СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по Плаванию.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

При благоприятном систематическом воздействии, на организм ребенка водной среды развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система. Активизируются обмен веществ и работа внутренних органов, но самое важное – лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя  уменьшению деформации позвоночника и ее стабилизации.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по Плаванию.»

14



Плавание.



Пояснительная записка.


Актуальность вопросов обучения, воспитания развития детей, больных сколиозом, а также консервативного лечения патологии позвоночника и нарушения осанки у детей не теряет остроты, поскольку частота таких заболеваний, неуклонно растет.

Так по России нарушений осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривления позвоночника за последние годы увеличилась 3% до 10%. В нашей школе 83% детей с различными нарушениями осанки.

В сложившейся ситуации посильную помощь больным детям должны оказать не только врачи, но и преподаватели физкультуры в школе.

Сколиоз – заболевание опорно-двигательного аппарата, сопровождающееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с ротацией тел позвонков (скручиванием их в процессе роста), которое приводит к нарушениям сердечно-сосудистой и двигательной систем, к косметическим дефектам.

Дети больные сколиозом отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, навыков, умений, отсутствием адаптации к физической нагрузке. Они медленнее здоровых детей усваивают учебную программу, у них замедленна моторика речи и письма, расстроена координация движений, слабо выражены двигательные умения и навыки, замедленна нервная реакция.

При благоприятном систематическом воздействии, на организм ребенка водной среды развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система. Активизируются обмен веществ и работа внутренних органов, но самое важное – лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя уменьшению деформации позвоночника и ее стабилизации.

Лечебное плавание, физическая культура, содействуют решению следующих целей и задач.


Цели:

Физическая реабилитация и физическое воспитание детей, страдающих сколиотической болезнью.


Задачи:

-Всестороннее гармоничное развитие личности, благоприятная социально-психологическая адаптация.

- Формирование потребности физического самосовершенствования, умения самостоятельно заниматься, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки;

-повышения работоспособности и укрепления здоровья, а значит, и подготовке к здоровому образу жизни;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

-коррекция осанки, укрепления мышечного корсета;

-приобретение знаний в области физкультуры и здорового образа жизни;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психически процессов и свойств личности, социально- психологической адаптации;





Педагогические принципы и подходы.

1.Принципп системности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, опираясь на него, приступить к познанию последующего более сложного материала.

2. Принцип сознательности – нацеливает на формирование у детей, глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

3. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

4. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровье-сберегающих условий всестороннего развития ребенка.

5. Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

6. Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения, органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

7. Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

8. Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

9.Личностно-ориентированный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мысли, чувствам, ожиданиям.



Описание форм и методов проведения занятий.


Словесные методы обучения

- устное изложение;

- беседа, рассказ;

- объяснение;


Наглядные методы обучения


- показ;

- наблюдение.

Практические методы обучения

- разучивание

- закрепление и совершенствование;

- соревнование



Ожидаемые результаты.

Знать правила поведения на воде, основные требования к соблюдению безопасности при занятиях плаванием. Уметь проплыть 25-50 м. произвольным способом (на скорость), погружаться под воду. Правильно плавать на груди с выдохом под водой. Знать гигиену купания и плавания. Уметь нырять в глубину и длину. Проплыть под водой до 10 м.



Способы контроля:


  • опрос;

  • письменное тестирование;

  • соревнование.


Тематическое планирование по плаванию.


    1. Безопасность на воде

    2. Требование к занятиям по плаванию.

    3. Плавание с доской, с помощью приспособлений.

    4. Ходьба по дну, держась за бортик.

    5. Погружение под воду с задержкой дыхания, с открытием глаз.

    6. Скольжение на груди и на спине, работая ногами.

    7. Старт из воды.

    8. Стартовый прыжок из тумбы и повороты.

    9. Плавание «кролем» на груди с правильной техникой дыхания (обучение).

    10. Всплывание «поплавком», то же с последующим выпрямлением тела (стрела, медуза, крест).

    11. Плавание с полной координацией движений и дыхания;

проплыванием дистанции 50м.

    1. Плавание произвольным способом.

