Цели деятельности учителя | способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с географической картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/613246/ |
Оборудование | Карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь |
Основные понятия | Пустыни |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. Цель: включить детей в деятель- ность. | Создание эмоционального настроя урока. -Снова пришел долгожданный миг- Нам пора в дорогу. Он зовет нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. |
Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания. Цель: проверить степень усвоения предыдущего материала. | Фронтальная работа. - С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? - Какие особенности климата в этой природной зоне? - Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны? - Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны. - Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей? - Какие экологические проблемы с этим связаны? Выполнение теста «Зона степей» | Дети отвечают, используя карту, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома
Выполняют тест |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: мотивировать к предстоящей деятельнос-ти на уроке. Целеполагание. | Демонстрируются слайды с изображением степи и пустыни. ( Слайд. Приложение 1) - Иллюстрации каких природных зон вам представлены? - На какой из иллюстраций известная вам природная зона? - Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод? - Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей? - Почему вы так решили? Докажите. - Сегодня мы поговорим об этой природной зоне. А как она называется, узнаете, разгадав ребус. (Слайд. Приложение 2) Сегодня мы с вами отправимся туда, Где много солнца и не видна вода. Юго-запад России раскроет тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. – О какой природной зоне идет речь? | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. Работа с картой природных зон России. Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей. |
| Раздача инструкционных карт. (Приложение 3) - Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопро- сам ваших инструкционных карт. По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей. | Деление на микрогруппы с учётом желания и интересов детей.. |
«Открытие» новых знаний. Исследовательская работа. Цель: включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решать проблему с помощью выбранного метода. Работа в группах. | Инструкция детей по работе в группах. - Как будете работать в группе? - С чего начнете? - Есть ли необходимость разделить обязанности? | Работа в микрогруппах: 1. Географы 2. Ботаники 3. Зоологи 4. Экологи В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкцион- ные карты. |
Физкультминутка. Цель: предупреждение и снятие утомления. | Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполнение упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук. |
Первичное закрепление. Цель:умение строить речевое высказывание. | Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь», «Экологические проблемы пустынь». | Отчет представителей микрогрупп. 1) Географы показывают на карте и рассказывают о географическом положении природной зоны, об особенностях климата пустынь. 2) Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне. 3) Зоологи рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира. 4) Экологи освещают экологические проблемы пустынь, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия. |
Включение новых знаний в систему знаний. Практическая деятельность учащихся. | - Составьте экологическую пирамиду, характерную для зоны пустынь. - Какие цепи питания можно составить для этой природной зоны? - О чем свидетельствуют составленные вами цепи питания? Выполните в паре задания № 5, № 6 из рабочей тетради. | Составление экологической пирамиды и цепей питания. Выполняют задания в тетради. |
Подведение итогов урока. Цель: проверка усвоения материала урока. | - С какой природной зоной познакомились на уроке? - Каковы особенности её климата? - Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь? -Что нужно делать, чтобы не допустить наруше-ния экологических связей в пустыне? | Ответы на вопросы учителя. |
Рефлексия. Цель: рефлексия деятельности на уроке | На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. - Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности - зелёного цвета. Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны. | У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( жел-тые и зелёные). Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки. |
Домашнее задание. Цель: повторение и закрепление изученного на уроке, самостоятельный поиск дополнительной информации | Помогает определить домашнее задание: Страницы учебника 122-131-отвечать на вопросы. Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира пустынь. Задания 1, 2, 4 рабочей тетради. - Для чего выполняем задания дома? -Как будете выполнять, расскажите. - Посмотрите на задания «Проверь себя». Что нужно сделать, чтобы их выполнить? | Определяют домашнее задание (обязательные задания и 1 задание по выбору) Рассказывают о том, как будут выполнять домашнее задание, высказывают предположения по выполнению задания «Проверь себя» |
Подчеркни правильный вариант ответа.
а) севере; б) юге; в) западе.
а) холодное и засушливое; б) теплое и дождливое; в) теплое и засушливое.
а) ковыль; б) люцерна; в) типчак.
а) красавка; б) стерх; в) серый журавль.
а) на деревьях; б) на кустарниках; в) на земле.
а) суслик; б) хомяк; в) бурундук.
в) загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.
а) рыболовство. б) земледелие. в) оленеводство.
Гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, учебник (с.123,124). Карточка-помогайка:
Рисунки различных животных, населяющих пустыни, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника на с.126-128. Карточка-помогайка:
Учебник (с.129-131). Карточка-помогайка:
Учебник (с.122), энциклопедия «Я познаю мир. География». Карточка-помогайка: