Урок 7
Образ госпожи Простаковой (II действие комедии «Недоросль»)
Здравствуйте!
О чём мы говорили на прошлом уроке?
Назовите героев комедии «Недоросль».
В начале урока провожу небольшую игру.
Отгадай героя по его словам:
«…да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» (Скотинин).
«Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому» (Простакова).
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку...» (Митрофан)
«Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному» (Тришка)
«В этом я тебе, матушка, и верил и верю. При твоих глазах мои ничего не видят» (Простаков).
Посмотрите картинку. Кто изображён на картинке?
Госпожа Простакова.
Что мы знаем о гос-же Простаковой?
Сегодня на уроке будем говорить об этой героине.
Запишите тему урока: Образ госпожи Простаковой
Задачи урока:
1.Выяснить, почему Простакова изменила своё отношение к Софье.
2.Узнать, кто такие Правдин и Милон.
3.Назвать черты характера госпожи Простаковой.
Чем закончилось 1-е действие?
Почему Простакова отменила помолвку Софьи и Скотинина?
Что произошло дальше в семье Простаковых? Узнаем и текста.
Прочитайте 1 явление и ответьте на вопросы:
1.Зачем в дом Простаковых приезжает Правдин? Правдин хочет изменить порядок, который царит в доме Простаковых. Прекратить варварство и унижение.
2.В кого влюблён Милон? Милон влюблён в Софью.
Прочитайте 2 явление и ответьте на вопросы:
1.Почему отношение Простаковой к Софье изменилось? Простакова узнала, что Софья стала богатой невестой.
2.Почему Милон ревнует свою возлюбленную к Митрофану? Софья сначала в шутку говорит о достоинствах Митрофана. Милон не понимает, что любимая шутит, воспринимает Митрофана как соперника.
Прочитайте 3 явление и ответьте на вопросы:
1.Чему удивляется Софья? Скотинин сообщает ей, что желает на ней жениться.
2.Почему Скотинин мечтает жениться на Софье? Скотинин хочет заполучить её наследство, купить большое количество свиней.
3.С кем сравнивает Скотинин своих будущих детей? Скотинин своих будущих детей называет свинками.
4.Какая новость не понравилась Скотинину? Правдин сказал Скотинину, что Простакова хочет выдать Софью за Митрофана.
Прочитайте 4 явление и ответьте на вопросы:
1.Что рассказывает Еремеевна Простаковой? Скотинин избил Митрофанушку.
2.Чем недовольна Простакова? Простакова недовольна тем, что Еремеевна не смогла защитить Митрофана и ему попало от Скотинина.
3.Как живётся Еремеевне в доме Простаковых? Еремеевна любит Митрофанушку, как своего родного сына. Но этого никто не ценит. Простакова постоянно упрекает её и придирается к ней.
Заполним таблицу, характеризующую Простакову.
Таблицу заранее распечатываю ученикам, а они её заполняют.
Характеристика гос-жи Простаковой |
1.Воспитание и образование | Выросла в семье, отличавшейся невежественностью. Не получила никакого образования. |
2.Черты характера | Грубая, невежественная, наглая, жестокая. |
3.Отношение к другим людям | В отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. |
4.Отношение к Митрофану | Любит его, заботится о нём. Слепая любовь к сыну, выраженная во вседозволенности, портит ребёнка. |
Корысть, стяжательство, нажива — им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.
Крепостное право, считает Фонвизин, не только крестьян доводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли получилось? Да.
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.Какие герои комедии вам нравятся? Почему?
2.Почему Еремеевна не возражает Простаковой, не спорит с ней?
3.Что вам запомнилось на уроке?
Домашнее задание: прочитать 3-е действие.