СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме "Эволюция живой природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

задания из Открытого банка заданий ФИПИ пол биологии.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Эволюция живой природы"»

Тест «Эволюция живой природы».

Вариант 1.

1. Рас­по­ло­жи­те жи­вот­ных в по­ряд­ке по­вы­ше­ния у них ин­тен­сив­но­сти об­ме­на ве­ществ в про­цес­се эво­лю­ции.

1) Мле­ко­пи­та­ю­щие

2) Хря­ще­вые рыбы

3) Зем­но­вод­ные

4) Кост­ные рыбы

5) Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся

2. Уста­но­ви­те, в какой по­сле­до­ва­тель­но­сти долж­ны рас­по­ла­гать­ся рас­те­ния в со­от­вет­ствии с их услож­не­ни­ем в про­цес­се эво­лю­ции.

1) по­ле­вой хвощ

2) бе­ре­за бо­ро­дав­ча­тая

3) ель обык­но­вен­ная

4) ку­куш­кин лен

3. Рас­по­ло­жи­те жи­вот­ных в по­сле­до­ва­тель­но­сти, ко­то­рая от­ра­жа­ет услож­не­ние их ор­га­ни­за­ции в про­цес­се эво­лю­ции клас­сов, к ко­то­рым они при­над­ле­жат

1) орел

2) че­ре­па­ха

3) жаба

4) акула

5) волк

6) лан­цет­ник

4. Рас­по­ло­жи­те рас­те­ния в по­сле­до­ва­тель­но­сти, от­ра­жа­ю­щей услож­не­ние их ор­га­ни­за­ции в про­цес­се эво­лю­ции си­сте­ма­ти­че­ских групп, к ко­то­рым они при­над­ле­жат.

1) хла­ми­до­мо­на­да

2) пси­ло­фит

3) сосна обык­но­вен­ная

4) па­по­рот­ник орляк

5) ро­маш­ка ле­кар­ствен­ная

6) ла­ми­на­рия

5. Рас­по­ло­жи­те жи­вот­ных в по­сле­до­ва­тель­но­сти, от­ра­жа­ю­щей услож­не­ние их нерв­ной си­сте­мы в про­цес­се эво­лю­ции

1) лан­цет­ник

2) жаба

3) гидра

4) акула

5) кро­ко­дил

6) оран­гу­тан

6. Рас­по­ло­жи­те жи­вот­ных в по­сле­до­ва­тель­но­сти, ко­то­рая от­ра­жа­ет услож­не­ние стро­е­ния их го­лов­но­го мозга в про­цес­се эво­лю­ции

1) карп

2) кор­шун

3) кобра

4) ко­ро­ва

5) квак­ша

7. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность фор­ми­ро­ва­ния аро­мор­фо­зов в эво­лю­ции хор­до­вых жи­вот­ных.

1) воз­ник­но­ве­ние лёгких

2) об­ра­зо­ва­ние го­лов­но­го и спин­но­го мозга

3) об­ра­зо­ва­ние хорды

4) воз­ник­но­ве­ние четырёхка­мер­но­го серд­ца

8. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность аро­мор­фо­зов в эво­лю­ции бес­по­зво­ноч­ных жи­вот­ных.

1) воз­ник­но­ве­ние дву­сто­рон­ней сим­мет­рии тела

2) по­яв­ле­ние мно­го­кле­точ­но­сти

3) воз­ник­но­ве­ние чле­ни­стых ко­неч­но­стей, по­кры­тых хи­ти­ном

4) рас­чле­не­ние тела на мно­же­ство сег­мен­тов

9. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность важ­ней­ших аро­мор­фо­зов у рас­те­ний.

