Учись писать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ!
(из опыта работы)
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников, – это сочинение. Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но, все же, написать сочинение-рассуждение небольшого объема на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенной идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).
Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать текст, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?
Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого. На уроках литературы в 5-9 классах можно использовать упражнение «Название». Дети читают небольшой текст, затем выбирают из предложенного перечня названий то, которое подходит. После этого ребята заполняют карточки такого содержания: «Название текста» - так можно было бы озаглавить отрывок из статьи выдающегося русского писателя-сатирика и публициста М. Е. Салтыкова-Щедрина, предположим. Писатель размышляет живойсвязи человека с родиной, о значении родины в (становлении, жизни, воспитании, формировании) гражданина. Таким образом, дети научатся находить в произведении проблему. Ведь правильно ее найти очень важно, от этого будет зависеть, верно ли выпускники составят содержание сочинения. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:
1) пересказ текста;
2) выделение микротем по абзацам;
3) поиск ключевых слов;
4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;
5) формирование проблемы – вопроса, который автор ставит перед читателем.
В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:
1. Автор рассказывает о том, что …
2. По его мнению, ...
3. Я согласен с автором, потому что …
4. Итак, …
Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Дети должны видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Можно предложить запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Важно предупредить детей о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста. Приемы смысловой связи раздаются детям.
Приём | Ключевой вопрос |
1.Приём противопоставления | Что чему противопоставлено, то есть что лежит в основе противопоставления? (через союзы А, НО) |
2. Приём сопоставления | С чем это сравнивается? ИЛИ Что с чем сопоставляется? |
3. Приём определения | Что означает это слово? |
4. Приём указания на следствие | Каковы причины явления и что из этого следует? Как это может сказаться на… ? Из чего это следует? Что с этим связано? |
5. Приём аналогии | На что это похоже? |
6. Приём выделения | Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь? |
7.Приём объяснения | Почему? Чем это можно объяснить? |
8.Приём подтверждения | Как это подтверждается автором? |
9. Приём детализации | Какие детали позволяют раскрыть проблему? |
Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо–плохо, недопустимо-желательно, нельзя–необходимо.
Следующий этап работы над сочинением-рассуждением – это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис – мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.
Важная композиционная часть сочинения – это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором. Когда работа над созданием сочинения закончена- проверяем ошибки. Особое внимание следует обратить на:
-соотнесённость глагольных форм
- пунктуацию (если вы не уверены в правильности, то лучше изменить конструкцию)
- лексические повторы
- фактические ошибки
- орфографию (н/нн, гласные в корнях, слитное/раздельно написание частей речи, написание не с частями речи, окончания глаголов)
Теперь сочинение можно переписывать.
Такую работу провожу со своими учениками, чтобы научить их самостоятельно и правильно писать сочинение ЕГЭ по русскому языку
В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку.
Как показывает опыт, ребята, использующие план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.
Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.