Урок 9
Образ Митрофана. Смысл названия комедии «Недоросль»
Здравствуйте!
О чём мы говорили на прошлом уроке?
К чему призывает читателей Стародум?
Какой герой комедии «Недоросль» изображён на иллюстрации? Митрофан. Комедия называется «Недоросль», недорослем в комедии является Митрофан. Что же такого в этом герое? Сегодня на уроке ответим на этот вопрос.
Запишите тему урока: Образ Митрофана. Смысл названия комедии «Недоросль»
Задачи урока:
1.Узнать судьбу Простаковой и Митрофана.
2.Выяснить, какими чертами характера обладает Митрофан.
3.Понять смысл названия комедии.
Мы уже говорили, что комедия «Недоросль» написана в традициях классицизма. События происходят в течение одних суток в доме Простаковых.
Отличительной особенностью классицизма является чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой имеет какую-то одну, характерную черту.
Соотнесите основные качества героев и их имена
Герой | Черта характера |
1.Простакова | А.Благородство |
2.Софья | Б.Жестокость |
3.Стародум | В.Честность |
4.Скотинин | Г.Справедливость |
5.Правдин | Д.Ограниченность |
Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяем.
1.Б
2.А
3.Г
4.Д
5.В
Что можно сказать о Митрофане? Действительно ли он глуп?
Посмотрите фрагмент экранизации и ответьте на вопросы:
Что можно сказать о знаниях Митрофана? Митрофан ничего не знает.
Что задумала Простакова, узнав о предстоящем отъезде Софьи и Стародума? Простакова решила похитить Софью и против её воли выдать за Митрофана.
Обман Простаковой был раскрыт.
Что произошло дальше? Обратимся к тексту комедии и узнаем.
Прочитайте третье и четвёртое явления и ответьте на вопросы:
1.Почему Простакова просит прощения у Софьи и Стародума? Простакова хотела силой увезти Софью и выдать замуж за Митрофана.
2.Почему Простакова хочет наказать своих слуг? Она думает, что кто-то из слуг подставил её.
3.Как Простакова понимает «Указ о вольности дворянской»? Простакова думает, что может бить всех своих слуг, т.к. дворянам позволено всё.
4.О чём сообщает ей Правдин? Правдин сообщает Простаковой, что берёт её дом по свою опеку.
Прочитайте пятое и шестое явления и ответьте на вопросы:
1.Почему Простакова не хочет лишаться власти над своими крестьянами? Простакова не представляет свою жизнь без власти над другими людьми. Эти наказания были для неё развлечением и отдушиной, а теперь она в своём доме не хозяйка.
2.Как Простакова пытается уговорить Правдина помочь ей? Она предлагает не исполнять указ, говорит о долгах перед учителями Митрофанушки.
3.С кем из учителей Митрофана знаком Стародум? Стародум знаком с Вральманом.
4.Кем был Вральман у Стародума? Вральман был кучером.
5.Почему Цыфиркин не требует денег за свою работу? Митрофан ничему не научился, поэтому Цыфиркин отказывается брать деньги, он честный.
6.Почему Стародум и Правдин деньги дали только Цыфиркину? Стародум и Правдин ценят в людях честность, за честность они Цыфиркина и наградили деньгами.
Прочитайте последнее явление и ответьте на вопросы:
1.Почему Простакова упала в обморок? Митрофан отрёкся от своей матери, она этого не выдеражала. Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. В финале комедии перед нами страдающая мать, теряющая последнее утешение — утешение сына. Она вызывает уже не смех, а сочувствие.
2.Куда Правдин отправляет Митрофана? Митрофана Правдин отправляет на службу.
Какими чертами обладает Митрофанушка?
Он рассказывает матери о сне, в котором она бьёт батюшку и жалеет не отца, а мать. Какую черту характеру тут проявляет Митрофан? Хитрость.
В общении со Стародумом он очень сообразителен.
Как финал комедии характеризует Митрофана? Бессердечие — вот его самая страшная черта. “Невежда без души — зверь”, — говорит Фонвизин. Митрофанушка-неуч смешон, но отталкивающий мать — страшен.
Почему комедия Фонвизина называется «Недоросль»? В комедии мы многое узнаём о Простаковой и об укладе её жизни, но жестокая Простакова нежна и заботлива со своим сыном. В ней есть хорошее. А вот Митрофан представляет собой грубого, хитрого и бессердечного подростка. Страшно даже представить, каким хозяином в доме будет Митрофан, когда вырастет.
Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим. На самом деле он бессердечен, крайне эгоистичен и груб.
Через всю комедию проходит тема воспитания и образования молодых дворян. Воспитание, которое даёт Простакова сыну, убивает в нём душу. Митрофан никого не любит, кроме самого себя, ни о чём не задумывается, с отвращением относится к учению и ждёт только часа, когда станет хозяином имения и будет так же, как его матушка, помыкать своими близкими и бесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных.
Какую “награду по заслугам” получает каждый из героев комедии? Цели Простаковых и Скотинина ничтожны и низменны (обогащение за счёт страданий других людей). Положительные персонажи пьесы стремятся к торжеству справедливости и подлинно человеческих чувств.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли поучилось? Да.
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.Актуальна ли комедия «Недоросль»? Чему она учит современного читателя?
2.Кого из героев вам жалко? Почему?
3.Что вам понравилось на уроке?
Домашнее задание: написать сочинение по теме «Что такое эгоизм?». Шаблон выдаю ученикам.