Актуализация знаний | Для повторения раздела «Материаловедение» учитель использует тест. Такая форма контроля знаний отличается четкостью формулировок и ориентирует школьников на точный, краткий ответ. Фронтальный опрос как метод устного контроля на данном уроке направлен на устранение недочетов и пробелов, имеющихся в знаниях, умениях по темам «Художественная обработка древесины» и «Подготовка материала». Поэтому, при выполнения теста важно не только обнаружить эти недочеты и ошибки, но и тщательно проанализировать их причины, а затем дать правильный ответ. 1. Какая влажность должна быть у деревянных заготовок: А) 8%; Б) 80%; В) 15%;Ответ: А 2. Как называют мастера заготовки под роспись? А) заготовка; Б) белье; В) чураки 3 Для грунтовки используют А) глину; Б) шпаклевку; В) гуашь.Ответ: А Путешествие в край народного промысла. Просмотр видеофрагмента «Золотая хохлома». Так в стародавние времена зазывал покупателей на ярмарке хохломских дел мастер. Редко были у него пшеничные пироги, сладкие пряники, но зато мог он удивить всех красотой ненаглядной – деревянной миской – уточкой с двенадцатью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травой и спелыми ягодами. Глаз невозможно отвести.Дивились покупатели: откуда у старика такая красота?Учитель. Ребята, а вы хотите узнать, откуда у старика такая красота?Тогда давайте послушаем знатока народного искусства, который познакомит нас с промыслом «Золотая хохлома». Давайте попробуем сформулировать тему урока. | Слушают. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Обсуждают. | Личностные: осознание своих возможностей Регулятивные: ответить на поставленный вопрос. Познавательные: приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений. |
Поисково-исследовательский этап | Рассказ на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – декоративное панно. Объяснение технологические особенности этого изделия, особенности использования его в быту – для предотвращения проникновения в изделие влаги, требуется покрыть его лаком, а для технологической прочности, при использование изделия нужно выбрать диаметр проволоки для изготовления крючка равным 10 миллиметрам. Разбор чертежа. Установление последовательности изготовления изделия. Выбранная заготовка определяет содержание технологического процесса изготовления изделия. Поэтому, предоставляю учащимся технологический стенд на котором изображена последовательность выполнения работ, а также эскизы и чертежи выполняемого изделия по порядку. Это поможет ученикам лучше ориентироваться в технологическом планирование изготовления изделия. По стенду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции: а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой; б) разметка элементов поля резьбы; в) накалывание косяком в дерево резцом; г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы; д) окончательная отделка изделия. По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей. Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы: а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук; б)разметка элементов резьбы: треугольник, фонарик, кубик, глазок, клин, ромбы, соты; в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины; д) окончательная отделка резного контура резьбы, обработка мелкозернистой наждачной бумагой резного поля изделия, лакирование изделия масляными и спиртовыми лаками с помощью кисти, сушка изделия, полирование поверхности лака войлоком. Рассказываю учащимся об инструменте и приспособлениях, применяемых при изготовлении геометрической резьбы. Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю обучающимся об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. Демонстрирую ребятам приемы работы резцами. В начале в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву. Таким образом ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы. Для более четкого вида элемента следует наколоть резцом по получившимся линиям в глубине элемента. Рассказываю учащимся о рациональной организации рабочего места резчика по дереву: - резчик не должен работать в тесноте, особенно при выполнение изделий большого размера; - выполнять геометрическую резьбу следует на верстаке, где с помощью винтовых зажимов можно закрепить обрабатываемую заготовку; - для закрепления на верстаке заготовок, можно закреплять их в специальные державки, которые бывают упорные, торцевые, угловые, фигурные, и делаются они из липы. Объясняю ученикам правила техники безопасности При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом. Работать следует только хорошо заточенным инструментом. Выполнять работу следует только исправным инструментом. При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и державки. Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе. Получение неровной грани при подрезке резцом. Получение неровной, вмятой грани на месте среза. Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы. Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе. Итог вводного инструктажа. Задаю вопросы и задания по технологии и по процессу выполнения геометрической резьбы: Расскажите, какие вы знаете инструменты и приспособления для выполнения геометрической резьбы. Расскажите процесс получения геометрической резьбы. Как нужно организовать рабочее место резчика.В основе Метода Проекта лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | Слушают, составляют конспект в рабочей тетради, работают в группах. Обсуждают новую информацию. Пробуют самостоятельно работать. | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию. |
Практический этап | Текущий инструктаж. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Раздаю учащимся заготовки и инструменты, который они поверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки. При выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы. Обхожу класс и проверяю правильность выполнения этой работы. Приступая к выполнению учащимися элементов резьбы, нужно следить за правильностью проведения ими этих трудовых приемов, которые они будут осваивать, и совершенствовать впоследствии па занятие. При необходимости, напоминаю учащимся основные правила выполнения резьбы, а также правила безопасности труда при выполнении геометрической резьбы. | Выполняют практическую работу. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции. Самостоятельное выполнение всех технологических операций. | Личностные: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Коммуникативные: совместные решения проблемы. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение определить последовательность выполнения операций. Умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. |
Рефлексивно-оценочный этап | Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание класса на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выставляю оценки ребятам, назначаю дежурных в мастерской. Домашние задание. Составить орнамент из элементов геометрической резьбы в рабочей тетради на поле размером 100 на 50 мм. | Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции. | Личностные: адекватное понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности.Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |