ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА
«Технологическая карта
учителя от цели к результату»
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное проведение уроков в школе и достижения планируемых результатов, в соответствие с новыми стандартами ФГОС.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Зачем нужна технологическая карта урока?
- Для планирования достижений метапредметных результатов
- Для самоанализа и анализа того, что делается на уроке (с разных точек зрения)
- Для четкости в постановке учебных задач
- Для создания опорного конспекта для будущих уроков
Виды технологической карты урока
- Технологическая карта темы
- Расширенная технологическая карта (форма конспекта урока)
- Краткая технологическая карта (сценарий основных составляющих урока)
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты в рамках нового стандарта ФГОС;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- планировать свою деятельность на триместр, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- провести диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Преимущества технологической карты
- Внедряются готовые разработки, освобождающие от кропотливой работы по конструированию учебной деятельности
- высвобождается время учителя для творчества
- обеспечиваются согласованные действия всех участников педагогического процесса
- обеспечивается минимум потерь при недостаточном опыте учителя
- повышается качество обучения, воспитания, развития
- обеспечивается объективная диагностика профессиональной деятельности учителя
Традиционный конспект
Целеполагание
в соответствии со знаниевой парадигмой
Технологическая
Основной метод описания
Особенность проектирования
карта
в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы)
объяснительно- иллюстративный
Используемые средства обучения
по видам деятельности учителя
структурно-логический; проектный
по видам деятельности учителя и обучающихся
учитель и учебник как основные носители знания
Дидактический подход
использование всех компонентов УМК и современных ресурсов
межпредметные связи на основании некоторых элементов знания
Форма описания урока
Оценка
формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний
использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя
использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности
учителем результатов обученности в целом
всеми участниками процесса, результата, индивидуальных достижений
Технологическая карта обладает своими отличительными чертами:
- Интерактивность
- Структурированность
- Алгоритмичность (при работе с информацией)
- Технологичность
- Обобщённость
Структурные компоненты технологической карты урока
І . Блок целеполагания :
- Тема урока.
- Цель урока.
- Планируемый результат.
- Личностно - формирующая направленность урока.
ІІ. Блок инструментальный:
- Задачи урока.
- Тип урока.
- Учебно-методический комплекс.
ІІІ. Блок организационно-деятельностный:
- Таблица-схема «Организационная структура урока».
- Диагностика результатов урока.
- Домашнее задание.
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
- Тема урока
- Цель урока
- Планируемый результат
- Личностно-формирующая направленность урока
Инструментальный блок
- Задачи урока
- Тип урока
- Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс
- источник информации
- оборудование
- дидактическое сопровождение
- материалы для познавательной деятельности ученика
Источники информации
- Программа дисциплины;
- План урока;
- Литература для учителя;
- Литература для учеников;
- Учебники;
- Сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;
- Интернет-сайты;
- Кинофильмы;
- Видеозаписи, аудиозаписи;
- Научная периодическая печать;
- Массовая периодическая печать;
- Учебные телефильмы и т.п.
Оборудование
- Приборы;
- Технические средства обучения;
- Электронные средства обучения;
- Телевидение;
- Компьютеры;
- Локальная сеть;
- Магнитная доска;
- Карты;
- Препараты;
- Реактивы;
- Демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.
Дидактическое сопровождение
- Проблемные вопросы;
- Когнитивные и деятельностные установки;
- Понятийный аппарат;
- Логические схемы;
- Рисунки;
- Видеозаписи;
- Индикаторы обратной связи и т.п.
Материалы для познавательной деятельности учеников
- Уровневые задания;
- Карточки для самостоятельной работы;
- Тексты контрольных самостоятельных работ;
- Технологические карты лабораторных работ;
- Инструкция по технике безопасности;
- Задания для выполнения на уроке;
- Задания для самопроверки;
- Другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик
Организационно-деятельностный блок
- План урока
- Диагностика результатов урока
- Домашнее задание
Основная дидактическая структура, отображающаяся в технологической карте
Имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:
1. Организационный момент: • тема; • цель; • образовательные, развивающие, воспитательные задачи • мотивация их принятия; • планируемые результаты: знания, умения, навыки; • личностно - формирующая направленность урока. 2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). 3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: • постановка учебной задачи; • актуализация знаний.
Основная дидактическая структура, отображающаяся в технологической карте
4. Сообщение нового материала: • решение учебной задачи; • усвоение новых знаний; • первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль). 5. Закрепление изученного материала: • обобщение и систематизация знаний; • контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом). 6. Подведение итогов: • диагностика результатов урока; • рефлексия достижения цели. 7. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению )
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Тема урока
Тип урока
Цель
Создать условия для…
Задачи
Образовательные: Развивающие: Воспитательные:
Планируемые результаты
Основные понятия
Предметные:
Межпредметные связи
- научится:
- получит возможность научиться:
Личностные: Метапредметные:
Ресурсы:
Формы урока
Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология
Организационная структура урока
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Организационный момент
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Планируемые результаты
Предметные
Закрепление нового материала
Контроль
УУД
Рефлексия
Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Технологическая карта урока, реализующего
системно-деятельностный подход и формирование УУД
Деятель-ность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Осуществ-ляемые действия
1. Организационный этап
Форми-руемые способы деятельности
Коммуникативная
Осуществ-ляемые действия
2. Постановка целей и задач урока
Регулятивная
Форми-руемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Форми-руемые способы деятель-ности
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.
Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Личностные УУД
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
неуспешности учебной деятельности
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как
- Учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности