СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТК Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения с применением приёма ТРКМ 

Просмотр содержимого документа
«ТК Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»



Технологическая карта урока

Класс: 3-10

УМК: Школа России

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: Б. В. Шергин “Собирай по ягодке – наберёшь кузовок”

Цель урока: создание условий для чтения рассказа Б. В. Шергина “Собирай по ягодке – наберёшь кузовок”.

Задачи урока:

Дидактические: изучить рассказ “Собирай по ягодке – наберёшь кузовок”;

Развивающие: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе.

Технологии: ТРКМ

Оборудование: ИКТ, учебник.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения, и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

  • оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять диалог в паре,

  • принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос;

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

  • с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Предметные

  • читать правильно осознанно, выразительно;

  • умение прогнозировать содержание произведения;

  • размышлять о поступках героев;

  • делать выводы об идее (главной мысли) произведения;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты: УУД

Орг. Момент

Учебник на парту мы кладём

И к знанию новому идём.



Актуализация знаний




Целеполагание

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

– Ребята, вспомните название нового раздела.

– Какое необычное название нашего раздела! Что это?

- Я не зря начала сегодняшний урок тоже с пословицы. И вы это скоро поймете.

– Расшифруйте полное имя писателя, чье произведение будем сейчас читать.

SБLOWIPИVLCS BIGИWKSTLOIWPOVBИGЧ WШEVSPLGГИLSHW

- Знаете ли вы этого автора?

- Именно Б. В. Шергин написал рассказ, название которого является пословицей - «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

- Что мы сегодня будем делать? Поставьте цель на урок.





-

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

- Это пословица











- Борис Викторович Шергин.

- нет







- Изучим биографию Б. В. Шергина, прочтем рассказ «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять диалог в паре,

  • принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос;




Основная часть

Борис Викторович Шергин (1896–1973) – русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Он писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы, предания… я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные, подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем… он сорок пять лет ходил в море… Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею, для книги «У Архангельского города, у корабельного пристанища». Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в Строгановском ху- 340 Собирай по ягодке – наберешь кузовок дожественно-промышленном училище, потому что его «с детских лет… прельщали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. «У песенных рек», «Поморщина-корабельщина», «Поморские были и сказания» – наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества… в устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль».

- На доске изображено древо предсказаний. На его стволе написана наша пословица-название расказа. Давайте напишем на ветках наши предположения о том, что же она значит.

- После прочтения мы вернемся к нему и посмотрим, чье предположение являлось верным.

- Перед прочтением, давайте рассмотрим слова, значение которых вы могли не знать.

Штукатурное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Малярное – маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений. Звание «мастер малярного дела».

- Внимательно послушайте рассказ.

- Почему Митя думал, что не успеет в срок? Как ему удалось успеть?





- Прочтите рассказ ещё раз.

– Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка – художником?



– Что случилось с Митей?





- Что следовало сделать Мите, чтобы не волноваться сроках работы?

– Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?



– Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване?

- Давайте вернемся к нашему Древу предсказаний. Какое из предположений подтвердилось? Почему?













– Выберите из рассказа все пословицы, выпишите в тетрадь и объясните их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? (Работа любит не молодца, а незалежливого. Глаза страшатся, руки делают. Комар носа не подточит. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.)

– Прочитайте диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер? Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.


































































- если делать что-то постепенно, то всё успеешь; нужно собирать больше ягод; человеку нужно больше, чем он собирает.





























- Потому что неделю не делал работу. Делал столько, сколько мог успеть в день.



- Митя работал с деревом. Бабушка работала кистью.


- Он испугался, что не сдаст работу в срок, но успел.

- делать работу все дни, пока не закончит.

- Словами поддержки, советом.

- Чтобы показать историю со стороны разговора.


- если делать что-то постепенно, то всё успеешь. Потому что Митя делал работу постепенно, не всё сразу, что помогло ему вовремя её завершить



- Все пословицы о деле.









- мастер говорит со спокойствием и уверенностью в силах Мити.






Личностные:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения, и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные УУД:

  • осуществлять диалог в паре,

  • принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос;

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

  • с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Предметные:

  • умение прогнозировать содержание произведения,

  • читать правильно осознанно, выразительно;

  • размышлять о поступках героев;

  • делать выводы об идее (главной мысли) произведения;


Рефлексия

- Какой рассказ мы сегодня читали? Что вам запомнилось?







- Кто автор?

- Выполнили ли мы цель на урок?

-покажите зеленый карандаш, если вы активно работали на уроке; покажите жёлтый, если могли лучше; покажите красный, если хотели бы лучше.

- “Собирай по ягодке – наберёшь кузовок”. Запомнилось то, как волновался Митя.

- Б. В. Шергин

- Да


Личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу

  • оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.















9