СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе (УМК «Школа России»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Пустыни».

Тип урока: Открытие нового знания.

Технологическая карта составлена в соответствии с  требованиями ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе (УМК «Школа России»)»

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема: «Пустыни»

Учитель: Пашенцева Татьяна Витальевна

Цели
деятельности
учителя

способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с географической картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/613246/

Оборудование

Карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь

Основные
понятия

Пустыни

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Цель:

включить детей в деятель-

ность.

Создание эмоционального настроя урока.

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Слушают учителя, настраиваются

на предстоящую работу в классе.

Актуализация знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

Цель: проверить степень усвоения предыдущего

материала.

Фронтальная работа.

- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке?

- Какие особенности климата в этой природной зоне?

- Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны?

- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.

- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей?

- Какие экологические проблемы с этим связаны?

Выполнение теста «Зона степей»

Дети отвечают, используя карту, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома












Выполняют тест

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать к предстоящей деятельнос-ти на уроке. Целеполагание.



Демонстрируются слайды с изображением степи и пустыни. ( Слайд. Приложение 1)

- Иллюстрации каких природных зон вам представлены?

- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?

- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей?

- Почему вы так решили? Докажите.

- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне.

А как она называется, узнаете, разгадав ребус. (Слайд. Приложение 2)

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

– О какой природной зоне идет речь?

слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

Работа с картой природных зон России. Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей.


Раздача инструкционных карт.

(Приложение 3)

- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопро-

сам ваших инструкционных карт.

По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей.



Деление на микрогруппы с учётом желания и интересов детей..

«Открытие» новых знаний. Исследовательская работа.

Цель: включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы,

решать проблему с помощью выбранного метода.

Работа в группах.

Инструкция детей по работе в группах.

- Как будете работать в группе?

- С чего начнете?

- Есть ли необходимость разделить обязанности?


Работа в микрогруппах:

1. Географы

2. Ботаники

3. Зоологи

4. Экологи

В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель

«От земли до неба»; справочную литературу; инструкцион-

ные карты.


Физкультминутка.

Цель: предупреждение и снятие утомления.

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполнение упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

Первичное закрепление.

Цель:умение строить речевое высказывание.


Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь»,

«Экологические проблемы пустынь».

Отчет представителей микрогрупп.

1) Географы показывают на карте и рассказывают о географическом положении природной зоны, об особенностях климата пустынь.

2) Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.

3) Зоологи рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.

4) Экологи освещают экологические проблемы пустынь, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.


Включение новых знаний в систему знаний.

Практическая деятельность учащихся.

- Составьте экологическую пирамиду,

характерную для зоны пустынь.

- Какие цепи питания можно составить для этой природной зоны?

- О чем свидетельствуют составленные вами цепи питания?

Выполните в паре задания № 5, № 6 из рабочей тетради.

Составление экологической пирамиды и цепей питания.






Выполняют задания в тетради.

Подведение итогов урока.

Цель: проверка усвоения материала урока.

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Каковы особенности её климата?

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?

-Что нужно делать, чтобы не допустить наруше-ния экологических связей в пустыне?


Ответы на вопросы учителя.

Рефлексия.

Цель: рефлексия деятельности на уроке

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев.


- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности - зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.


У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( жел-тые и зелёные).

Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.


Домашнее задание.

Цель: повторение и закрепление изученного на уроке, самостоятельный поиск дополнительной информации

Помогает определить домашнее задание:

Страницы учебника 122-131-отвечать на вопросы.

Подготовить мини-сообщение про одного

из представителей растительного или животного мира пустынь. Задания 1, 2, 4 рабочей тетради.


- Для чего выполняем задания дома?

-Как будете выполнять, расскажите.

- Посмотрите на задания «Проверь себя». Что нужно сделать, чтобы их выполнить?

Определяют домашнее задание (обязательные задания и 1 задание по выбору)

Рассказывают о том, как будут выполнять домашнее задание, высказывают предположения по выполнению задания «Проверь себя»











Тест «Зона степей»

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Зона степей расположена на… нашей страны:

а) севере; б) юге; в) западе.

2. Какое лето бывает в степи?

а) холодное и засушливое; б) теплое и дождливое; в) теплое и засушливое.

3. Какое травянистое растение не водится в степи?

а) ковыль; б) люцерна; в) типчак.

4. Какой журавль обитает в степной зоне?

а) красавка; б) стерх; в) серый журавль.

5. Где степные птицы устраивают гнезда?

а) на деревьях; б) на кустарниках; в) на земле.

6. Какой грызун не водится в степи?

а) суслик; б) хомяк; в) бурундук.

7. По вине человека экологическими проблемами степи являются:

а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;

б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;

в) загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.

8. Основным занятием населения степей является…

а) рыболовство. б) земледелие. в) оленеводство.

Ответы: 1-б. 2-в. 3-б. 4-а. 5-в. 6-в. 7-а. 8-б.









Приложение 1.



Приложение 2

















Приложение 3

Материалы для ботаников


Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, учебник (с.123,124). Карточка-помогайка:


  1. Общая особенность растений.

  2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

  3. Значение в природе.



Материалы для зоологов


Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на с.126-128. Карточка-помогайка:


  1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

  2. Значение в природе.



Материалы для экологов

Учебник (с.129-131). Карточка-помогайка:


  1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

  2. Охрана редких растений и животных, заповедники.



Материалы для географов

Учебник (с.122), энциклопедия «Я познаю мир. География». Карточка-помогайка:


  1. Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.

  2. В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?

  3. Поверхность земли в пустыне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!