
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Р. Рождественский.
Эссе
учителя МКОУ Недокурская СОШ
Воловенко Валентины Александровны.
Можно ли представить себе дом без фундамента? Фундамент – основание, служащее опорой для стен здания. И если он непрочный, то и всё сооружение будет недолговечным. Так и школа является базой, основой всего образования человека. Здесь важно всё: качество, прочность, настроение, с которым входит в «храм науки» ребёнок. У каждого здания свои особенности, свой фундамент. Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями. Но авторитет любого учебного заведения, конечно – результат – знания учеников. И результат зависит от личности учителя. В школе идут глубокие перемены – обновление содержания образования. В этих условиях школе нужен творчески работающий педагог, способный самостоятельно, эффективно использовать новые педагогические технологии.
Почему я выбрала профессию учителя? Ответ прост: хотела быть как моя мама, моя первая учительница Бражникова Раиса Фёдоровна, которая проработала в начальной школе почти сорок лет. В 1986 году я закончила Лесосибирский государственный педагогический институт и вернулась в свою школу учителем начальных классов. В год, когда я начала свою педагогическую деятельность, в нашей стране начался эксперимент по обучению детей с шести лет. Класс шестилеток открылся и в нашей школе. Поэтому я одна из первых в Кежемском районе начала работать с шестилетками. Уча детей – училась сама. Книги Ш. А. Амонашвили были моими настольными книгами. Старалась организовывать обучение так, чтобы игра стала способом обучения и формой организации деятельности детей, так продумывала уроки, чтобы разнообразные методы обучения были подчинены главной задаче – формированию самостоятельности детей, желанию учиться, добывать новые знания, поддержанию у учащихся высокой работоспособности на уроках и дома.
Из начальной школы я сделала шесть выпусков. В 2006 – 2007 учебном году из 15 учеников на «5» и «4» окончили начальную школу 11, неуспевающих нет. В 2007 – 2008 учебном году из 11 учеников 7 хорошистов, неуспевающих нет.
За четыре года обучения в начальной школе у каждого моего ученика накапливался материал в отдельной папке (индивидуальное портфолио), где собраны сочинения на всевозможные темы, например: «Кем я хочу стать», «Если бы я был президентом», «Моя семья», «Зачем нужно учиться?», «Мой посёлок», «Моя мама» и т. д.; диктанты, контрольные и тестовые работы, стихи, рисунки, рефераты, результаты проверки техники чтения. Эти папки ребята пополняют своими работами до окончания школы. Это даёт возможность видеть им свой рост, с какими знаниями они подходят к окончанию школы.
В 2008 году меня перевели работать учителем русского языка и литературы в 5 – 11 классах и назначили классным руководителем в 5 классе. Я снова стала учить моих детей, которых выпустила из начальной школы. Опыт преподавания русского языка и литературы в начальных классах мне пригодился и в средней школе.
В своей работе, для повышения качества знаний детей, развития интереса к учёбе, большое внимание уделяю внеклассной работе по учебным предметам. Каждый год провожу олимпиады по русскому языку и литературе. В олимпиадах принимают участие все мои ученики. Вместе подводим итоги. Дети сравнивают свои результаты с предыдущим годом, отмечают свои достижения.
А ещё мои ученики любят принимать участие в школьных проектах и создавать свои классные проекты. Так, например, нами в нашей школе был реализован проект «Ученик года». Цель этого проекта – выявить учащихся, самореализующихся в учебной и внеучебной деятельности, дать им возможность проявить свои творческие и интеллектуальные способности. Проект длился весь учебный год. Выполнение его проходило в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. К проекту были привлечены родители (в классах проведены родительские собрания, на которых родителям учителя разъяснили суть проекта, его значимость для развития личности детей).
Конкурс вызвал в нашей школе большой интерес. Все участники по окончании конкурса получили грамоты и ценные призы.
Ко Дню матери создали «Концерт в подарок». К 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне реализовали проект «Великая Отечественная война в истории наших семей». Он начался с экскурсии в марте 2017 года в поселковый музей. Дети проводили опрос, брали интервью у своих близких, находили в семейных альбомах фотографии ветеранов и т. д. Проект закончится 8 мая года большим классным часом для учащихся нашей школы и родителей и выставкой альбомов и газет с материалами, которые собрали дети за это время.
Не секрет, что в наше время, когда в каждом доме есть телевизор и компьютер, дети мало читают. Чтобы развить интерес к чтению, я предлагаю детям завести специальные тетради (мы их называем книжки – малышки), которые посвящены временам года – где дети записывают названия прочитанных произведений, авторов, свои мысли, сочиняют сказки, рисуют иллюстрации (а они очень любят рисовать).
В учебниках по литературе много стихотворений русских поэтов о природе, детстве, о Родине. Я как-то предложила детям попробовать самим написать стихотворение на понравившуюся тему. И вот у нас появилась подборка стихов «Проба пера».
Это лишь некоторые из них.
Родина.
Любимая моя Родина –
Сибирь, Ангара,
Леса и поля,
Рыбалка, охота.
Всё это в душе у меня!
Родной мой посёлок.
В нём много друзей.
На горке мы катаемся
Каждый зимний день.
Зима.
Осень прошла. Зима наступила,
Белым снежком всю землю покрыла.
Солнце поблекло, мороз затрещал.
Лёд Ангару в свои цепи сковал.
Рады ребята морозу и снегу,
С горки на санках весело едут.
Им не страшны ни метель, ни мороз.
Прячут в шарфы обмороженный нос.
Летом.
Летом бабочки смеются,
Дождики и ветры вьются,
Липы расцветают. Дети все играют.
А на ясной там заре,
Как на красном полотне,
Солнышко восходит,
Новый день приходит.
И пусть эти стихи далеки от совершенства – написаны они от души.
На уроках внеклассного чтения дети рассказывают, какую книгу они прочитали, кто автор, чем заинтересовало это произведение.
Мы создали свою классную библиотеку, куда ребята приносят из дома прочитанные книги и хотели бы, чтобы их прочитали товарищи.
Работая в современной школе, невозможно работать по-старому, используя только традиционные методы обучения. Я стала целенаправленно вносить в свою работу элементы развивающего обучения, рекомендации учителей – новаторов. На уроках русского языка и литературы использую технологию системно-деятельностного подхода в обучении, технологию дифференцированного обучения, проблемно – поисковый метод. Создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой ученики поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением и т. д.
При формировании у школьников знаний и обучении их сотрудничеству применяю групповую форму учебной работы. Дети любят работать в группе, когда в совместной деятельности они выступают как единое целое.
С началом обучения детей в школе у детей возникает нагрузка на зрение, они вынуждены длительное время сидеть за партой в наклонной позе. Поэтому наряду с учебной деятельностью на уроках я провожу коррекционно – восстановительную работу по предупреждению заболеваний и сохранению здоровья детей. Это и физминутки, и выполнение каких-то устных заданий стоя; каждую четверть пересаживаю учеников с одного ряда на другой. Зимой для профилактики простудных заболеваний дети носят бусы из чеснока.
Проработав много лет в школе, начинаешь переосмысливать многие ценности, жизненные и профессиональные, по-другому иногда расставлять приоритеты. В каждом заложено какое-то предназначение. Другое дело, что не все способны в полной мере реализовать себя, принести пользу обществу и получить самоудовлетворение. Ничего нет страшнее понимания неправильности выбранного в молодости пути.
Моя профессия стала частью жизни. На вопрос: «Любишь ли ты свою работу?»,- я могу всегда и везде ответить однозначно: «Да, я ею живу».
Закончить своё эссе мне хочется стихотворением Анны Ахматовой.
А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем,
предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул
томленье —
И задохнулся...