СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Плотность вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 7 классе по программе Перышкина. Может быть использована при проведении уроков в общеобразовательных классах. Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Плотность вещества"»

Технологическая карта урока

Автор: Слугина Любовь Александровна, учитель физики МОУ «Деревянская СОШ №9»

Предмет: физика

Класс: 7

Базовый учебник: А.В.Перышкин «Физика 7»

Тема урока: Плотность вещества

Цель урока: Создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность»

Задачи урока:

Образовательные:

выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;

охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;

Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий:

познавательных УУД (ПУУД): умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

регулятивных УУД (РУУД): Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли, умение работать в микрогруппах, : Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

Воспитательные: Способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Необходимое оборудование: компьютер, Интерактивная доска, экран, тела равного объема, но разной массы, весы.

Методы и приёмы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный.

Формы организации работы учащихся: беседа, рассказ, фронтальные и лабораторные опыты, обсуждении демонстрации.

Методы и формы контроля: наблюдение, самоанализ, рефлексия, тестирование, оценочные вопросы.






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Я мыслю, следовательно, я существую ”

Рене Декарта

Друзья мои! Сегодня на уроке с вами

Должны добыть мы знаний и немалых.

Запомните: процесс учения тогда успешен,

Когда в нём личный вклад замешен.

Идею выдвини, задай вопрос,

И не сиди, повесив нос!

Я желаю вам, ребята, плодотворной работы на уроке.




2.

Мотивационный


Постановка проблемы: Я вчера ездила в строительный магазин, покупать кирпичи. С собой у меня была только линейка. А можно ли посчитать при помощи линейки, сколько кирпичей я увезу на своей машине, если грузить можно до 150 кг? Ну как сможем?

Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую  вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно.

- Для этого нам сейчас с вами нужно вспомнить понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке.





Дискутируют, выдвигают гипотезы

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

3.

Актуализация знаний

Ответьте на такие вопросы:


Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии называют ……

Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел называется …

Обозначение массы …

Единица измерения массы …

Прибор, с помощью которого измеряют массу тела …

У вас на столах есть листки самоконтроля, возьмите их и в столбце тест поставьте оценку за свою работу.




Ученики отвечают на вопросы теста











Выставляют оценки

РУУД: рефлексия содержания материала












РУУД: контроля и оценки

4.

Изучение нового материала
































































































































Физкультминутка


Скажите, кто-нибудь из вас слышал загадку: «Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм золота?». А если эти вещества взять одинакового объёма? Что тогда покажут весы? А вы задумывались почему?

- Давайте наши слова проверим на опыте.

Экспериментальное задание №1 (работа в парах)

Сделайте сравнительную характеристику тел (размеры, масса, агрегатное состояние)


Посмотрите на рисунок и сделайте сравнительную характеристику тел (чем отличаются и чем схожи), изображенных на рисунке.













Какой вывод можно сделать?




Экспериментальное задание №2 (работа в парах)

Сделайте сравнительную характеристику тел (размеры, масса, агрегатное состояние)


Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ.



1 кг






1 кг








Какой вывод можно сделать?






Возьмите оценочные листки и оцените работу в парах






Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок и сделайте вывод.


А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?




Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?


Отчего зависят различия веществ?






Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.






Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества.


Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.


Постараемся выполнить его.







  1. поднимаемся ребятки на веселую зарядку…Я вам буду называть тела, а вы будете изображать. «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук;

«Пружина»: растягивание позвоночника;

«Штурвал»: изображаем капитанов, крутящие штурвал;

  1. называет тела. Если называет искусственное тело, дети встают, а если естественное – сидят.

читает: «Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолёт, солнце, звёзды, медведь».


Теперь вы поработаете в минигруппах (3-4 чел.) по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике. Откройте учебник и найдите ответы на вопросы.





Давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на доску.

1. Плотность - физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму

2. (греческая буква «ро») ρ



3.


4. (г/см3 )

5. Ареометр или прибор для измерения объёма и весы.


Оцените свою работу в группах и выставьте оценку.



От чего зависит плотность вещества?

Давайте запишем физический смысл плотности вещества:

Плотность показывает, какая масса  вещества приходится на единицу объёма тела.




Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?



Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?




Следовательно, что специфично для плотности вещества?














Плотность для всех веществ рассчитана и занесена в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении задач. Ребята, откройте учебник на странице 63, и найди таблицу плотностей. Сейчас мы поработаем с таблицами.

Далее учитель рассказывает о таблицах, по какому принципу они делятся.

Показывает один пример, например с водой.

А потом задает вопросы ученикам:

- Чему равна плотность золота? Каков смысл данного числа?

- Чему равна плотность растительного масла? Каков смысл данного числа?

- Какое из твердых тел имеет самую высокую плотность,

а какое - самую низкую плотность?

Что обозначают эти числа? Найдите массу одного кубического метра железа.

-Отличаются ли плотности жидкостей, твердых тел и газов? В чем различие?

Почему?

Посмотрите на доску


Оцените свою работу с таблицей плотностей и выставьте отметку в листок.

Да слышали.

Золото перевесит









Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличает их масса.








- Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы









У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел.






Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.

Оценивают работу друг друга





Размеры одинаковые, отличаются количеством молекул и промежутками между ними.







Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ –  массой.


- Разное.



От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.

Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.




1. Определение

2. Обозначение

3. Формула

4. Единицы измерения

5. Способы измерения















Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в группах


















Оценивают свою работу.


1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой.



Плотность будет одинаковая.



Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.



Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.






Несколько значений таблицы на выбор комментируют учащиеся. Отвечают на вопросы учителя

и оценивают ответы друг друга




















Оценивают свою работу







ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли, умение работать в микрогруппах











ПУУД: умения делать выводы



ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать




ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли, умение работать в микрогруппах






ПУУД: умения делать выводы





РУУД: контроля и оценки






ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли








ПУУД: умения выдвигать гипотезы

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли


ПУУД: умения делать выводы




ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли





РУУД: целеполагание





















ПУУД: умения анализировать





















РУУД: контроля и оценки









ПУУД: умения сравнивать, анализировать


КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли


ПУУД: умения делать выводы














ПУУД: умения анализировать


КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли























РУУД: контроля и оценки

5.

Закрепление знаний


Вернемся к задаче о кирпичах. Каким способом можно определить,  какой массы кирпич?









Измерить линейкой размеры кирпича и вычислить объём, посмотреть в таблице плотность кирпича и вычислить его массу.


РУУД: рефлексия содержания материала

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

6.

Домашнее задание

Домашнее задание разделено на три вида.  Выбор типа д\з остается за учеником.

§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7 (1,2,3)

§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Сочинение на тему «Нужен ли в быту ареометр»

§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность сахара-рафинада и сахара-песка. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.

Записывают домашнее задание

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы








7.

Рефлексия








Ребята я хочу сказать, что вы молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке. Давайте подведём итоги.

Рефлексия содержания учебного материала:

Ответьте на вопросы:

1. Что такое плотность вещества?

2. От чего зависит плотность вещества?

3. Какими способами можно определить плотность вещества?
4. Какие единицы плотности вы знаете?


Вставьте пропущенные слова:

«Чтобы …(плотность) получить,

На … (объем)

Надо … (массу) разделить».


Рефлексия деятельности:

Оцените свою деятельность на уроке, используя оценочный лист:


Рефлексия чувств, настроения, эмоций:

В правой колонке выбери свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал


5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным



Спасибо за урок! Удачи!
















Читают получившиеся предложения





РУУД: рефлексия содержания материала







РУУД: умения контроля и оценки


РУУД: рефлексии






РУУД: рефлексии