СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг " Компромисс"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг направлен на развитие коммуникативных навыком. Подходит для учеников с 1по 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Тренинг " Компромисс"»

Компромисс.

(тренинговое занятие)


Цель занятия: развитие коммуникативных навыков; знакомство с понятием «компромисс», «уступка»; формирование представлений о различных вариантах бесконфликтного общения.

Оборудование: мультфильм «Мост»; бумага(обои) для моста; плакаты с определениями, правилами бесконфликтного общения; шаблоны к методике «Рукавички».

Ход занятий.

Рефлексия настроения.

Карточки красного, зелёного, чёрного цвета .


Упражнение «Пожалуйста».

Цель: создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста».

Варианты: (можно придумать любые)

-Встаньте, пожалуйста.

- Присядьте.

- Возьмите за руку соседа, пожалуйста.

- Подмигните соседу.

- Улыбнитесь, пожалуйста.

- Погладьте по спинке соседа справа, пожалуйста.

- Дотроньтесь до кончика своего носа.

- Почешите ухо соседа слева, пожалуйста.

- Повернитесь кругом.

- Сядьте, пожалуйста.

Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).


Основное содержание


- Ребята, все мы с вами разные. Каждый из нас поступает по-своему в разных ситуациях, что может вызывать не понимание у других. Поэтому люди начинают ссориться, обижаться, спорить и чтобы этого избежать - нам нужно научиться. Чему? Мы с вами сейчас узнаем.

- Посмотрите все на доску, вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово.


5

7

10

8

6

3

9

2

1

4

Р

М

С

И

О

М

С

О

К

П



(Получилось слово КОМПРОМИСС).

Сегодня мы поговорим о случаях, когда нужно идти на компромисс, уметь уступать договариваться.


Показать мультфильм «Мост» - I часть


Игра «Мост» [27; с. 177].

Цель: развитие доверительного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи и сотрудничества.

Ведущий предлагает детям закончить историю самим детям, как если бы они встретились на мосту и не смогли разойтись, потому что ни один них не хочет уступить дорогу другому.

Как вы поведёте себя в этом случае и найдёте выход из сложившейся ситуации.


На полу из листов бумаги (лучше обоев шириной не больше 10 см и длинной 3м) делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей.

Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать друг друга и т.д. ( К ЭТИМ ВЫВОДАМ ОНИ ДОЛЖНЫ ПРИЙТИ САМИ)

Какой способ из всех перечисленных лучше всего подходит к сложившейся ситуации?

Показать мультфильм «Мост» - II часть (Как поступили персонажи?)

На доске: Сначала думай, потом делай – это первое правило бесконфликтного существования.


Знаете ли вы другие способы разрешения конфликта?

Упражнение «Разожми кулак».

(Как усложнение можно зажать конфетку в кулаке – для детей нач. школы или денежку – старшеклассники, тогда стратегии бывают более ярко выражены).

Нужно разбиться на пары: в паре каждый по очереди пытается разжать кулак партнера.

Обсуждение: кому удалось справиться с заданием, как вы действовали, попробуйте разные стратегии? Подумайте, какая вам больше подходит. (Для старшеклассников здесь можно дать характеристику человека в зависимости от стиля поведения в конфликтной ситуации)

Вы научились договариваться. Есть поговорка: «Глупые ссоряться, а умные договариваются». Умение договариваться, уступать другим - это КОМПРОМИСС.

Это один из способов разрешения конфликтов.

На доске: Договаривайся и уступай – второе правило бесконфликтного общения.



Кто из вас пробовал агрессивный способ выполнения упражнения. Когда вы силой или агрессией подавили партнёра и заставили его разжать кулак. Если бы вы встали на его место, комфортно ли вам было? (обсуждение)

Есть такая поговорка: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе?». Можем ли мы взять её, как третье правило?


На доске: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе – это третье правило бесконфликтного общения.


Для старшеклассников.

Различают пять типов поведения в конфликтных ситуациях:
Типы поведения 1. Игнорирование. Это как бы самоустранение (выход) из конфликтной ситуации без устранения ее причины. Способ пригоден, если устранение причины от вас не зависит.
Типы поведения 2.
Сотрудничество. Совместная выработка решения. Способ применяется, если все стороны хотят прекратить конфликт.
Типы поведения 3.
Компромисс. Ведение переговоров, при которых вырабатываются взаимные уступки. Требует навыков ведения переговоров, чтобы не уступить значительно больше противоположной стороне.
Типы поведения 4.
Приспособление. Предполагает изменение своей позиции для сглаживания противоречий.
Типы поведения5.
Соперничество. Самая безнадежная форма разрешения конфликта. Упорно отстаивая свою позицию, никто не желает поступиться ничем, ставя свои интересы превыше интересов противоположной стороны.


Никогда не бойтесь сказать доброе слово, не забывайте о том, что безвыходных ситуаций не бывает. У вас всегда есть возможность выбрать, как поступить.


Я предлагаю эти правила повесить в классе, чтобы не забывать о них.


Правила бесконфликтного общения:

1. Сначала думай, потом делай.

2. Договаривайся и уступай.

3. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.


- А сейчас мы посмотрим, сможете ли вы применять правила бесконфликтного общения, умеете ли вы договариваться между собой.


Методика «Рукавички» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Обсуждение: поднимите руки те, кто смог договориться с соседом, кому нравится, то, что вы нарисовали. Кому, ребята, было сложно договориться с соседом? Почему?

Тест Томаса - типы поведения в конфликте. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)



Рефлексия


буду использовать правила интересно мало конфликтов








не буду скучно много

Рефлексия настроения.

Карточки красного, зелёного, чёрного цвета.

4