Просмотр содержимого документа
«Типология и структура урока»
Типология и структура урока
Выполнила учитель химии Баранова М.А.
«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его
кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый).
Цель урока-это модель тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать на уроке.
Признаки современного урока
- Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
- Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
- Деятельностный подход в обучении.
- Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
- Комплексный подход к организации учебного процесса.
- Совершенная структура урока.
- Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих)
- Высокий, но посильный темп урока.
- Эмоциональный подъем на уроке.
- Наличие благоприятного психологического микроклимата.
Многообразие структур урока
- Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
- Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.
Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Это позволяет говорить о разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. В педагогике существуют различные классификации уроков.
Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял:
- - уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного;
- - уроки объяснения и закрепления нового материала;
- - уроки устных упражнений;
- - уроки письменных упражнений;
- - уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.
Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук ):
- - урок изучения нового учебного материала - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков - основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;
- - урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;
- - урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;
- - комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы.
Наиболее сложной, разветвленной является структура комбинированного урока. Комбинированный урок может состоять из следующих этапов:
- 1. Организационный - дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке (приветствие, установление внимания, порядка и т. д.).
- 2. Проверка выполнения домашнего задания - дидактическая задача -проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение (собеседование по изученному, анализ выполненных упражнений и т.д.).
- 3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация знаний, мотивация предстоящей работы.
- 4. Изучение материала - дидактическая задача - формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях. Основными способами деятельности учителя и учащихся могут быть объяснение, проблемное изложение, работа с учебником, учебными пособиями, беседа.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала - дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его усвоения через собеседование , анализ таблиц, схем, видеоматериалов и т.д.
6. Закрепление и систематизация знаний - дидактическая задача заключается в организации осмысления и применения знаний, выработки умений. Этому способствуют ответы на вопросы, выполнение упражнений репродуктивного и творческого характера.
7. Информация о домашнем задании - дидактическая задача - нацеливание на самостоятельную работу с учебниками и дополнительной литературой по дальнейшему усвоению знаний и способов их использования.
8. Итог урока - дидактическая задача этого этапа состоит в анализе результатов работы, оценке учебных достижений отдельных учащихся.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА:
- вводный;
- тренировочный;
- контрольный (проверочный);
- закрепление ЗУН;
- урок самостоятельной работы;
- урок с использованием ТСО;
- урок практической работы;
- комбинированный урок;
- повторительно-обобщающий урок;
- урок повторения;
- урок овладения ЗУН;
- предметный урок (характерен для начальных классов).
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА:
- ролевые игры;
- исполнение сказочного сюжета;
- урок фантазирования;
- деловая игра;
- урок взаимообучения;
- круглый стол или конференция;
- пресс-конференция;
- урок открытых мыслей;
- урок-соревнование;
- урок-КВН;
- урок-викторина;
- аукцион знаний;
- урок-диспут;
- урок-турнир;
- урок- эврика;
- межпредметный интегрированный урок;
- урок-конкурс;
- урок творчества;
- урок-спектакль;
- смотр знаний;
- урок-игра;
- урок-зачет;
- урок-путешествие;
- урок-состязание
- урок-диалог;
- мозговая атака;
- актуальное интервью;
- урок-лекция.
- Использование здоровьесберегающих технологий в структуре урока
- Положительный эмоциональный настрой на урок
- Самомассаж
- Гимнастика: пальчиковая, дыхательная, для глаз
- Физкультминутка, динамическая пауза
- Смена видов деятельности
- Игра, игровые моменты
- Наглядность
- Специальные упражнения по коррекции ВПФ
- Оптимальный темп ведения урока
- Подача материала наиболее доступным рациональным способом
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!