    2. Проплыть на скорость 10-15м., поворот.

    3. Обучение плаванию способом «брасс», (наиболее подготовленных).

    4. Правила соревнований по плаванию.

    5. Плавание под водой на 15м. переноской под водой небольшого предмета (индивидуально).

    6. Ныряние в глубину до 1.5-2м. и в длину 20-30м..

    7. Плавание с переноской любого предмета.

    8. Выполнения поворотов в воде.

    9. Старт из тумбы.

    10. Игры в воде с мячом.

    11. Отработка стартового прыжка.

    12. Закрепление навыков плавания способом «кроль, брасс».

Понятие «плавание» означает способность человека удерживаться на месте или передвигаться в воде с помощью локомоций.

Наиболее известны и широко применяются 4 способа:

-кроль на груди и

- на спине

- батерфляй

- брасс

пвание является необходимым навыком для каждого человека, умение плавать жизненно необходимо для каждого жителя.

Плавание оказывает огромное воздействие на организм человека, улучшает здоровье, повышает жизненный тонус.

Учебный план состоит из 3 разделов:

1. Плавание в системе здорового образа жизни.

2. Техника спортивного плавания.

3. Методика обучения.


2.1. Распределение часов курса по темам и видам работ


Разделы и темы


Формы учебной работы


Лекции


Семинарские,


Самостоятельная






практические


работа студентов






занятия




1


2


3




1 . Плавание в








системе здорового образа


2


4


4


жизни








2. Техника спортивных способов


4


20


20


плавания








3. Методика обучения

4. Спасание тонущих


6


2


26

10


26

10


5. Подготовка к






10


контролю знаний








Всего:


14


60


74





2.2. Темы и краткое содержание курса

Лекционные занятия

1. Плавание в системе здорового образа жизни.

Понятие «Плавание». Значение в жизни общества. Физиологическое воздействие плавания на организм человека. Закаливание.

Плавание как учебный предмет, определение и содержание Классификация плавания: массовое, спортивное, прикладное, нормативное, оздоровительное, лечебное, игры и развлечении. Виды спорта, в которые входит плавание. Характерные особенности плавания как вида спорта: выполнение движений в воде, полное погружение тела в воду, безопорное горизонтальное положение тела, цикличность движений, создание условий для продвижения тела.

Место и значение плавания в советской системе физического воспитания. Плавание в Единой всесоюзной спортивной классификации. Плавание в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательной и профессиональной школах, пионерских лагерях, средних и высших учебных заведениях.

Исторический обзор развития плавания. Возникновение плавания, плавание в различные исторические периоды развития общества. Основные этапы развития плавания в дореволюционной России: создание учебных групп и школ, средства и методы обучения плаванию, первые учебные пособия. Шуваловская школа плавания и ее значение в развитии плавания в России.

Зарождение спортивного плавания: первые официальные соревнования (1829 г., Россия), их программа; создание национальных (1969 г, Англия) и международных (1908 г., Лондон) общественных органов управления спортивным плаванием.

Развитие плавания в СССР. Создание институтов физической культуры, формирование учебной дисциплины «Плавание». Разработка советской системы обучения и тренировки. Комплексный метод обучения плаванию,

его влияние на развитие методики обучения. Значение комплекса ГТО в развитии плавания. Метод трех ступеней в совершенствовании методики обучения плаванию.

Дальнейшее развитие предмета «Плавание». Обзор основных научно-исследовательских работ по технике плавания, методике обучения и спортивной тренировке.

Развитие детского и юношеского плавательного спорта: открытие первых ДЮСШ плавания (1934—1935 гг.). Создание сборных команд СССР различного возраста.

Современное состояние плавательного спорта в мире и СССР. Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы и участие в них советских спортсменов. Факторы, обеспечивающие высокий уроПере развития спортивного плавания.

Научно-теоретические основы техники плавания. Понятие о технике плавания. Основные факторы, определяющие технику плавания.

2. Техника спортивных способов плавания.

Техника плавания способом кроль на спине. Техника плавания способом кроль на груди. Техника плавания способом баттерфляй. Старты, повороты.

