1.Орг. момент 1 мин. | Создание положительного настроя на продуктивную работу. Приветствует детей, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места Итак, урок я начинаю, Всем успехов пожелаю, Думать, мыслить, не зевать, Быстро все считать, решать. | Приветствуют учителя, эмоциональный настрой на урок. Каждый ученик садится на то место, которое указано на билете | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку. | Восприятие и понимание тексов разных стилей (П). Самоопределение – построение индивидуальных жизненных смыслов (Л). | Готовность учащихся к обучению, деятельности. |
2. Мотивация 1мин | Девиз урока: «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Рене Декарт) | Дети отвечают, как они понимают слова Рене Декарта | Беседа, фронтальный опрос | Личностные: -формирование основ гражданской идентичности личности; -смылообразование. | Умение выслушать и высказать свою точку зрения |
3. Актуализация знаний -повторение. 3 мин. | Определите на глаз какие прямые перпендикулярны, параллельны? Каким инструментом это можно проверить? Назвать координату точки на горизонтальной и вертикальной оси. Знакомство с системой координат, начало координат, координатная плоскость, координата точки, ось абсцисс, ось ординат, абсцисса и ордината точки. | Формулируют определение координатной прямой, координатной плоскости, координаты точки. | Фронтальная работа. | Формирование понятий, обобщение знаний Словарная работа | Участие в диалоге, слушать собеседника, понимать точку зрения собеседника, подбирать аргументы для ответа на поставленный вопрос |
4.Постановка проблемы 3 мин. | О чем мы сегодня будем говорить вы узнаете если прослушаете фрагмент из книги «Остров сокровищ» Стивенсона. Посмотрите, пожалуйста на свое место. Сколько значений вам пришлось использовать чтобы сесть на свое место? Можно ли определить положение объекта на плоскости, если известна только одна координата? Рассматриваются примеры, когда необходимо указать две координаты, чтобы определить положение объекта на плоскости, показывается связь с жизнью: а) Места в зрительном зале задаются двумя числами – номер ряда и номер места; б) Места в поезде – номер вагона и номер места; в) На географической карте – широта и долгота; г) Шахматы – положение любой фигуры определяется парой значений: F5, E4. (использовать шахматную доску) | Они отвечают «Мы будем находить место расположения клада, его координаты» Мы должны знать ряд и место Возникает ЗАТРУДНЕНИЕ. Нужно знать еще номер ряда. Нет. | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка проблемного вопроса | Формулирование речевого высказывания (К). | Готовность к открытию нового (актуализация знаний, активизация мышления). Осознание в необходимости нового знания. |
5.Планирование решения учебной задачи, целеполагание 3 мин. | Как на плоскости определить положение любой точки? Достаточно ли знать только одну координату? Сколько координат надо знать для определения положения на плоскости? Какова будет тема и задачи нашего урока? Составим план нашей дальнейшей работы. | Две. Тема-Координатная плоскость. 1.Узнаем, что такое координатная плоскость 2.Научимся однозначно определять положение объекта на плоскости 3.Научимся однозначно задавать положение объекта на плоскости. 4.Применим знания | Фронтальная беседа. | Формулирование учебной задачи (П). Формулирование познавательной цели и задач урока (П, Р) | Понимание того, что делаем для достижения цели и как это делаем. |
6.Поиск решения - Формирование новых знаний и способов действий. 9 мин | Изучение нового материала ведется по плану в соответствии с пунктом 45 учебника, стр. 243-244. Прямоугольная система координат: 1)Прямоугольная система координат. 2)Координатные оси. 3)Как определить координаты точки на координатной плоскости? Задание – сформулировать пошагово алгоритм определения координат точки. 4)Как построить точку на координатной плоскости по ее координатам? Задание – сформулировать алгоритм построения точки по ее координатам. | Ученики читают п.45, третий абзац, и рассматривают рисунок 113. Ответ: Пусть М – некоторая точка координатной плоскости. 1. Провести прямую МА, перпендикулярную координатной прямой х - при пересечении с прямой х получим первую координату точки – абсциссу. 2. Провести прямую МВ, перпендикулярную координатной прямой у - при пересечении с прямой у получим вторую координату точки – ординату. Ученики читают п.45, пятый абзац и рассматривают рисунок 114. Ответ:  | Работа по учебнику. | Поиск информации (П). Оформление результатов поиска в алгоритм.(П) Формулирование алгоритма (К). Коррекция действий и результатов (П,Р) | Понимание определения координатной плоскости и координат точки. Понимание – как определить координаты точки на координатной плоскости. Понимание – как построить точку по ее координатам. |
7.Историческая справка 1 мин | О Рене Декарте | | | | |
8.Физкультминутка 1 мин. | Руку правую берем вправо руку отведем, а потом своей рукою мы немного потрясем. Руку левую берем влево руку отведем, а потом мы той рукою мы немного потрясем. Вверх поднимем руки снова, потрясем и там чуть чуть, а затем легко опустим улыбнемся и снова в путь. | | | | |
9. Формирование умений и навыков 20 мин | 1) Работа по образцу – у доски с пошаговым контролем. 2) Работа в парах – проговаривание каждым учеником решения без опоры под контролем соседа. 3) Самостоятельная индивидуальная работа –решение без опоры с последующим самоконтролем. 4) Работа в парах игра «Морской бой» | Выполняют по образцу из учебника № 1394 - определить координаты точек (по готовому чертежу); № 1393 – отметить в координатной плоскости точки А, В, С, D с заданными координатами. № 1397 №1399 Инструкция к игре «Морской бой» | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Работа в парах. Индивидуальная работа. Работа в парах | Работа по образцу (П). Владение монологической речью (К) Работа без опоры с проговариванием (П, К) Сотрудничество (К) Работа по узнаванию задач (Р) Самоконтроль (Р) Работа без опоры (П) | Умение определять координаты точки на координатной плоскости. Умение построения точек по их координатам. |
10. Подведение итогов урока Рефлексия 2 мин | 1) Что означают слова, когда один человек говорит другому: «Оставь мне свои координаты»? 2)Что называется координатной плоскостью? 3)Где применяется понятие координатной плоскости? Найти клад по координатам | Ответ: Адрес, телефон,…. Самооценка усвоения знаний с помощью координатной плоскости Ищут клад по координатам | Фронтальная работа. | Рефлексия результатов и способов деятельности (Р). | |
11. Комментирование домашнего задания - творческого 1 мин | Пункт 45, задание на карточке: Построить в тетрадях на координатной плоскости точки с заданными координатами, а затем соединить их по порядку: (- 10;0) – (- 9;1) – (- 9;4) – (- 7;3) – (- 6;4) – (3;1) – (0;12) – (1;14) – (5;12) – (6;0) – (4;- 3) – (- 8;- 3) – (- 10;0) (2;13) (последнюю точку не соединять) (должен получиться ЛЕБЕДЬ). | | | Самоопределение к познавательной деятельности (Л) | |