СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме «Клетка как биологическая система»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по теме «Клетка как биологическая система»

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Клетка как биологическая система»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зерносовхозская средняя школа имени М.Н. Костина п. Новоселки муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»



Бекетова Марина Андреевна,

педагог дополнительного образования

Тест по теме «Клетка как биологическая система»

  1. Наука, изучающая строение, химический состав, процессы жизнедеятельности и размножении клетки, а также ее происхождение и эволюцию, называется:

а) цитология б) гистология в) органология г) молекулярная биология


2. Установите хронологический порядок этапов развития знаний о клетке:

а) К. Бэр открыл яйцеклетки птиц и животных.

б) А. ван Левенгук открыл одноклеточные организмы и эритроциты; описал бактерии, гриб, простейшие.

в) Р. Гук, описал биологические исследования, проведенные с использованием микроскопа. Применил термин «клетка».

г) Усовершенствование микроскопа и методов фиксации и окрашивания. Цитология приобретает экспериментальный характер.

д) Р. Броун описал ядро в клетке.

е) Т. Шванн и М. Шлейден обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную теорию.

ж) Р. Вихров дополнил теорию: «Клетка – единица развития живых организмов».

з) Э. Руске и М. Кноль сконструировали электронный микроскоп.

3. Найдите три верных ответа принадлежащие методам цитологических исследований:

а) окрашивание б) измерение в) микроскопия г) культура тканей, клеток д) наблюдение



4. Дополните предложения биологическими терминами:

(1)…………….ДНК бактерий не отделена от цитоплазмы (2)………., а находится в особой структуре – (3)…….. . Молекула ДНК (…) (4)………..может быть не единственной – дополнительные маленькие кольцевые молекулы ДНК называются (5)…… . Они находят широкое применение в (6)……. .



Биологические термины:

А – биотехнология Б – кольцевая молекула В – селекция Г – нуклеоид Д – ген Е – хромосома Ж – плазмиды З – мембрана



5. Установите соответствие:



Клетки: Характеристики:

1. Прокариоты А. Размер клеток 0,5 – 5 мкм

2. Эукариоты Б. Размер клеток 40 мкм

В. Клеточные стенки жесткие, содержат основной компонент -

муреин

Г. Рибосомы мелкие, ЭПС нет

Д. Хлоропластов нет, фотосинтез происходит в мембране

Е. Не способны к фиксации азота



6. Какие микроэлементы входят в химический состав клетки:

А) углерод, б) цинк в) кислород г) йод д) водород е) медь ж) азот з) марганец ж) фтор

7. Какой химический элемент является компонентом хлорофилла и принимает участие в биосинтезе белка:

А) фосфор б) сера в) медь г) магний



8. Как называются вещества растворимые в воде:

А) гидрофобные б) гидрофильные в) водородные г) гидрильные



9. Как называется вид деления клеток, при котором не образуются хромосомы и веретено деления, наследственна информация распределяется неравномерно:

а) митоз б) мейоз в) амитоз г) онтогенез



10. Способ непрямого деления наследственного материала соматических клеток называется:

А) цитокенез б) мейоз в) конъюгация г) митоз



Ключ к тесту Клетка как биологическая система

1. а

2. в, б, а,

д, е, ж, г, з

3. а, в, г

4.

1- Б;

2 – З;

3 – Г;

4 – Е;

5 – Ж;

6 - А

5.

1.а, в, г, д



2.б, е

6. б, г, е, з,ж

7. г

8. б

9. в

10. г





Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных и компьютерных технологий.

Специальными исследованиями установлено, что информация на 80% усваивается через зрительный анализатор, а в современном информационном пространстве, где количество бит информации удваивается каждые 4 года, необходимо искать и реализовывать наиболее оптимальные подходы и решения из предлагаемых современной школе.

Тем более что школьная биология была и остается важным звеном в системе общего образования. Она довольно прочно удерживает свои позиции.

«Только в результате деятельности самого ученика происходит овладение им знаниями, умениями и навыками», - писал А.Н.Леонтьев.

