Основная часть | Борис Викторович Шергин (1896–1973) – русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Он писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы, предания… я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные, подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем… он сорок пять лет ходил в море… Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею, для книги «У Архангельского города, у корабельного пристанища». Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в Строгановском ху- 340 Собирай по ягодке – наберешь кузовок дожественно-промышленном училище, потому что его «с детских лет… прельщали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. «У песенных рек», «Поморщина-корабельщина», «Поморские были и сказания» – наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества… в устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль». - На доске изображено древо предсказаний. На его стволе написана наша пословица-название расказа. Давайте напишем на ветках наши предположения о том, что же она значит. - После прочтения мы вернемся к нему и посмотрим, чье предположение являлось верным. - Перед прочтением, давайте рассмотрим слова, значение которых вы могли не знать. Штукатурное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. Малярное – маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений. Звание «мастер малярного дела». - Внимательно послушайте рассказ. - Почему Митя думал, что не успеет в срок? Как ему удалось успеть? - Прочтите рассказ ещё раз. – Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка – художником? – Что случилось с Митей? - Что следовало сделать Мите, чтобы не волноваться сроках работы? – Как ему помогли Ванина бабушка и мастер? – Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване? - Давайте вернемся к нашему Древу предсказаний. Какое из предположений подтвердилось? Почему? – Выберите из рассказа все пословицы, выпишите в тетрадь и объясните их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? (Работа любит не молодца, а незалежливого. Глаза страшатся, руки делают. Комар носа не подточит. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.) – Прочитайте диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер? Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя. | - если делать что-то постепенно, то всё успеешь; нужно собирать больше ягод; человеку нужно больше, чем он собирает. - Потому что неделю не делал работу. Делал столько, сколько мог успеть в день. - Митя работал с деревом. Бабушка работала кистью. - Он испугался, что не сдаст работу в срок, но успел. - делать работу все дни, пока не закончит. - Словами поддержки, советом. - Чтобы показать историю со стороны разговора. - если делать что-то постепенно, то всё успеешь. Потому что Митя делал работу постепенно, не всё сразу, что помогло ему вовремя её завершить - Все пословицы о деле. - мастер говорит со спокойствием и уверенностью в силах Мити. | Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения, и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос; Познавательные УУД: использовать учебник и словарь в качестве источников информации, с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию. Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать правильно осознанно, выразительно; размышлять о поступках героев; делать выводы об идее (главной мысли) произведения; |