Типы занятий и их характеристика.
Выделяют несколько типов занятий, которые принципиально отличаются дидактическими задачами, а также логикой построения, ходом организации и проведения.
-
Первично-ознакомительного типа;
-
Углублённо-познавательного типа;
-
Обобщающего типа.
-
Комплексного типа.
На занятиях первично-ознакомительного типа детям передаётся значительная доля первых природоведческих сведений о разных боках жизни природы и деятельности человека в ней. Чаще всего этот тип занятий посвящён ознакомлению детей с теми видами животных и растений, которые не представлены в ближайшем природном окружении и за которыми не могут быть проведены наблюдения. Поэтому главным компонентом являются на таких занятиях разные иллюстрационные и учебные пособия, наглядности, которые формируют у детей правильные точные представления. Обучение детей на таких занятиях происходит через картины и беседы, чтение детской литературы, просмотр диафильмов, рассказ воспитателя.
Тематика таких занятий: жители леса, тундры; деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, лесничестве, домашние и дикие животные и т.д.
Возрастная адресованность – все возрастные группы.
В младшей группе. Воспитатель при помощи картин знакомит с домашними животными. Использует картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задаёт вопросы «кто» и «что», с помощью которых обозначает групповые объекты, создаёт их образ, просит показать на картине. Затем обращает внимание детей на события, действия животных. В младшей группе речь воспитателя - уточнения (короткий и эмоциональный рассказ) преобладает над словами детей. Воспитатель даёт точные определения, названия предметов, действий – эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому рекомендует им повторить то, что произносит сам. В этом возрасте слова воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражанием, подвижными играми.
В средней группе. Активизирует речь детей: просит подробно отвечать на вопросы, в беседу включаются вопросы типа «какой», «сколько», «как», просит детей говорить простыми фразами, учит замечать соотношения предметов, их связи. Как и в младшей группе, вносит в занятия игровые приёмы, включает их в загадки, стихи. На занятиях такого типа большую роль оказывают знакомые игровые персонажи – на фоне игры они побуждают детей к беседе.
В старшей группе занятия первично-ознакомительного типа значительно более сложные. Желательно рассматривать картины природы, далёкие от их опыта, выходить за грани отображённого сюжета, рассматривать одновременно несколько картин, так как у детей имеется опыт и багаж представлений. На занятиях с помощью картин формируются представления об экосистемах.
Большая роль принадлежит картинам, слайдам, диафильмам для ознакомления с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.
На занятиях такого типа можно рассматривать и живые объекты природы, однако в том случае, если они появились случайно в детском саду, поселились на короткое время. Например, кто-то из родителей принёс ёжика. Затем обязательно старшие дети возвращают его в лес.
Необходима физкультминутка в середине занятия.
В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.
Занятия углублено-познавательного типа строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы. Воспитатель даёт новые сведения, углубляет знания детей демонстрацией приспособлений экологических связей в природе. На занятиях такого типа воспитатель использует муляжи, картины, модели, читает познавательную литературу.
Рассматривая связи и зависимости в природе, на базе тех же чувственных знаний воспитатель может запланировать разные по содержанию занятия углублённо-познавательного типа. Например, страшим дошкольникам в конце зимы после цикла наблюдений за зимующими и декоративными птицами можно провести следующие занятия:
-
Как летают птицы?
-
Жизнь зимующих птиц в холодное и тёплое время года.
-
Сравнение зимующих и перелётных птиц.
-
Жизнь волнистого попугая в неволе и в природе.
На занятиях такого типа используется разнообразный наглядный материал. Демонстрируются модели, включаются проблемные ситуации и т.д.
На первом занятии задача воспитателя показать приспособления птиц к жизни в наземно-воздушном окружении. Обращает внимание на особенности воздуха: незаметный, лёгкий, человек не может на него опереться и полететь. Птицы приспособлены к перемещению в воздухе: имеют лёгкое, обтекаемое тело, тело покрыто перьями. Воспитатель опирается на проведённые наблюдения с детьми за взлётом и посадкой, полётом птиц на улице.
Значительную роль отыгрывают модели, которые показывают приспособления к перемещению в воздухе. Демонстрирует полёт с высоты гладкого и мятого листов бумаги.
Занятия углублённо-познавательного типа строятся по-разному: на их можно использовать разный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные вопросы и ситуации – главное чтоб они строились на конкретных чувственных представлениях детей, расширяли и углубляли знания детей, позволяли устанавливать приспособления к жизни.
Занятия обобщающего типа.
Цель – выделять ряд существенных и характерных признаков для группы знакомых предметов и на их основании сформировать обобщающее представление. Это осуществляется в процессе специальной беседы, основа которой вопросы. Формулировка их носит общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных представлений. Проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Это возможно благодаря большому количеству конкретных знаний, накопленных детьми младшего и среднего дошкольного возраста чувственным путём.
Формирование обобщающих представлений осуществляется в ходе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика заключается в следующем:
-
Формулировки носят обобщающий характер, так как охватывают не одно, а ряд конкретных явлений;
-
Содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных примет, на основании которых строится обобщающее представление;
-
Каждому признаку соответствует специальный вопрос.
Важное место в беседе занимает формулировка знаний, это значит построение обобщений.
Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Занятия комплексного типа. Такие занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического образования комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности детей дошкольного возраста. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для воспитанников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.