Слагаемые успеха в данном случае – владение информационными технологиями и использование их на уроках биологии.

Согласно классификации педагогических технологий (по Селевко Г.К.), информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников. Кроме того, информационно-коммуникативные технологии дают возможность индивидуализации процесса обучения. А сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску новых знаний.

Использование информационно - коммуникативных технологий в обучении обеспечивает:

- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

- многоаспектное развитие школьника;

- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;

- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

Информационно - коммуникативные технологии–оказывают информационную поддержку предмета, выражающаюся в использовании стандартного программного обеспечения для активизации познавательной деятельности на каждом этапе урока. На уроках биологии ИКТ можно использовать на любом этапе урока. Сейчас существует огромное количество электронных учебников, учебных фильмов и программ. Уникальная их конструкция позволяет включать нужные фрагменты, подчиняя их конкретной задаче конкретного урока. Каждый уровень содержит дополнительные материалы, где приведена информация повышенного уровня сложности, а также занимательная информация.

Для того чтобы сделать контроль знаний более эффективным можно использовать компьютерное тестирование, работу с рисунками или терминологический диктант. В нашей школе это возможно, так как в компьютерном кабинете имеется локальная сеть. Это позволяет одновременно работать со всеми учащимися. Ученик видит, сколько времени на обдумывание у него осталось: обычно на вопрос дается 4 варианта ответа, причем 1 из них считается верным, а на ввод правильного ответа отводится около 60 секунд. После тестирования или другой работы обучающимся предоставляется возможность посмотреть правильные ответы на вопросы, которые им задавались и как они на них ответили. Заранее перед уроком можно дать задание 1 ученику подготовить доклад по теме. Такие сообщения способствуют развитию творческого потенциала учеников, и развивают навыки работы с дополнительными источниками информации. Доклад можно «оживить» сопровождением слайдов. Чтобы роль слушателей не была пассивна, по ходу выступления остальные ученики составляют резюме, отмечая слабые и удачные моменты. Такой прием позволяет активизировать мыслительную деятельность всех обучающихся, развивать их аналитические способности.

При объяснении нового материала можно использовать мультимедийный проектор и тщательно подобранные фрагменты, которые помогают иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Наличие сканера при подготовке к уроку решает еще одну проблему: использование наглядностей на уроке.

В старших классах часто используется такая форма работы как лекция. С целью повышения ее результативности и восприятия практикуется такой прием: содержание лекции разбивается на смысловые отрывки и перед каждой частью ставится проблемный вопрос, что способствует более осмысленному восприятию и усвоению полученной информации. Так происходит непрерывное использование знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях. На уроках-лекциях слайдовое сопровождение поможет не только дополнить существующие наглядные средства обучения, но и заменит старые таблицы, особенно для тех обучающихся, у которых проблемы со зрительным и слуховым восприятием. Изложение нового материала на таких уроках активизирует желание обучающихся к поиску новых знаний.

Уроки-экскурсии также открывают свои пути использование ИКТ. Основной целью экскурсии является развитие личности школьника, значит, методика этой формы изучения живой природы должна быть модернизирована на культурологическом, деятельностном и ценностном подходах. Большую помощь здесь может оказать комплекс из цифровой видеокамеры, мультимедийного проектора и компьютера. Демонстрация учащимся редкой фотографии, палеонтологической находки, любой другой эксклюзивный материал, способный помочь удачно проиллюстрировать содержание урока. Все, что было отснято во время экскурсии, затем транслируется на класс. Данный материал можно использовать и при объяснении нового материала. Так, например, для облегчения понятий, как типы конечностей у насекомых, типы жилкования листьев, листорасположение, приспособления для распространения плодов и семян, причем на реальных объектах в режиме реального времени. Развивающий потенциал таких биологических экскурсий в том, что здесь объединяется процесс обучения, живая природа и познающий ее активный школьник. Следовательно, создаются лучшие условия доля развития личности школьника в сравнении с занятием, проведенным в классе. Возможность на каждой экскурсии создать проблемную ситуацию с целью актуализации, усвоения, закрепления и обобщения знаний, формирует у обучающихся, способность решать биологические и экологические проблемы и задачи.

