Пояснительная записка
Цели образовательно-коррекционной работы
Формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель: подготовка детей к жизни в современном обществе.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Общая характеристика учебного процесса
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Основными критериями отбора материала по русскому языку, является его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержании материала. Практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирования у них готовности к использованию полученных знаний на практике.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Списывание с таблиц, с классной доски, с прочитанных и разобранных слов, предложений. Письмо под диктовку, словарная работа, списывание с текстов, развитие речи.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
в учебном плане практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму)
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Описание место учебного предмета в учебном плане. Тематическое планирование рассчитано на 4 час в неделю, что составляет 132 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник Русский язык для 3 класса Э.В. Якубовской, Я.В. Коршунова для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва "Просвещение",2018.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Дата |
| 1 четверть | 36 | | |
| Повторение | | | |
1 | Предложение. Выделение предложения из текста. | 1 | Работа с текстом, предложением. Чистописание. | |
2 | Предложение и его схема. | 1 | Работать с учебником. Словарная работа - овощи | |
3 | Предложения-вопросы и предложения-ответы. | 1 | Составление и запись полных ответов на вопросы, используя слова вопроса и опорные слова; чистописание. | |
4 | Завершение начатого предложения. | 1 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок; словарная работа - огород | |
5 | Различение набора слов и предложения. | 1 | Составление предложений из слов данных вразбивку; составление предложений по опорным схемам; чистописание. | |
6 | Порядок слов в предложении. | 1 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок; письмо по памяти. | |
7 | Диагностический контрольный диктант. | 1 | Диагностический контрольный диктант. Выполнение грамматического задания. | |
8 | Работа над ошибками. | 1 | Работа с ошибками, допущенные при диктанте, чистописание. | |
9 | Предложение. Закрепление знаний. | 1 | Работа с учебником. Чистописание. | |
| Звуки и буквы | | | |
10 | Знакомство с алфавитом. | 1 | Расположение букв в алфавите; звуки и названия букв; | |
11 | Звуки гласные и согласные. | 1 | Работа с карточками. | |
12 | Ударение в словах. | 1 | Работа с учебником. Заучивание правила. | |
13 | Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. | 1 | Выделение гласных звуков из слов, графическое выделение гласных; | |
14 | Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. | 1 | Выделение гласных звуков из слов, графическое выделение гласных; чистописание | |
15 | Деление слов на слоги. | 1 | Деление слов на слоги; подсчёт кол-ва слогов в слове; правило; | |
16 | Контрольный диктант | 1 | Письмо текста под диктовку | |
17 | Работа над ошибками. | 1 | Исправление типичных ошибок; чистописание | |
18 | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 1 | Словарная работа - яблоко | |
19 | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 1 | Работа с учебником, рабочей тетрадью. | |
20 | Перенос части слова при письме. | 1 | Практические упражнения в делении слов на слоги и для переноса; правила; чистописание. | |
21 | Различение твердых и мягких согласных перед гласными. | 1 | Различение на слух и при письме твердых и мягких слогов. | |
22 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю,я. | 1 | Различение пар слов, отличающихся гласными; составление предложений; правило. | |
23 | Обозначение мягкости согласных на письме. | 1 | Различение пар слов, отличающихся гласными; составление предложений; правило; | |
24 | Буква мягкий знак (ь) на конце слова. | 1 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных на конце слова; выделение ь на конце слова. | |
25 | Различение твердых и мягких согласных | 1 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных в середине слова; выделение ь в середине слова. | |
26 | Различение твердых и мягких согласных. | 1 | Словарная работа - мебель | |
27 | Различение твердых и мягких согласных. | 1 | Объяснение написания слов с мягким знаком; запись отгадок | |
28 | Буква мягкий знак на конце слова | 1 | запись слов и предложений со словами с сочетаниями жи – ши; правило | |
29 | Контрольная работа по теме: «Мягкий знак на конце слова» | 1 | Изменение слов по образцу; составление предложений; правило. | |
30 | Написание жи-ши, ча-ща в словах. | 1 | Изменение слов по образцу; составление предложений; правило. | |
| 2 четверть | | | |
31 | Написание чу-щу в словах | 1 | Работа в рабочих тетрадях. | |
32 | Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | Словарная работа - товарищ | |
33 | Списывание текста | 1 | | |
34 | Составление пар звонких и глухих согласных. | 1 | | |
35 | Составление пар звонких и глухих согласных. | 1 | выделение звонких и глухих согласных на слух и на письме. | |
36 | Различение Б-П, В-Ф | 1 | дифференциация согласных звуков на конце слова; чистописание. | |
37 | Различение Д-Т, Г-К. | 1 | Словарная работа - дневник | |