1) фо­то­син­тез

2) об­ра­зо­ва­ние семян

3) по­яв­ле­ние ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов

4) воз­ник­но­ве­ние цвет­ка и плода

5) воз­ник­но­ве­ние мно­го­кле­точ­но­сти

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми до­ка­за­тельств эво­лю­ции — (1) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны либо (2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны:

А) усы та­ра­ка­на и рыбы сома

Б) чешуя яще­ри­цы и перо птицы

В) глаза ось­ми­но­га и со­ба­ки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обе­зья­ны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обе­зья­ны

11. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между уров­ня­ми ор­га­ни­за­ции жизни — по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой (1) и био­це­но­ти­че­ский (2) — и яв­ле­ни­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми на этих уров­нях.

A) внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

Б) меж­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

B) хищ­ни­че­ство

Г) ми­гра­ции в по­ис­ках пищи

Д) за­бо­та о потом­стве

Е) поток энер­гии

12. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между уров­ня­ми ор­га­ни­за­ции жи­во­го (био­це­но­ти­че­ский (1) или био­сфер­ный (2)) и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и яв­ле­ни­я­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми на этих уров­нях.

A) про­цес­сы охва­ты­ва­ют всю пла­не­ту

Б) сим­би­оз

B) меж­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

Г) пе­ре­да­ча энер­гии от про­ду­цен­тов кон­су­мен­там

Д) ис­па­ре­ние воды

Е) сук­цес­сия (смена при­род­ных со­об­ществ)

 13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и типом до­ка­за­тельств эво­лю­ции жи­вот­но­го мира, ко­то­рый он ил­лю­стри­ру­ет.

ПРИ­МЕР

 

ТИП ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬСТВ

A) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

Б) на­ли­чие коп­чи­ка в ске­ле­те че­ло­ве­ка

B) перо птицы и чешуя яще­ри­цы

Г) от­пе­чат­ки ар­хео­пте­рик­са

Д) мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка

 

1) срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские

2) па­ле­он­то­ло­ги­че­ские

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и типом до­ка­за­тельств эво­лю­ции, к ко­то­ро­му этот при­мер от­но­сят

ПРИ­МЕР

 

ТИП ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬСТВ

A) пе­ре­ход­ные формы

Б) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

B) ру­ди­мен­ты

Г) еди­ный план стро­е­ния ор­га­нов

Д) ока­ме­не­ло­сти

Е) ата­виз­мы

 

1) па­ле­он­то­ло­ги­че­ские

2) срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ские

15. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской осо­бен­но­стью, ко­то­рой со­от­вет­ству­ет дан­ный при­мер.

 

ПРИ­МЕР

 

ОСО­БЕН­НОСТЬ

А) пред­пле­чье ля­гуш­ки и ку­ри­цы

Б) ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши

В) кры­лья во­ро­бья и кры­лья са­ран­чи

Г) плав­ник кита и плав­ник рака

Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и мед­вед­ки

Е) во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть со­ба­ки

 

1) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

 



Тест «Эволюция живой природы».

Вариант 2.

1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми из­мен­чи­во­сти и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

(1) Мо­ди­фи­ка­ци­он­ная либо (2) Му­та­ци­он­ная:

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ВИДЫ ИЗ­МЕН­ЧИ­ВО­СТИ

А) Носит груп­по­вой ха­рак­тер

Б) Носит ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер

В) На­сле­ду­ет­ся

Г) Не на­сле­ду­ет­ся

Д) Обу­слов­ле­на нор­мой ре­ак­ции при­зна­ка

Е) Не­адек­ват­на из­ме­не­ни­ям усло­вий среды

 

1) Мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

2) Му­та­ци­он­ная

2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми из­мен­чи­во­сти и ее ви­да­ми — (1) му­та­ци­он­ная либо (2) ком­би­на­тив­ная:

ПРИ­ЗНАК

 

ВИД

А) обу­слов­ле­на по­яв­ле­ни­ем но­во­го со­че­та­ния нук­лео­ти­дов в гене

Б) обу­слов­ле­на из­ме­не­ни­ем генов и хро­мо­сом

В) у по­том­ков по­яв­ля­ют­ся ре­ком­би­на­ции генов

Г) ос­но­вой слу­жит не­за­ви­си­мое рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом

Д) у осо­бей из­ме­ня­ет­ся ко­ли­че­ство или струк­ту­ра ДНК

Е) обу­слов­ле­на конъ­юга­ци­ей и пе­ре­кре­стом хро­мо­сом

 

1) му­та­ци­он­ная

2) ком­би­на­тив­ная

 3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми от­бо­ра и его ви­да­ми — (1) Есте­ствен­ный либо (2) Ис­кус­ствен­ный:

А) Со­хра­ня­ет осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды из­ме­не­ни­я­ми.