Биология – это наука экспериментальная, но проведение экспериментов на уроке возможно не всегда (отсутствие необходимого оборудования, трудности при работе с готовыми микропрепаратами или другие причины). Отказываться от проведения лабораторных работ ни в коем случае не надо. Действительно, удобнее объяснить всем ученикам теоретически, чем на конкретных примерах объяснить это практически в индивидуальном порядке. Не стоит забывать, что успешное обучение всегда было и остается деятельностным.

Так, при изучении анатомии организма человека учащиеся сталкиваются с весьма абстрактным для их возраста понятием «ткани», да и от учащихся требуется не только усвоение этого понятия, но и умение разбираться в типологии тканей. На изучение этого вопроса отводится один урок, усваивается материал с трудом. Учитывая все трудности с выполнением работы, можно предложить учащимся другой путь выполнения работы. При рассматривании реальных срезов эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей организма человека, которые мало чего общего имеют со схематическими рисунками, представленными в современных учебниках, можно использовать учебный фильм «Тело человека». Учащиеся помещают в поле зрения микроскопа препарат, а затем с помощью демонстрации фрагментов фильма, где диктор дает необходимые пояснения, внимательно рассматривают его. Использование DVD-технологии позволяют возможность сделать повтор изображения или остановить его в режиме «стоп-кадр» и ответить на возникающие вопросы, а также дать необходимые разъяснения. Проведение таких лабораторных работ станет намного результативнее, заметно повышается заинтересованность учащихся.

Важным направлением в биологическом образовании является внеклассная работа. Ее характеристиками является добровольность в выборе занятий школьниками; менее строгая регламентированность учебного материала, зависимость содержания работы от интересов самих учащихся. К.Д.Ушинский сказал «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Проведение предметных декадников станет намного ярче и интереснее, если обучающиеся при подготовке будут пользоваться информацией, взятой из дополнительных источников, в том числе и электронных.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивая число информационных ресурсов по всем предметам, в том числе и по биологии. Учащиеся самостоятельно находят дополнительную учебную информацию с сохранением ее для последующего многократного использования разными пользователями. Использование Интернет имеет огромное значение для самообразования и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.

Ведущим направлением в преподавании биологии является приобщение обучающихся к исследовательской и творческой деятельности вне уроков, например, на элективных курсах. Кроме исследовательских реферативных работ, в качестве отчетов можно использовать электронные презентации.

Презентации с включением дополнительных технологий – самая удобная и не сложная форма при проведении уроков и других мероприятий. Главное в презентации это тезисность для учителя и наглядность для учащихся. При составлении презентаций можно использовать эффектные превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, фотографии. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Такая форма работы помогает создать благоприятные условия для проявления творческих способностей обучающихся, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в них творчества, оптимистической перспективы.

Наличие компьютера в кабинете биологии становится сегодня насущной потребностью, так как все современные технологии предлагают активное включение ученика в информационный поток.

Использование информационно-коммуникативных технологий, несомненно, способствует активизации познавательного интереса учащихся на уроках, более качественному обучению.

При таком постижении учебного материала содержание предмета становится ярким, запоминающимся, увлекательным, вызывает неподдельный интерес обучающихся.


Литература


1.Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения/ А.В. Дворецкая// Школьные технологии. - 2004, № 3.

2.Зенкина С.В. Компьютерные обучающие системы в биологии. /С.В. Зенкина//Биология в школе. – 2007- № 5 - с.26-28

3.Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/С.В.Кульневич Т.П.Лакоценина//Ростов-н /Д: изд-во «Учитель»,2005.

4.Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии / И.Д. Мухина//Биология в школе. – 2007 - № 6 – с. 31-34

5.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко// М., 1998.

6.Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс / Л.В.Стамберская//Биология в школе. – 2006 - № 6 – с.31-36


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!