Свойства воды.

Статическое плавание. Закон Архимеда. Действие сил на плавающее тело. Плавучесть тела. Положение тела при статическом плавании. Равновесие тела в воде, центр тяжести и центр плавучести. Вертикальная и горизонтальная устойчивость тела и ее влияние на технику плавания.

Динамическое плавание. Силы, действующие на плывущее тело. Уравнение Бернулли и его приложение к технике спортивного плавания.

Сопротивления, возникающие при динамическом плавании.

Подъемная сила при динамическом плавании. Факторы, обу­словливающие возникновение подъемной силы.

Сила тяги. Взаимодействие гребущих поверхностей с водой. Обоснование винтообразного косонаправленного гребка.

Основы техники спортивного плавания. Техника спортивных способов плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин, комплексное плавание. Общая характеристика и особенности каждого способа спортивного плавания: положение тела и головы, движения рук и ног, дыхание; продолжительность гребковых и подготовительных движений. Формирование техники в зависимости от индивидуальных особенностей пловца, вариативность техники и обусловливающие ее причины.

Фазовая структура техники. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов техники в цикле движений каждого способа плавания, специфика и вариативность их согласований. Темп, ритм и шаг пловца, их взаимозависимость и наиболее эффективное индивидуальное сочетание.

Анализ техники и пути ее индивидуального совершенствования.

Техника стартовых прыжков с тумбочки и из воды. Фазовая структура техники прыжков, ее анализ; пути совершенствования техники.

Техника поворотов при плавании различными способами, их классификация и специфика выполнения. «Базовый» поворот «маятником», его фазовая структура. Анализ техники поворотов и пути ее совершенствования.

3. Методика обучения.

Общие педагогические принципы обучения. Развитие методики обучения. Методы и средства обучения. Возрастные особенности занимающихся. Игры на воде.

Основы обучения и тренировки. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс: определение, задачи содержание, структура, принципы, требования. Последовательность обучения: ознакомление с движением, опробование и изучение, совершенствование навыка

Образовательная, познавательная, воспитательная направленность обучения и тренировки. Основные средства обучения плаванию.

Подготовительные упражнения для изучения спортивных способов плавания: изучение попеременных и одновременных движений ног в безопорном положении как тестирование для выявления склонностей к овладению наиболее доступным обучаемому способом плавания, Движения рук: выполнение одновременных и попеременных движений в безопорном положении; обучение косо-направленному гребку с удержанием кисти в наклонном положении.

Подвижные игры в воде как средство обучения плаванию. Задачи, классификация, правила проведения игр. Требования к проведению игр.

Методы обучения плаванию: наглядные, словесные, практические. Изучение движения в воде в целом и по частям. Выбор метода в зависимости от условий проведения занятий, возраста и подготовленности обучаемых.

Урок плавания: задачи, структура, продолжительность. Организационное обеспечение учебного процесса в связи с условиями проведения занятий.

Методическое обеспечение учебного процесса. Типы уроков: учебный, учебно-тренировочный, учебно-игровой, игровой, массового купания, индивидуального обучения, контрольный урок, соревновательный урок. Методы ведения урока: фронтальный, поточный, групповой (бригадный), круговой, индивидуальный. Распределение физической и эмоциональной нагрузки в уроке, дозировка упражнений.

Конспект урока, постановка задач, планирование средств и методов в связи с возрастом и подготовленностью занимающихся.

Многолетняя подготовка пловца как основа достижения высоких спортивных результатов. Этапы подготовки: предварительный, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки в избранном виде спорта, спортивной специализации.

Многолетний отбор как один из факторов достижения высоких стабильных результатов в плавании.

Виды подготовки пловца: физическая, техническая, тактическая, теоретическая, волевая и специальная психологическая подготовка.

Физическая подготовка: задачи и средства. Общая (ОФП) и специальная (СФП) подготовка на суше и в воде. Соотношение средств ОФП и СФП на различных этапах подготовки пловца.

Техническая подготовка: задачи и средства. Основные направления и методы совершенствования техники.