38 | Различение Ж-Ш, З-С. | 1 | Подбор слогов по схемам; выделение звонких и глухих согласных на слух и на письме | |
39 | Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. | 1 | Изменение слов по числам; дифференциация согласных звуков на конце слова; | |
40 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Словарная работа – сапоги | |
41 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Запись слов парами; отгадывание загадок; | |
42 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Работа с учебником. | |
43 | Правила правописания в словах. Закрепление знаний. | 1 | Словарная работа-праздник. | |
44 | Правила правописания в словах. Закрепление знаний | 1 | Работа в рабочих тетрадях. | |
45 | Контрольный диктант. | 1 | Письмо текста под диктовку | |
46 | Работа над ошибками. | 1 | Исправление типичных ошибок; чистописание | |
| Слово | | | |
47 | Различение названий предметов по вопросам Кто? Что? | 1 | Запись названий предметов по вопросам; чистописание | |
48 | Обобщающее название для групп однородных предметов. | 1 | Словарная работа - одежда | |
49 | Выделение названий предмета из предложения. | 1 | Запись названий предметов с обобщающим словом. | |
50 | Выделение названий предметов из предложения. | 1 | Словарная работа-вчера, сегодня. | |
51 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. | 1 | Расширение круга имён собственных; чистописание | |
52 | Различение названий действий по вопросам Что делает? Что делают? | 1 | Различение слов по вопросам. | |
53 | Контрольный диктант. | 1 | | |
54 | Работа над ошибками. | 1 | | |
55 | Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала? | 1 | Словарная работа – учитель, класс | |
56 | Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали? | 1 | подчёркивание действий двумя чертами; | |
57 | Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают? | 1 | | |
58 | Постановка вопросов к названиям действий. | 1 | | |
59, 60 | Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. | 2 | Выписывание названий действий из текста; подчёркивание в тексте; чистописание. | |
61 | Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие? | 1 | Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями чистописание. | |
62 | Различение предметов по их признакам. | 1 | Словарная работа – арбуз | |
63 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 | Работа с учебником. | |
64 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 | Словарная работа – дорога | |
65, 66, 67 | Выделение названий признаков предмета из предложения. | 3 | Работа с учебником. | |
68, 69, 70 | Названия предметов, действий и признаков. | 3 | Работа с учебником, карточками. | |
71, 72, 73 | Предлоги В, НА, С, ИЗ, У. | 3 | Словарная работа – город | |
74, 75 | Предлоги К, ПО со словами. | 2 | Упражнения в произношении предлогов в речи | |
76, 77 | Предлог ОТ со словами. | 2 | Работа в рабочих тетрадях. | |
78 79 80 | Предлоги НАД, ПОД, со словами. | 3 | Работа с учебником | |
81 | Предлог О со словами. | 1 | Словарная работа - погода | |
82 83 84 | Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О, со словами. | 3 | составлять предложения с предлогами; | |
85 | Контрольный диктант. | 1 | Письмо текста под диктовку | |
86 | Работа над ошибками. | 1 | Исправление типичных ошибок; чистописание. | |
| Предложение | | | |
87 88 | Выделение предложения из текста. | 2 | Составление предложений по вопросам | |
89 90 | Предложение законченное и незаконченное. | 2 | Словарная работа неделя, месяц. | |
91 92 93 | Деление текста на предложения. | 3 | Работа с текстом. | |
94 95 | Порядок слов в предложении | 2 | Работа в рабочей тетради. | |
96 97 | Работа с деформированным текстом | 2 | Работа с деформированным текстом. | |
98 | Контрольный диктант. | 1 | Письмо текста под диктовку | |
99 | Работа над ошибками | 1 | Исправление типичных ошибок; чистописание. | |
100 101 | Распространение предложений. | 2 | Подсчитывание количества предложений в тексте и на слух | |
102 | Закрепление изученного материала | 1 | Работа в рабочих тетрадях | |
103 104 | Распространение предложений. | 2 | Словарная работа - завтра | |
105 106 | Слова в предложении. | 2 | Заучивание текста | |
107 | Предлог как отдельное слово в предложении | 1 | | |
108 109 110 | Порядок слов в предложении. | 3 | Составление предложений по вопросам; письмо по памяти; чистописание | |
111 | Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов | 1 | Работа в рабочих тетрадях. | |
112 113 | Составление предложений. | 2 | | |
114 115 | Работа с деформированными предложениями | 2 | Установление связи между словами в предложении; чистописание | |
116 117 | Составление предложений на данную тему | 2 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | |
118 119 | Закрепление по теме «Предложение» | 2 | Составление предложений по вопросам; письмо по памяти; чистописание | |
120 | Контрольный диктант. | 1 | Письмо текста под диктовку. | |
121 | Работа над ошибками. | 1 | Исправление типичных ошибок. | |
122 123 | Правила правописания в слове | 2 | | |
124 125 | Названия предметов и признаков. | 2 | Работа с заданиями к упражнению, образцами. | |
126 127 | Название действий. | 2 | Различение слов по вопросам; чистописание | |
128 129 | Предложение | 2 | Составление предложений по вопросам; письмо по памяти; чистописание | |
130 | Контрольный диктант. | 1 | Письмо текста под диктовку. | |
131 | Работа над ошибками. | 1 | Исправление типичных ошибок. | |
132 | Итоговый урок | 1 | | |
| Итого | 132 ч. | | |