Б) При­во­дит к со­зда­нию новых пород жи­вот­ных и сор­тов рас­те­ний.

В) Спо­соб­ству­ет со­зда­нию ор­га­низ­мов с нуж­ны­ми че­ло­ве­ку на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми.

Г) Про­яв­ля­ет­ся внут­ри по­пу­ля­ции и между по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида в при­ро­де.

Д) Дей­ству­ет в при­ро­де мил­ли­о­ны лет.

Е) При­во­дит к об­ра­зо­ва­нию новых видов и фор­ми­ро­ва­нию при­спо­соб­лен­но­сти к среде.

Ж) Про­во­дит­ся че­ло­ве­ком.

4. Со­по­ставь­те форму есте­ствен­но­го от­бо­ра и ее ха­рак­те­ри­сти­ки.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА

А) дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ков

Б) при­во­дит к суже­нию нормы ре­ак­ции

В) обыч­но дей­ству­ет в по­сто­ян­ных усло­ви­ях

Г) про­ис­хо­дит при осво­е­нии новых ме­сто­оби­та­ний

Д) из­ме­ня­ет сред­ние зна­че­ния при­зна­ка в по­пу­ля­ции

Е) может при­во­дить к по­яв­ле­нию новых видов

 

1) Дви­жу­щий

2) Ста­би­ли­зи­ру­ю­щий

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой из­мен­чи­во­сти ор­га­низ­мов и её видом.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

ВИД ИЗ­МЕН­ЧИ­ВО­СТИ

A) воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те из­ме­не­ний ге­но­ти­па

Б) со­от­вет­ству­ет усло­ви­ям среды и яв­ля­ет­ся при­спо­со­би­тель­ной

B) про­яв­ля­ет­ся в пре­де­лах нормы ре­ак­ции

Г) воз­ни­ка­ет слу­чай­но у еди­нич­ных осо­бей

Д) обу­слов­ле­на ком­би­на­ци­ей генов и му­та­ци­я­ми

 

1) не­на­след­ствен­ная

2) на­след­ствен­ная

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми дей­ствия эво­лю­ци­он­но­го фак­то­ра и фак­то­ра­ми, для ко­то­рых эти осо­бен­но­сти ха­рак­тер­ны.

ОСО­БЕН­НО­СТИ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

ФАК­ТО­РА

 

ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НЫЕ

ФАК­ТО­РЫ

А) один из ис­точ­ни­ков эво­лю­ци­он­но­го ма­те­ри­а­ла

Б) пред­став­ля­ет собой ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

В) дей­ствие фак­то­ра на­прав­лен­но

Г) обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию ге­но­ти­пов

Д) носит слу­чай­ный ха­рак­тер

Е) из­ме­ня­ет ча­сто­ту ал­ле­лей в ге­но­фон­де по­пу­ля­ции

 

1) по­пу­ля­ци­он­ные волны

2) есте­ствен­ный отбор

7. Рас­ставь­те пе­ре­чис­лен­ные со­бы­тия в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке

1) Изоб­ре­те­ния элек­трон­но­го мик­ро­ско­па

2) От­кры­тие ри­бо­сом

3) Изоб­ре­те­ние све­то­во­го мик­ро­ско­па

4) Утвер­жде­ние Р. Вир­хо­ва о по­яв­ле­нии «каж­дой клет­ки от клет­ки»

5) По­яв­ле­ние кле­точ­ной тео­рии Т. Шван­на и М. Шлей­де­на

6) Пер­вое упо­треб­ле­ние тер­ми­на «клет­ка» Р. Гуком

8. Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов гео­гра­фи­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния.