Тактическая подготовка: задачи и средства. Основные варианты проплывания различных дистанций в тактическом плане.

Теоретическая подготовка: задачи и средства. Знание основ техники и методики тренировки — один из факторов успешной подготовки пловцов высокого класса.

Волевая и специальная психологическая подготовка: содержание, задачи и средства. Пути воспитания воли пловца.

Методы тренировки: равномерной, переменной, повторной, интервальной, контрольной (соревновательной); их место в подготовке пловца.

Режимы тренировки.

Режим активного отдыха.

Режим развития базовой выносливости.

Режим развития функциональных основ специальной выносливости.

Режим развития специальной выносливости.

Режим развития скоростных возможностей.

Управление тренировкой пловца. Планирование: многолетнее, четырехлетнее, годичное, текущее, одноурочное. Задачи, содержание, особенности распределения средств при двух-, трех- и многоцикловом планировании тренировки пловца.

4. Спасание тонущих.

Предотвращение несчастных случаев на воде. Спасание тонущих вплавь. Оказание первой помощи при утоплении.

Контроль за тренировкой пловца: медицинский, педагогический (тестирование), самоконтроль.

Основные средства восстановления физической активности и профилактики утомления.

Основы преподавания плавания. Профессиональная подготовка и профессиональное мастерство — важнейшие условия успешной работы учителя физической культуры.

Профессиональная подготовленность: знание предмета, возрастных, психических, анатомических, физиологических особенностей детей, их интересов и запросов.

Профессиональное мастерство: владение методами обучения плаванию, методикой проведения уроков.

Упражнение в учебном процессе как способ выполнения определенных движений в заданной направленности. Анализ упражнений, их творческое использование: задачи, направленность, целесообразность применения. Степень воздействия упражнений и их дозировка для решения задач физической, технической и функциональной подготовки с учетом возрастных особенностей школьников, уровнем их физического развития, физической и плавательной подготовленности.

Проведение урока плавания. Соответствие средств обучения задачам урока, целесообразность и обоснованность использования различных типов уроков и методов их проведения.

Управление классом (группой).

Пути повышения интереса школьников к урокам плавания.

Организационное и методическое обеспечение работы по плаванию с детьми в различных звеньях. Благоприятное влияние занятий плаванием на физическое и умственное развитие детей. Социальные, анатомические, физиологические, образовательные и познавательные предпосылки обязательных занятий плаванием с раннего возраста. Массовая учебно-спортивная работа с детьми — важнейшее условие их гармоничного развития и достижения успехов в спорте.

Массовое обучение плаванию малышей: условия, требования, специфика.

Группы начальной подготовки в ДЮСШ: задачи, организация, специфика. Методическое обеспечение работы в ДЮСШ.

Плавание в программе общеобразовательной школы, профессиональное и медицинское обеспечение, особенности планирования занятий плаванием в связи с возрастом школьников и условиями обучения.

Организационное и методическое обеспечение работы по плаванию в пионерском лагере. Место плавания в режиме его работы. Подготовка базы и персонала. Обеспечение безопасности занятий — главное условие успешной работы в пионерском лагере.

Практические занятия 1 курс

Общеразвивающие упражнения. Упражнения без предметов типа зарядки. Упражнения специальной направленности: с преимущественным воздействием на группы мышц, принимающих основную нагрузку при плавании различными способами, по большим амплитудам и траекториям, имитирующим траекторию гребковых движений, с определенным положением кисти. Упражнения па снарядах (индивидуальные, парные): на гимнастической стенке, на гимнастической скамейке. Упражнения (индивидуальные, парные) с предметами: обручами, скакалками, набивными мячами.

Подготовительные упражнения. Упражнения, имитирующие траекторию гребковых движений с заданным в соответствии с техникой плавания положением кисти и стопы. Положение стоп ног в технике различных способов плавания — носки вместе, пятки врозь (кроль, дельфин); пятки вместе, носки в стороны и на себя (брасс). Имитация исходных положений, характерных для упражнений в воде, — руки вверх, вытянуться, тело прямое (скольжение), плотная группировка — «поплавок» и т. д.

