Урок № 5
Тема: Р.р. Введение. Текст. (§3) С.10-12
Цели: образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста;
воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию;
развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.
Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема.
Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме.
План и ход урока
I. Организационный момент.
Речевая разминка
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
Усердно будем мы трудиться,
чтобы чему-то научиться.
II. Мотивация к деятельности.
1. Чтение учителем текста-рассказа .
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».
2. Анализ текста с записью ответов на доске.
- Сколько слов в этом рассказе? (32 слова).
- Можно ли данное высказывание назвать текстом? (Да, все предложения связаны по смыслу. Повествование можно озаглавить).
- В тексте нет заголовка, но его нетрудно сформулировать. Какие вы можете придумать заголовки? («Старик и яблони», «Как старик сажал яблони», «Зачем старик сажал яблони», «Спасибо скажут».)
- Какой заголовок выражает основную мысль высказывания? («Спасибо скажут»).
- На какие части можно разделить этот текст?
1 – Старик сажает яблони;
2 – старика спрашивают, зачем он сажает яблони;
3 – «спасибо скажут».
- Обратим внимание на то, в каких предложениях выражена мысль каждой части. (Мысль каждой части выражена в одном предложении, но первое состоит из трёх слов, второе – из 19 слов, третье – из 10 слов.)
- Части текста следуют в определённой логической последовательности друг за другом, где невозможно переставить местами ни одну из частей.
III. Работа по теме урока.
1. Блиц-опрос.
- О чём сегодня говорим на уроке?
- Какое высказывание можно назвать текстом?
- Назовите главные признаки текста.
2. Работа по таблице и с материалом учебника (стр. 10).
Признаки текста:
· Наличие темы и основной мысли;
· наличие или возможность заголовка;
· связь предложений между собой по смыслу;
· определённая логическая последовательность предложений;
· использование слов, которые по-разному называют один и тот же предмет:
- синонимы;
- повторяющиеся слова;
- местоимения, наречия, союзы.
3. Работа над материалом упр. 12.
- Прочитайте фрагмент рассказа Ю. Ковалёва «Листобой».
- О чём этот текст? Какова его тема?
- Как вы думаете, почему осенний ветер называется листобой?
- Почему рассказчику захотелось сохранить его?
4. Работа над материалом упр. 14. Работа в группах.
- Прочитайте фрагменты из произведений Р. Погодина.
- Определите, с какой целью создан каждый текст:
· рассказать о происходящих событиях – I группа;
· описать окружающую обстановку, предмет, человека – II группа;
· передать рассуждения героя – III группа.
5. Ознакомление с понятиями «повествование», «описание», «рассуждение» (стр. 12 учебника).
Упр. 16 стр. 12.
- Прочитайте фрагмент из рассказа Н. Носова «На горке».
- К какому типу речи относится этот текст?
IV. Закрепление по изученной теме.
- Что такое текст? (Развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически).
- Какие признаки текста вы можете назвать?
- Назовите языковые средства связи предложений в тексте (синонимы, повторяющиеся слова, местоимения, наречия, союзы).
VI. Рефлексия.
Продолжи предложение:
1. Сегодня я узнал(а) …
2. Я выполнял (а) задания …
3. Я понял(а), что …
4. Теперь я могу …
5. Я приобрел …
V. Домашнее задание. П. 3. Упр. 17.
- От этого текста остались только начало и конец. К какому типу речи принадлежит пропущенный фрагмент текста?
- Что бы могло быть в середине?
- Составьте устный рассказ.