СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типология и структура урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Типология и структура урока

Просмотр содержимого документа
«Типология и структура урока»

Типология и структура урока Выполнила учитель химии Баранова М.А.

Типология и структура урока

Выполнила учитель химии Баранова М.А.

 «Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его  кругозора, эрудиции»  В.А. Сухомлинский

«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его

кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый). Цель урока-это модель тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать на уроке.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый).

Цель урока-это модель тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать на уроке.

Признаки современного урока  Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.  Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.  Деятельностный подход в обучении.  Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.  Комплексный подход к организации учебного процесса.  Совершенная структура урока.  Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих)   Высокий, но посильный темп урока. Эмоциональный подъем на уроке.  Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Признаки современного урока

  • Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
  • Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
  • Деятельностный подход в обучении.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
  • Комплексный подход к организации учебного процесса.
  • Совершенная структура урока.
  • Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих)
  • Высокий, но посильный темп урока.
  • Эмоциональный подъем на уроке.
  • Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Многообразие структур урока   Структура урока  – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.

Многообразие структур урока

  • Структура урока  – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
  • Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.
Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Это позволяет говорить о разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. В педагогике существуют различные классификации уроков.  Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял: - уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного; - уроки объяснения и закрепления нового материала; - уроки устных упражнений; - уроки письменных упражнений; - уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Это позволяет говорить о разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. В педагогике существуют различные классификации уроков.

Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял:

  • - уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного;
  • - уроки объяснения и закрепления нового материала;
  • - уроки устных упражнений;
  • - уроки письменных упражнений;
  • - уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.
Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук ): - урок изучения нового учебного материала - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний; - урок совершенствования знаний, умений и навыков - основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;

Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук ):

  • - урок изучения нового учебного материала - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков - основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков; - урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей; - комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы.
  • - урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;
  • - урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;
  • - комбинированный урок - это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы.

Наиболее сложной, разветвленной является структура комбинированного урока. Комбинированный урок может состоять из следующих этапов: 

  • 1. Организационный - дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке (приветствие, установление внимания, порядка и т. д.).
  • 2. Проверка выполнения домашнего задания - дидактическая задача -проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение (собеседование по изученному, анализ выполненных упражнений и т.д.).
  • 3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация знаний, мотивация предстоящей работы.
  • 4. Изучение материала - дидактическая задача - формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях. Основными способами деятельности учителя и учащихся могут быть объяснение, проблемное изложение, работа с учебником, учебными пособиями, беседа.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала - дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его усвоения через собеседование , анализ таблиц, схем, видеоматериалов и т.д. 6. Закрепление и систематизация знаний - дидактическая задача заключается в организации осмысления и применения знаний, выработки умений. Этому способствуют ответы на вопросы, выполнение упражнений репродуктивного и творческого характера. 7. Информация о домашнем задании - дидактическая задача - нацеливание на самостоятельную работу с учебниками и дополнительной литературой по дальнейшему усвоению знаний и способов их использования. 8. Итог урока - дидактическая задача этого этапа состоит в анализе результатов работы, оценке учебных достижений отдельных учащихся.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала - дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его усвоения через собеседование , анализ таблиц, схем, видеоматериалов и т.д.

6. Закрепление и систематизация знаний - дидактическая задача заключается в организации осмысления и применения знаний, выработки умений. Этому способствуют ответы на вопросы, выполнение упражнений репродуктивного и творческого характера.

7. Информация о домашнем задании - дидактическая задача - нацеливание на самостоятельную работу с учебниками и дополнительной литературой по дальнейшему усвоению знаний и способов их использования.

8. Итог урока - дидактическая задача этого этапа состоит в анализе результатов работы, оценке учебных достижений отдельных учащихся.

КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА:   вводный; тренировочный; контрольный (проверочный); закрепление ЗУН; урок самостоятельной работы; урок с использованием ТСО; урок практической работы; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; урок повторения; урок овладения ЗУН; предметный урок (характерен для начальных классов).

КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА:

  • вводный;
  • тренировочный;
  • контрольный (проверочный);
  • закрепление ЗУН;
  • урок самостоятельной работы;
  • урок с использованием ТСО;
  • урок практической работы;
  • комбинированный урок;
  • повторительно-обобщающий урок;
  • урок повторения;
  • урок овладения ЗУН;
  • предметный урок (характерен для начальных классов).
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА: ролевые игры; исполнение сказочного сюжета; урок фантазирования; деловая игра; урок взаимообучения; круглый стол или конференция; пресс-конференция; урок открытых мыслей; урок-соревнование; урок-КВН; урок-викторина; аукцион знаний; урок-диспут; урок-турнир; урок- эврика;  межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; урок творчества; урок-спектакль; смотр знаний; урок-игра; урок-зачет; урок-путешествие; урок-состязание урок-диалог; мозговая атака; актуальное интервью; урок-лекция.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА:

  • ролевые игры;
  • исполнение сказочного сюжета;
  • урок фантазирования;
  • деловая игра;
  • урок взаимообучения;
  • круглый стол или конференция;
  • пресс-конференция;
  • урок открытых мыслей;
  • урок-соревнование;
  • урок-КВН;
  • урок-викторина;
  • аукцион знаний;
  • урок-диспут;
  • урок-турнир;
  • урок- эврика;
  • межпредметный интегрированный урок;
  • урок-конкурс;
  • урок творчества;
  • урок-спектакль;
  • смотр знаний;
  • урок-игра;
  • урок-зачет;
  • урок-путешествие;
  • урок-состязание
  • урок-диалог;
  • мозговая атака;
  • актуальное интервью;
  • урок-лекция.
Использование здоровьесберегающих технологий в структуре урока
  • Использование здоровьесберегающих технологий в структуре урока
Положительный эмоциональный настрой на урок Самомассаж Гимнастика: пальчиковая, дыхательная, для глаз Физкультминутка, динамическая пауза Смена видов деятельности Игра, игровые моменты Наглядность Специальные упражнения по коррекции ВПФ Оптимальный темп ведения урока Подача материала наиболее доступным рациональным способом
  • Положительный эмоциональный настрой на урок
  • Самомассаж
  • Гимнастика: пальчиковая, дыхательная, для глаз
  • Физкультминутка, динамическая пауза
  • Смена видов деятельности
  • Игра, игровые моменты
  • Наглядность
  • Специальные упражнения по коррекции ВПФ
  • Оптимальный темп ведения урока
  • Подача материала наиболее доступным рациональным способом
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!