1) рас­про­стра­не­ние при­зна­ка в по­пу­ля­ции 2) по­яв­ле­ние му­та­ций

3) изо­ля­ция по­пу­ля­ций 4) со­хра­не­ние в ре­зуль­та­те борь­бы за су­ще­ство­ва­ние есте­ствен­но­го от­бора осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

9. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов из­ме­не­ния окрас­ки кры­льев у ба­боч­ки бе­ре­зо­вой пя­де­ни­цы в про­цес­се эво­лю­ции.

1) со­хра­не­ние тем­ных ба­бо­чек в ре­зуль­та­те от­бо­ра

2) из­ме­не­ние окрас­ки ство­лов берез вслед­ствие за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды

3) раз­мно­же­ние тем­ных ба­бо­чек, со­хра­не­ние в ряде по­ко­ле­ний тем­ных осо­бей

4) уни­что­же­ние свет­лых ба­бо­чек пти­ца­ми

5) из­ме­не­ние через не­ко­то­рое время окрас­ки осо­бей в по­пу­ля­ции со свет­лой на тем­ную

10. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствия дви­жу­щих сил эво­лю­ции.

1) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние 2) раз­мно­же­ние осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

3) по­яв­ле­ние в по­пу­ля­ции раз­но­об­раз­ных на­след­ствен­ных

из­ме­не­ний

4) со­хра­не­ние пре­иму­ще­ствен­но осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

5) фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­лен­но­сти к среде оби­та­ния

11. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов раз­ви­тия рас­ти­тель­но­го мира на Земле от наи­бо­лее древ­них к со­вре­мен­ным:

1) по­яв­ле­ние пси­ло­фи­тов 2) оби­лие дре­во­вид­ных па­по­рот­ни­ков, хво­щей и пла­у­нов

3) по­яв­ле­ние зелёных во­до­рос­лей 4) по­яв­ле­ние и рас­се­ле­ние по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний

5) по­яв­ле­ние пер­вых фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих бак­те­рий

12. Ука­жи­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов гео­гра­фи­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния.

1) рас­про­стра­не­ние при­зна­ка в по­пу­ля­ции 2) по­яв­ле­ние му­та­ций в новых усло­ви­ях жизни

3) про­стран­ствен­ная изо­ля­ция по­пу­ля­ций 4) отбор осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

5) об­ра­зо­ва­ние но­во­го вида

13. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния при­спо­соб­ле­ний ор­га­низ­ма к окру­жа­ю­щей среде.

 1) воз­ник­но­ве­ние му­та­ции

2) вли­я­ние фак­то­ра внеш­ней среды 3) внеш­нее про­яв­ле­ние при­зна­ка

4) пе­ре­да­ча му­та­ции потом­ству 5) со­хра­не­ние и уси­ле­ние при­зна­ка есте­ствен­ным от­бо­ром

6) по­яв­ле­ние при­спо­соб­ле­ний

14. Опре­де­ли­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния на­уч­ных тео­рий в об­ла­сти эво­лю­ци­он­ной био­ло­гии.

1) тео­рия транс­фор­миз­ма 2) эво­лю­ци­он­ная тео­рия Ла­мар­ка

3) эво­лю­ци­он­ное уче­ние Дар­ви­на 4) тео­рия кре­а­ци­о­низ­ма

5) син­те­ти­че­ская тео­рия эво­лю­ции

15. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния адап­та­ций к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

А) фе­но­ти­пи­че­ское про­яв­ле­ние му­та­ций

Б) есте­ствен­ный отбор при­зна­ка

В) по­яв­ле­ние ре­цес­сив­ной му­та­ции у ряда осо­бей по­пу­ля­ции

Г) воз­ник­но­ве­ние адап­та­ции

Д) скре­щи­ва­ние осо­бей-но­си­те­лей му­та­ции