Тема: «Умножение нуля и на нуль».
Цель урока:
1. Образовательные:
- познакомить с правилом умножения нуля и на нуль;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- формировать умение правильно называть компоненты умножения, деления, вычитания, сложения;
- закреплять умение заменять сумму чисел произведением и наоборот и устно вычислять их значение;
- закреплять переместительное свойство умножения;
- закреплять правило решения примеров со скобками.
2. Коррекционно — развивающие: корригировать и развивать
- наблюдательность;
- наглядно-действенного мышление;
- математическую речь;
- произвольное внимание
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: презентация; звездочки за правильные ответы; примеры с карточками
Ход урока I. Организационный момент. Учитель: 1. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в Космическое путешествие.
У путешественников все должно быть в порядке. Проверьте свои рабочие места.Для путешествия нам нужны: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.
Вы готовы? Тогда в путь!
Летим в путешествие на ракете. (слайд 1). Заведем мотор.
- Наша ракета приземлилась на неизвестной планете. Выйдем из
ракеты, оглядимся. Посмотрим направо, налево, вперед.
Кто это нас встречает? Ребята, это житель этой планеты — Умня. (слайд 2). Он приглашает нас на экскурсию по планете. Впереди нас ждут интересные задания. А за правильные ответы Умня будет дарить вам звездочки. В конце урока подсчитаем их и подведем итоги. А сейчас отправимся в Космозоопарк.
II. Устный счет – А сейчас отправимся в Космозоопарк. В этом зоопарке живут вот такие необычные улитки. (слайд 3)
Учитель: Назовите эти числа в порядке убывания.
Дети: 10, 8, 6, 4, 2 (слайд 4)
Учитель: Найдите лишнее число и обоснуйте свой ответ.
Дети: число 10 лишнее, так как оно двузначное.
Учитель: А как называются все остальные числа?
Дети: однозначные.
Учитель: Сколько в нём десятком, единиц?
Дети: в числе 10 - 0 единиц и 1 десяток.
Учитель:Сложите все однозначные числа. Каков ответ?
Дети: 20
III. Актуализация опорных знаний. Учитель: Сейчас мы с вами идем по улице Сезам. И на ней нам тоже будут попадаться задания. А вот и первый домик с заданием (сла йд 5)
Замени, если можно сложение умножением. (на доске примеры)
5 +5 +5
1 + 1 + 1 + 1+ 1 + 1
6 + 6 + 6 + 6
3 + 3 + 3 + 4
Учитель: Молодцы! А вот на пути у нас новый домик. Узнаем,что здесь за задание. (слайд 6)
А здесь у нас примеры на умножение и деление. (примеры на карточках)
18 : 2 20 - 7
4 x 9 10 + 3
Вспомним, как называются компоненты при этих действиях. (Для слабых детей наглядно названия компонентов) (слайд 7, 8, 9,10)
IV. Проблемная ситуация.
Учитель: Продолжаем наше космическое путешествие путешествие. Впереди нам попалось космическое чудище. (слайд 11) Надо победить его, для этого надо познакомиться с новым материалом.
1 x 7 0 x 6
1 x 5 0 x 2
1 x 9 0 x 5
- Посмотрите на доску. Решите примеры в первом столбике. На какое правило даны примеры в 1 столбике?
Дети: Если один множителей равен единице, то произведение равно второму множителю. (опрос нескольких учеников)
А можете ли вы решить примеры во втором столбике? (нет)
V. Сообщение темы и цели урока. Вот сегодня мы с вами этому и научимся. Тема нашего урока «Умножение нуля и на нуль». Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом умножения нуля и на нуль;. Вспомним порядок действий в примерах со скобками, будем решать задачу.
VI .Сообщение новых знаний. Давай заменим умножение суммой слагаемых.
0 x 6 0+0+0+0+0+0=0
0 x 2 0+0=0
0 x 5 0+0+0+0+0=0
Какое число является слагаемым в каждом примере на сложение?
Чему равна сумма в каждом примере?
Чему равен множитель в каждом примере на умножение?
Чему равно произведение?
Давайте вместе попробуем сформулировать правило. Если один из множителей равен нулю, то и произведение равно нулю.
Откроем учебники на стр. 142 и прочтем правило.
Номер 2 выполним устно. Посмотрите на примеры, назовите множители и произведение. Какое правило (свойство) здесь применили?
Дети: от перестановки множителей произведение не меняется.
Молодцы ,ребята, вы смогли победить космическое чудище и мы с вами попали на поляну «Отдыхайка». (слайд 12) Давайте сделаем привал и отдохнем.
Физкульминутка
Чтобы в космос полететь
Надо силу нам иметь
(сжимают кулак и сгибают руку в локте)
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Раз, два, три - присядем мы!
Раз, два - руки согнуть,
Три, четыре – разогнуть.
(выполняют движения по тексту)
Много раз я отожмусь утром на зарядке
И руками оттолкнусь,
Будет все в порядке.
Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолет.
Раз, два - хлопок в ладоши,
а потом на каждый счёт.
(выполняют движения по тексту)
Раз, два, три, четыре –
руки выше, плечи шире.
Коррекция и первичное закрепление знаний.
Продолжаем наше путешествие. Впереди виднеется Поляна открытий. Здесь нас ждут примеры.
Откройте тетради, запишите число, слова «классная работа». с. 143 №5 (первый столбик)
Вспомним, как решаются пример, когда в нем есть скобки.
Дети: если есть скобки, то сперва решаем пример в скобках, потом все остальное.
(проговариваем правило умножения числа на нуль)
Закрепление знаний.
- Перед нами Река Знаний, чтобы ее переплыть, надо выполнить последнее задание: решить задачу. (слайд 13)
с. 143 № 7.
(Читаю сама, потом сильный ученик.)
- О чем эта задача? (о фундаменте)
Фундамент-это то, на чем стоит дом. (слайд 14)
Сколько фундамента требуется для ремонта? (40 кирпичей) Сколько кирпичей использовал рабочей? (неизвестно) Когда нам что-то неизвестно, как мы показываем это в краткой записи? (ставим знак вопроса) Но что нам известно об этом? (что в 5 раз меньше) Какой вопрос задачи? Прочитайте. Как это записать в краткой записи? (записать слово «осталось» и поставить знак вопроса)
Требуется — 40 кир.
Использовал - ? в 5 раз меньше
Осталось -?
(запись краткой записи на доске)
Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? Что узнаем сначала? (сколько кирпичей использовал рабочей) Каким действием? Почему?
Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Каким действием? Почему?
Запишем ответ.
Молодцы! Мы перебрались через реку.
Наше путешествие закончилось.
Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. С каким правилом мы сегодня познакомились?
Чем занимались на уроке?
Какие правила повторяли?
Давайте попрощаемся с Умней, подсчитаем звездочки.
(выставление отметок)
Домашнее задание.
с. 143 № 5 (столбики 2,3), с. 142 выучить правило.