Специальные упражнения. Упражнения для развития силы, быстроты, гибкости, подвижности суставов с учетом техники способа плавания.

Учебная практика студентов по этому разделу.

Упражнения для изучения и совершенствования техники спортивного плавание. Последовательное освоение подготовительных упражнений в воде.

Передвижения: индивидуально, парами, по три и более человек, шеренгой. Фигурная маршировка: в колоннах, по кругу, по диагонали, спиралью, «восьмерками», петлями и т. д., обычными, приставными, скрестными шагами, на носках, на пятках с различными положениями рук. Бег наперегонки.

Прыжки и погружения. Прыжки вверх на обеих ногах, отталкиваясь всей стопой, пятками, без наклона; то же, продвигаясь вперед, удерживая руки произвольно и в заданных положениях; то же, погружаясь в воду с головой. Падения на воду.

Упражнения для дыхания. Ознакомление со спецификой дыхания. Варианты дыхания — непрерывное и «взрывное». Задержка дыхания при 'погружениях. Выдох в воду медленно и быстро, приседая и погружаясь с головой. Определение правильного выдоха в воду. Обязательное выполнение выдохов в воду после упражнений на задержанном дыхании.

Ныряния. Доставание со дна одного предмета, нескольких; то же, но предметы расположены уступами, дугой и т. п. Ныряния с последующими произвольными движениями ног и рук. Стойки на руках. Ныряние, разведение рук и ног в стороны.

Лежание на воде в положении на груди и на спине со сведенными и разведенными руками и ногами; повороты на бок, на спи­ну, па грудь. Лежание с многократным одновременным и попеременным сведением рук и ног; то же, но удерживая кисть наклонно и меняя положение стоп — носки вместе, пятки врозь, и наоборот.

Скольжения. Условия, определяющие правильное выполнение скольжения. Скольжения на груди, на спине, на боку, с меняющимся положением рук; скольжения с последующими движениями стопами: пятки вместе—носки в стороны и на себя, носки вместе — пятки в стороны. Скольжения на спине с последующими движениями одновременно обеими руками через стороны к бедрам.

Прыжки в воду ногами вниз с небольшой высоты.

Выполнение вышеприведенных упражнений в игровой и сорев­новательной форме.

Подготовительные упражнения для освоения спортивных способов плавания.

На суше. Ознакомление с формой гребковых движений всех способов плавания в игровой и соревновательной формах.

В воде. Скольжение на груди с последующими движениями рук без выноса из воды — руки через стороны прямые до бедер, вниз прямые до бедер, согнутые (меняя угол сгибания при гребке); гребок руками в форме песочных часов, листика, груши, скрестно. Траектория движений, наклонное положение кисти, высокое положение локтя. Техника гребковых и подготовительных движений в воде и над водой (пронос).

Скольжения с последующими движениями ног: попеременно на груди и на спине, одновременно на груди — брассом и дельфином. Характерные положения стопы и влияние движений ногами на продвижение при плавании различными способами.

Повторное тестирование для выявления склонностей к освоению попеременных или одновременных координации.

Учебная практика студентов по разделу «Подготовительные упражнения».

Спортивные способы плавания. На суше. Характеристика техники спортивных способов плавания: кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс. Демонстрация способов плавания.

Гребковые и подготовительные движения руками и ногами в цикле. Фазовая структура техники гребка: вход руки в воду, захват, подтягивание, отталкивание, выход из воды (кроме брасса) и движение над водой (пронос).

Упражнения для ознакомления с формой движений (имитационные) рук и ног каждого способа плавания.

В коде. Изучение и совершенствование техники спортивных • способов плавания. Демонстрация умения плавать одним (несколькими) спортивным способом.

Совершенствование элементов в безопорном положении, определение и устранение технических ошибок.

Комплексное плавание: последовательность проплывания всеми способами, техника поворотов.

Эстафетное плавание: виды эстафет, дистанции, правила смены этапов.

Основные ошибки и пути их устранения.

Значение и учет индивидуальных особенностей в технике плавания.

Учебная практика студентов по данному разделу.

Стартовые прыжки. На суше. Характеристика и значение стартовых прыжков. Демонстрация стартовых прыжков с тумбочки и из воды.

Подготовительные упражнения для ознакомления с техникой стартовых прыжков: раздельное и целостное изучение.

В воде. Раздельное изучение; принятие и фиксация исходного положения пловца на старте; прыжки с бортика и стартовой тумбочки из исходного положения пловца па старте ногами вперед на дальность; скольжение на груди, руки вверх. Спады из различных положений: сидя на бортике в положении глубокого приседа, полуприседа, в положении наклона, ноги прямые; прыжки головой вперед — руки вверх, стартовые прыжки с бортика, стартовой тумбочки самостоятельно и под команду. Стартовые прыжки с тумбочки по правилам соревнований. Стартовые прыжки из воды: принятие и фиксация исходного положения пловца на старте; скольжения на спине с последующими движениями ног и гребком одной рукой; скольжение на спине с последующим выходом на дистанцию. Стартовые прыжки из воды в целом самостоятельно и под команду. То же по правилам соревнований.

Основные ошибки и пути их устранения.

Повороты в спортивном плавании. На суше. Классификация поворотов и их общая техническая характеристика. Сходство и различие поворотов в способах плавания на груди. Значение в условиях соревнований.

Фазовая структура: подплывание — касание стенки рукой (руками) — группировка и вращение — толчок — скольжение — начало плавательных движений и выход на дистанцию. Техника и правила выполнения поворотов в различных способах плавания. «Базовый» поворот «маятником».

Подготовительные упражнения для изучения поворотов, развития гибкости и ловкости.

В воде. Подготовительные упражнения для изучения «базового» поворота на груди. Скольжение. Скольжение с последующим поворотом на правый (левый) бок гребком левой (правой) руки, «верхнюю» руку прижав к туловищу, а голову положив на плечо «нижней» руки. «Поплавок»; «поплавок» с поднятой головой; «поплавок» у стенки, поставив па нес моги и удерживаясь в этом положении за счет движений руками «горизонтальными восьмерками»; то же, но сделав вдох, опустив лицо в воду и задержав дыхание, выпрямив руки и сильно оттолкнувшись —скольжение на груди.

Наплывание на стенку (скольжение), оставаясь в положении на груди, с последующим касанием одной рукой, немного приподняв ее над водой; то же, выполняя движения ногами кролем; то же, но предварительно гребком левой (правой) руки повернув тело на бок; то же, коснувшись головой тыльной стороны кисти, приподняв голову и плечи, опираясь на дно выпрямленными, но расслабленными ногами; то же, но приподнимая голову, выполнив вдох и встав на дно; то же, но подтягивая ноги, сгруппировавшись и встав на дно; то же, переворачиваясь на другой бок («маятник»), ноги поставив на стенку, встав на дно; то же, выполнив группировку у стенки, руки вытянув, голова между руками, туловище и руки в горизонтальном обтекаемом положении; то же, наплывая в полной координации.

Подготовительные упражнения для изучения простого открытого поворота при плавании на спине. Скольжение, удерживаясь у стенки (лицом к ней) в положении плотной группировки, выполняя руками наклонные или вертикальные «восьмерки», ноги на стенке; скольжение с последующими движениями ног и гребком левой (правой) рукой; то же, но прекратив движения ногами и сразу сгруппировавшись; то же, но в сгруппированном положении на спине, поворачиваясь кругом; то же, помогая гребком левой (правой); то же, выпрямляя руки за головой. Поворот у стенки со скольжения, помогая движениями ногами, подплывая в полной координации.

Основные ошибки и пути их устранения. Значение и учет индивидуальных данных в технике поворотов.

Совершенствование в спортивном плавании. Свободное безостановочное плавание на увеличивающиеся расстояния избранным способом (желательно кролем на груди или брассом).

Проплывание коротких отрезков (12,5м и 25м) с увеличением скорости; то же, увеличивая скорость к концу отрезка.

Совершенствование техники и функциональная подготовка за счет плавания на одних руках и ногах.

Плавание в полной координации избранным способом в различном режиме.

Игры в воде, преимущественно направленные на ознакомление со свойствами воды: «Сядь на дно», «Водолазы», «Ныряльщики», «Акробаты», «Циркачи», «Подводная лодка», «Спрячься в воду», «Хоровод», «Утки-нырки» и др.

Преимущественно направленные на изучение и совершенствование элементов техники: «Гудок», «Торпеды», «Мостик», «Толкнись пятками», «Насос», «Буксир», «Звездочка», «Винт», «Фонтан» и др.

Преимущественно направленные на развитие физических качеств: «Регби в воде», «Чехарда», «Бой всадников», «Перетяни», «Попади в цель» и др.

Эстафеты линейные, встречные, со сменой способа плавания каждым участником; полоса препятствий, с ведением мяча, продвижением плавающего предмета и др.

Игры как средство эмоционального воздействия.

2 курс

Общеразвивающие упражнения. Дальнейшее развитие координации движений, физических качеств, функциональной подготовленности с уточнением специальной направленности, увеличением темпа и дозировки.

Подготовительные упражнения. Упражнения для ознакомления с техникой ныряний. Упражнения для ознакомления со спецификой плавания на боку.

Специальные упражнения. Упражнения для развития и со­вершенствования физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Упражнения для групп мышц, принимающих основную нагрузку при плавании различными способами. Тренажерная подготовка.

Упражнения для изучения и совершенствования прикладного плавания. Плавание на боку. На суше. Демонстрация техники плавания па боку. Специфика движений в соответствии с основным назначением данного способа — транспортировка пострадавшего. Упражнения для ознакомления с формой движений.

В воде. Тестирование для выявления индивидуальных склонностей к передвижению на левом или правом боку. Упражнения для изучения движений ногами и согласования движений нижней руки с движениями ног и дыханием; плавание при соблюдении полной координации. Особенности выполнения поворотов.

Ныряния в глубину и длину. На суше. Демонстрация техники ныряний. Подготовительные упражнения для ознакомления с формой движений.

В воде. Специальные упражнения до и после старта: упражнения, облегчающие длительную задержку дыхания. Техника погружений в воду: из опорного и безопорного (с поверхности воды) положений, погружение ногами вниз и головой вперед. Изменение глубины погружения и направления движения. Способы передвижения под водой (ныряния): брассом с гребком до бедер и удержанием рук прижатыми к туловищу; выводом рук вперед; «торпедой»; комбинированным способом; на боку. Постепенное увеличение глубины погружения (до 4 м) и расстояния, проплываемого, под водой. Доставание предметов со дна.

Подготовка к освоению нормативных требований.

Оказание помощи пострадавшему на воде.

На суше. Демонстрация способов удержания пострадавшего. Извлечение пострадавшего со дна. Приемы освобождения от захватов. Способы транспортировки и их выбор. Оказание доврачебной помощи. Способы искусственного дыхания. Правила применения спасательных средств.

В воде. Подплывание к тонущему; способы доставания его со дна. Практическое изучение приемов освобождения от захватов и способов удержания. Упражнения для изучения способов транспортировки, выбор способа транспортировки с учетом своих, возможностей и поведения пострадавшего.

Совершенствование приемов освобождения от захватов, способов удержания и избранного способа транспортировки. Подготовка к выполнению норматива.

Учебные прыжки в воду. Прыжки ногами вниз с бортика, стартовой тумбочки, постепенно нарастающей высоты. Удержание прямого положения тела в полете. Подготовка к выполнению норматива.

Учебная практика студентов по прикладному плаванию,

Совершенствование в спортивном плавании. Плавание на уве­личивающееся расстояние - избранным способом (объемное плавание).

В воде. Специальные упражнения до и после старта: упражнения, облегчающие длительную задержку дыхания. Техника погружений в воду: из опорного и безопорного (с поверхности воды) положений, погружение ногами вниз и головой вперед. Изменение глубины погружения и направления движения. Способы передвижения под водой (ныряния): брассом с гребком до бедер и удержанием рук прижатыми к туловищу; выводом рук вперед; «торпедой»; комбинированным способом; на боку. Постепенное увеличение глубины погружения (до 4 м) и расстояния, проплываемого, под водой. Доставание предметов со дна.

