СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе, ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе, ПНШ

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка во 2 классе, ПНШ»

Этапы урока

форма организации урока

учитель

учащиеся

формирование УУД

Орг. момент












Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.













Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

Чистописание






















Работа в парах


- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.

- С какого вида работы начнем урок?

(чистописание)


На доске: ок ик

щик щиц


- Какую часть слова вам напоминают эти сочетания букв?

- Запишите их в тетрадь, чередуя,

подчеркните наиболее удачные сочетания букв.

- Кто назовет следующий этап урока? (словарная работа)

-Данную работу проведем с помощью ЭФУ


Словарь - выберите слова, относящиеся к школьной жизни: директор, учитель, линейка, пенал, алфавит, тетрадь.

- Проведите взаимопроверку, поменяйтесь тетрадочками, карандашом поставьте оценку.

18 февраля

Классная работа








-Суффикс



Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока



подумай

- Наш урок русского языка называется «Урок - исследование». Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями-лингвистами. Кто это?




-Кто может предположить, какую часть слова мы будем исследовать?

-Что такое суффикс?




Чтобы узнать тему урока, давайте вернемся к минутке чистописания.

- Все ли суффиксы вам известны?




- если эти суффиксы нам не известны, назовите тему урока.



- Цель нашего урока:

Познакомиться с …….

Учиться находить ……

Узнать ……..




- Любое исследование предполагает наличие плана действий:

Прежде чем исследовать новое, нужно определить, что нам известно по этой теме

1 Исследование уровня знаний по теме

( графический диктант)

2 Наблюдение за образованием новых слов с помощью суффиксов –щик, -щиц

3 Определение смыслового значения суффиксов –щик, -щиц

4 Формирование умений образовывать новые слова суффиксальным способом

5 Подведение итогов исследования

6 Заполнение карт самооценки

7 Дифференцированное домашнее задание




- ученые, которые исследуют язык, в нашем случае русский, объясняют научные факты, делают открытия и познают новое.

- суффикс






щик, щиц




Образование новых слов с помощью суффиксов –щик,

-щиц.


-суффиксами щик, щиц, находить их в словах, узнать какой оттенок придают словам эти суффиксы


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества


Актуализация опорных знаний


Графический диктант (самостоятельная работа), проверка по образцу.









































Фронтально







- Для того, чтобы начать исследование, мы должны выяснить уровень знаний по теме. Проведем графический диктант и выясним, что вы знаете о суффиксе.

- Перед вами таблица, отметьте истинные и ложные утверждения.

1. Суффикс – это часть слова

Суффикс – это маленькое слово.


2. Суффикс служит для образования новых слов.


3. Суффикс стоит после корня

Суффикс стоит перед корнем.


4. Суффикс служит для связи слов в предложении.


5. Суффикс может придавать слову оттенки значений.

Все суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение.




С какой целью мы выполнили это задание?






- Как можно назвать мальчика, который посещает учебные занятия в школе? (школьник). Разберите это слово по составу по алгоритму.

-На что показывает суффикс -ник?



-Как мы назовем девочку, которая посещает школу? (школьница). Разберите по составу.

- На что указывает суффикс – ниц-?


-сделайте вывод по этому исследованию.



- Как вы считаете, только ли с помощью суффикса – ниц – можно образовывать слова женского рода?






Ист.

Л.

1



2



3



4



5











Дети делают вывод, суффикс - это часть слова, служащая для образования новых слов, находится после корня, может придавать слову оттенки значений

На доске получается схема:


На этом основании дети смогут прийти к выводу, что суффикс –ник- показывает, что слово — мужского рода, что тот, кого оно называет, — мужского пола


Вывод, к которому должны прийти школьники, выполняя это упражнение: суффикс

-ник- показывает, что речь идет о людях мужского пола, а суффикс –ниц- показывает, что имеются в виду люди женского пола.


Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие знания ему известны, а какие нет.


Коммуникативные: работа в парах



Осмысление

(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)



1)фронтальная работа с комментированием


- Каким способом мы можем получить новую информацию?

Работа по учебнику


-Давайте обратимся к учебнику.

Работа по учебнику с.48 Упр.53

Прочитайте задание.

Что вам нужно сделать?


- Откройте обратный словарь на К

Найдите слова с основой на –щик. Что вы можете сказать об этих словах?

- Что обозначает суффикс – щик?

