
55 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». |
56 | Творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона |
57 | Литературные реминисценции в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина |
58 | В.Г. Белинский о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» |
59 | р/р Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» |
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ |
60-70 | | 60 | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики | байронический герой; пафос; лирический мотив; историческая дума, гражданская сатира, философский роман; психологический портрет, образ рассказчика, типический характер; повествовательный цикл. | различные виды чтения (в том числе чтение наизусть); письменный сопоставительный анализ стихотворений; сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи. | Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей; Печорин и Фауст. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина». | репродукции картин М.К). Лермонтова; живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова; «Герой нашего времени» в театре и кино. | создание литературно-философского эссе, теста-викторины, видеогида, сценария литературно музыкальной композиции по произведениям М.Ю. Лермонтова. Анализ-исследование одного стихотворения. Создание презентации с использованием историко-краеведческого, .литературного, искусствоведческого и кинематографического материала. | |
61 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» как первый русский философско- психологический роман. |
62 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Своеобразие композиции и образной системы романа. |
63 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Автор и его герой. |
64 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. |
65 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин в ряду других персонажей романа. |
66 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Черты романтизма и реализма в поэтике романа. |
67 | «История души человеческой» как главный объект повествования в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» |
68 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» В.Г. Белинский о романе. |
69 | Печорин и Фауст: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии И.В. Гете «Фауст» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». |
70 | р/р Обучение написанию контрольного классного сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» |
71 | р/рНаписание контрольного классного сочинения по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» |
Н.В. ГОГОЛЬ |
72-87 | | 72 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя | гротеск, фантастика | пересказ с элементами цитирования | Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; | портрет Н.В. Гоголя; | | |
73 | Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. |
74 | Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы «Мертвые души» |
75 | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» Н.В.Гоголя («городские» и «помещичьи» сланы, «Повесть о капитане Копейкине»). |
76 | Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» Народная тема в поэме. |
77 | Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. |
|
78-83 | | 78 | Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» Фигура автора и роль лирических отступлений. | поэма в прозе, вставная повесть; образ - символ; ирония; художественное бытописание, литература путешествий; гротеск, художественная деталь, лирические отступления, фантастика. | пересказ с элементами цитирования; сочинение сопоставитель-ного характера; выразительное чтение наизусть отрывка | Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе; «Мертвые души» Гоголя и «Божественная комедия» Данте. | портрет Н.В. Гоголя; поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы). | создание литературно-философского эссе, теста-викторины, аудиоспектакля, словаря крылатых выражений, киносценария по поэме «Мертвые души». Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного и искусствовед-ческого материала. | |
79 | Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» Художественное мастерство Гоголя - прозаика, особенности его творческого метода. |
80 | Сопоставление проблематики и образов «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». |
81 | р/р Обучение написанию контрольного классного сочинения по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» |
82 | Написание контрольного классного сочинения по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» |
83 | Вн/чт Урок внеклассного чтения по творчеству Н.В.Гоголя |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО) |
84-91 | | 84 | Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. | историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение; традиции и новаторство. | пересказ с элементами цитирования; письменный сопоставительный анализ различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; доклады и рефераты; оформление тезисов, обобщение читательского опыта. | | музыка, живопись, кино и контексте литературной эпохи. | | |
85 | Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). |
86 | Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). |
87 | Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого). |
88 | Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. |
89 | Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). |
90 | Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. |
91 | Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО) |
92-96 | | 92 | Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн). Драма М. Горького «На дне». | историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение; традиции и новаторство. | пересказ с элементами цитирования; письменный сопоставительный анализ различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; доклады и рефераты; оформление тезисов, обобщение читательского опыта. | | музыка, живопись, кино и контексте литературной эпохи. | | |
93 | Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). |
94 | Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака). |
95 | Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре...», поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX столетия. |
96 | Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века (творчество А.Н. Толстого, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, A.П.Платонова). |
97 | Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. |
97-101 | | 97 | Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. | историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение; традиции и новаторство. | пересказ с элементами цитирования; письменный сопоставительный анализ различныевиды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; доклады и рефераты; оформление тезисов, обобщение читательского опыта. | | музыка, живопись, кино и контексте литературной эпохи. | историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение; традиции и новаторство. | |
99 | Литературный процесс 50—80-х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, B.C.Высоцкого). |
| |
100 | Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки. |
101 | Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.) |
102 | Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. |
Обучающее сочинение - 5, Контрольное сочинение (домашнее) -1 Контрольное сочинение (классное) -2 Чтение наизусть – 15-19 произведений (отрывков) |
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать: *образную природу словесного искусства; *содержание изученных литературных произведений; *основные факты жизни и творчества писателей – классиков ХIХ века, этапы их творческой эволюции; *основные закономерности историко – литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений; *основные теоретико – литературные понятия; уметь: *воспроизводить содержание литературного произведения; *анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции. Художественного времени и пространства, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь); *анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; *соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений |