СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление деепричастий в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлена технологическая карта урока по русскому языку для 7 класса по УМК Ладыженской.

Просмотр содержимого документа
«Употребление деепричастий в речи»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. В. П. Чкалова»

















Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс: 7 класс

Тема: Употребление деепричастий в речи

Тип урока: закрепление ЗУН

Учебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. М., «Просвещение», 2010г.

Программа для общеобразовательных школ





Выполнила учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 3

г. Арзамаса

Маслова И. М.

педстаж 29 лет.





г. Арзамас, 2013г.

Задачи урока:



Образовательные.

  • Повторение и закрепление знаний о деепричастии как о части речи.

  • Закрепление умения написания деепричастий и умения отличать их от других частей речи.

  • Закрепление умения употреблять деепричастия в составе предложений, соблюдая современные нормы литературного языка.

  • Формирование умения предупреждать синтаксические ошибки, связанные с употреблением деепричастий.

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.



Развивающие



  • Развитие познавательной мотивации через постановку учебной задачи

урока

  • Развитие внимания учащихся.

  • Развитие логического мышления и речи учащихся.

  • Развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.

  • Развитие умения пользоваться деепричастием с целью усиления выразительности речи.





Воспитательные



  • Воспитание интереса к истории родного языка.

  • Воспитание бережного отношения к родному слову.

  • Воспитание культуры словесного выражения.

  • Воспитание трудовых навыков, опирающихся на положительную мотивацию в учении.











  1. Организационный момент.

  2. Эмоциональный настрой.

Это интересно. Знаете ли вы, что…

Федору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение. У меня было написано так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«Не то, не то,- раздраженно вдруг заговорил Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: «пятак упал к ногам». Надо сказать: «Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая».

Замечание это – помню хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение.

(В. Григорович.)

С Л А Й Д № 2

Вывод: деепричастия «дорисовывают движение», делают речь выразительнее, живописнее.

- Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Правильно.

Запись числа.

Классная работа.

Тема: Употребление деепричастий в речи.

  1. «Проба пера».

- Восстановите предложение А. П. Чехова, используя деепричастия:

«Дождь барабанил по крыше, точно сердился и негодовал на кого-то»

С Л А Й Д № 3

Учитель предупреждает учащихся, что при употреблении в речи деепричастий надо все время помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.

(Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и негодуя на кого-то).

- Какое средство выразительности использовал писатель? (олицетворение)

- Посмотрите в окно и опишите небо, солнце, дорогу. (2-3 предложения. 2-4 минуты.)

( Учащиеся зачитывают свои тексты.)

  1. Мастер-класс.

Стихотворение английского поэта Р. Саути «Лодурский водопад»

С Л А Й Д № 4

- В чем своеобразие стихотворения?

- Сосчитайте количество деепричастий.

- Что достигает автор обилием использованных деепричастий? (автор передает звучание падающей воды)

- Какие средства использует для этого?

- Какую картину вы себе представляете?

  1. Лингвистическая разминка.

С Л А Й Д № 5

Скр…пя сердце - скр…пя зубами

- Вставьте пропущенные буквы. Ответ обоснуйте.

- Объясните значения фразеологизмов.

С Л А Й Д № 6



- Найдите и выпишите фразеологические сочетания, укажите их значения.

- Назовите фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы.

- Составьте с ними словосочетания.



  1. Минутка для шутки.

С Л А Й Д № 7

- Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастий.

- С чем связаны подобные ошибки? (с непониманием функции деепричастия: обозначают добавочные действия при основном).



  1. Поэтическая минутка. (Заранее подготовленная учениками).

Ученики читают наизусть отрывки из стихов и прозы, в которых деепричастия используются как средства выразительности.

Ученики класса называют деепричастия, обсуждают их роль в поэтических текстах.

Затем учащиеся класса получают задание найти примеры из учебника. ( упр.159,164,165).



Работа с поэтическим текстом.

С Л А Й Д № 8

Работа с поэтическим текстом И. А. Бунина.

- Расставьте знаки препинания, объясните.

- Какой образ создал И. А. Бунин?

- Назовите все средства выразительности.

- Какую же роль играют деепричастия в речи?



Вывод:

- В чем же мы с вами сегодня еще раз убедились?



Д/З: «Проба пера» (написать стихотворение, подобное «Лодурскому водопаду» Р. Саути на тему: «Весна из окна моего дома». (по желанию).

Составить текст по пословице: «Не убив медведя, шкуры не продают», используя деепричастия.(обязательно для всех).