- Сделайте предположение, как будут звучать парные им слова, обозначающие людей женского пола?


-Где мы можем проверить?

-На какую букву и на какое сочетание букв надо открыть обратный словарь, чтобы найти эти слова?


-Запишите три пары слов, обозначающих людей одной профессии, но разного пола, выделите суффиксы во всех словах.





- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок смысла он придает новым словам?







-Можем обратиться к учебнику, к учителю ит. д.









Суффикс -щик обозначает людей мужского пола.




-на букву а, на -щица




Кладовщик-кладовщица,

упаковщик-упаковщица,

крановщик-крановщица.


С помощью суффикса

щик щиц

Образовались слова названия профессий м.р и ж.р.








Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков



Физминутка (Хомка)





Закрепление

Создание условий:

- для развития умения делать выводы;.

-для актуализации полученных знаний.












Работа в группах

на закрепление.

































Группа 1

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

щик, -ник-, щиц-


танцов _____а , плот ______, продав------а , закрой_______а,

обман______ , двор ______

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.


Группа 2


Образуйте слова с помощью суффиксов

-ишк-, -ушк-.

Заяц-зайчишка соловей-…….

Дед-……. Парень------

Скворец-

- …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.


Группа 3

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:


-тель-, -ник-, ист-



строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____



Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

Группа 4

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .



Женя – Женечка Миша – Мишенька


Аня - ________ Алёша - ____________


Света - _________ Люба - _____________


Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

________________________________________________________________



Группа 5

Задание.

Образуйте слова с помощью суффикса ёнок -


тигр - _______________ мамонт - ________________

слон - _______________ страус - __________________




Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.


Группа 6

Откроете учебник с.50 упр 55


- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

- Покажите письменно. Как образовалось слова избушка?

- Сделайте вывод какой смысл вносят суффиксы –ишк, -ушк-?




Дети работают в парах


Проверка.

- Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.










Слова названия предметов звучат ласково


-













Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.
















Имена звучат ласково



















Уменьшительно – ласкательный характер








Сын-сынишка, брат-братишка;

баба-бабушка,изба-избушка


-ишк, -ушк


Они придают словам названия предметов ласкательный смысл





Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков






Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).


Итог урока

Рефлексия

Создание условий

-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.









-А теперь давайте подведем итог нашего урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?

- Вспомните цели урока.

Удалось ли нам их реализовать?

С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки они вносят?

- Заполните листы самооценки

- Домашнее задание индивидуальные дифференцированные карточки



- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!


- Образование слов названий предметов с помощью суффиксов. щик,-щиц

Слова названия предметов при помощи суффиксов щик, шиц-образуются в слова названия профессий.;


Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).







Тема урока:

Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы.

Суффиксы –щик, -щиц, -ишк, -ушк слов называющих предметы


2 класс (1-4)


УМК «Перспективная начальная школа»


Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»













Пояснительная записка


«Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы.» общая тема « Суффиксы –щик, -щиц, -ишк,-ушк слов называющих предметы» проводится из общей темы. На тему «Состав слова. Суффикс» отводится 13 часов. Далее учащимся предстоит знакомство с другими частями слова: приставкой.

На протяжении всего урока создаются условия для поддержания познавательного интереса у учащихся.

Отдаётся приоритет развивающей функции обучения. Важно не только формирование знаний, понятий, представлений, но и формирование способов работы с учебным материалом. Поэтому большое внимание уделяю формированию приёмов умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом усвоения знаний. Обучаю младших школьников навыкам основных мыслительных операций.

В процессе организуемых на уроке речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, устанавливать закономерности, строить умозаключения, обосновывать выводы, к которым они приходят в процессе выполнения заданий. Учатся задавать вопросы, обнаруживая область своего знания и незнания. На протяжении всего урока создаются условия для активизации мыслительной деятельности.

Для активизации мыслительной деятельности включаются задания поискового характера, проблемные ситуации, где ученики рассуждают, предлагают свои версии, высказывают предположения.

Создаются условия для включения учащихся в учебное сотрудничество. Через продуктивную, поисковую, творческую деятельность , работу в группах. Предлагается учащимся ситуация выбора, используется дифференцированный подход

(помощь слабым и создание для них ситуации успеха, сильным- возможность попробовать свои силы).

Осуществляется рефлексивная деятельность: интеллектуальная (чему я научился, чего не знаю) и сенсорная (доволен или недоволен своей работой, удалось или не удалось).