Подготовка к освоению нормативных требований.

Оказание помощи пострадавшему на воде.

На суше. Демонстрация способов удержания пострадавшего. Извлечение пострадавшего со дна. Приемы освобождения от захватов. Способы транспортировки и их выбор. Оказание доврачебной помощи. Способы искусственного дыхания. Правила применения спасательных средств.

В воде. Подплывание к тонущему; способы доставания его со дна. Практическое изучение приемов освобождения от захватов и способов удержания. Упражнения для изучения способов транспортировки, выбор способа транспортировки с учетом своих, возможностей и поведения пострадавшего.

Совершенствование приемов освобождения от захватов, способов удержания и избранного способа транспортировки. Подготовка к выполнению норматива.

Учебные прыжки в воду. Прыжки ногами вниз с бортика, стартовой тумбочки, постепенно нарастающей высоты. Удержание прямого положения тела в полете. Подготовка к выполнению норматива.

Учебная практика студентов по прикладному плаванию,

Совершенствование в спортивном плавании. Плавание на уве­личивающееся расстояние - избранным способом (объемное плавание).

Составление конспекта урока и его проведение с детьми разных возрастов в школе, пионерском лагере. Моделирование различных ситуаций на уроке. Управление группой, подача команд и распоряжений, моделирование проблемных ситуаций. Проведение урока (зачетного) на оценку. Организация учебных соревнований.


3. Материалы промежуточного и итогового контроля

1 курс (2 семестр)

Практический зачет

1. Проплывание 25 метров без учета времени любым способом.

2. Достать предмет со дна бассейна (ныряние, глубина 3,80 м).

3. Транспортировка утопающего.

4. Первая помощь при утоплении (искусственное дыхание, массаж сердца).

Устный зачет по теории техники спортивных способов плавания включает в себя ответы на вопросы по программе курса.


2 курс (1 семестр)

Экзамен

Экзаменационные вопросы по дисциплине плавание

1. Понятие плавание, история развития плавания.

2. Основные направления в развитии плавания.

3. Плавание, как жизненно необходимый навык.

4. Спортивное плавание и водные виды спорта.

5. Профессионально-прикладное плавание.

6. Оздоровительно-реабилитационное плавание.

7. Что понимают под техникой спортивного плавания?

8. Спортивные способы плавания.

9. Основные задачи обучения плавания.
10.Этапы обучения плавания.

11.Правила поведения на воде и требования безопасности.

12.Спасательные средства и их применение.

13.Последовательность действий при спасении тонущих.

14. Действия спасателя при белой и синей асфиксии пострадавшего.

15.Обеспечение проходимости дыхательных путей.

16.Способы искусственного дыхания.

17.Внешний (непрямой) массаж сердца.

18.Приемы освобождения от захватов тонущего.

19.Приемы транспортировки тонущего.

20. Длительность пребывания в воде человека, факторы.

21. Правила, организация и проведение соревнований.




4. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

1. Булгакова Н.Ж. Плавание. Учебник для институтов физической

культуры. Москва. Ф и С, 1984.

2. Вржесневский И.В. Плавание/Учебник. Москва. Ф и С, 1980.

Дополнительная литература

1. Васильева В.Е. Лечебная физическая культура, Москва, 1978.

2. Микушин Т.К. Закаливание с современных позиций. Москва, медицина, 1981.

3. Матвеев П.П. Теория и методика физического воспитания. Москва, Ф и С, 1980.

4. Саркизов-Серазин И.М. основы закаливания. Москва, Ф и С. 1980.

5. Форель В.С. Физиология. Учебник для институтов физической культуры, Москва, Ф и С, 1980.

6. Янкелевич Е.О. Что происходит в организме при выполнении физических упражнений. Москва, Ф и С, 1981.

7. Гончар И.Л. Плавание. Теория и методика преподавания. Минск, 1999.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей