СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 5 Тема: Р.р. Введение. Текст. (§3) С.10-12 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 5 Тема: Р.р. Введение. Текст. (§3) С.10-12 5 класс»

Урок № 5

Тема: Р.р. Введение. Текст. (§3) С.10-12

Цели: образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста;

воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию;

развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.

Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема.

Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме.

План и ход урока

I.  Организационный момент.

Речевая разминка

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

Усердно будем мы трудиться,

чтобы чему-то научиться.

II.  Мотивация к деятельности.

1. Чтение учителем текста-рассказа .

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».

2. Анализ текста с записью ответов на доске.

- Сколько слов в этом рассказе? (32 слова).

- Можно ли данное высказывание назвать текстом? (Да, все предложения связаны по смыслу. Повествование можно озаглавить).

- В тексте нет заголовка, но его нетрудно сформулировать. Какие вы можете придумать заголовки? («Старик и яблони», «Как старик сажал яблони», «Зачем старик сажал яблони», «Спасибо скажут».)

- Какой заголовок выражает основную мысль высказывания? («Спасибо скажут»).

- На какие части можно разделить этот текст?

1 – Старик сажает яблони;

2 – старика спрашивают, зачем он сажает яблони;

3 – «спасибо скажут».

- Обратим внимание на то, в каких предложениях выражена мысль каждой части. (Мысль каждой части выражена в одном предложении, но первое состоит из трёх слов, второе – из 19 слов, третье – из 10 слов.)

- Части текста следуют в определённой логической последовательности друг за другом, где невозможно переставить местами ни одну из частей.

III.  Работа по теме урока.

1. Блиц-опрос.

- О чём сегодня говорим на уроке?

- Какое высказывание можно назвать текстом?

- Назовите главные признаки текста.

2. Работа по таблице и с материалом учебника (стр. 10).

Признаки текста:

·  Наличие темы и основной мысли;

·  наличие или возможность заголовка;

·  связь предложений между собой по смыслу;

·  определённая логическая последовательность предложений;

·  использование слов, которые по-разному называют один и тот же предмет:

- синонимы;

- повторяющиеся слова;

- местоимения, наречия, союзы.

3. Работа над материалом упр. 12.

- Прочитайте фрагмент рассказа Ю. Ковалёва «Листобой».

- О чём этот текст? Какова его тема?

- Как вы думаете, почему осенний ветер называется листобой?

- Почему рассказчику захотелось сохранить его?

4. Работа над материалом упр. 14. Работа в группах.

- Прочитайте фрагменты из произведений Р. Погодина.

- Определите, с какой целью создан каждый текст:

·  рассказать о происходящих событиях – I группа;

·  описать окружающую обстановку, предмет, человека – II группа;

·  передать рассуждения героя – III группа.

5. Ознакомление с понятиями «повествование», «описание», «рассуждение» (стр. 12 учебника).

Упр. 16 стр. 12.

- Прочитайте фрагмент из рассказа Н. Носова «На горке».

- К какому типу речи относится этот текст?

IV.  Закрепление по изученной теме.

- Что такое текст? (Развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически).

- Какие признаки текста вы можете назвать?

- Назовите языковые средства связи предложений в тексте (синонимы, повторяющиеся слова, местоимения, наречия, союзы).

VI. Рефлексия.

Продолжи предложение:

1.  Сегодня я узнал(а) …

2.  Я выполнял (а) задания …

3.  Я понял(а), что …

4.  Теперь я могу …

5.  Я приобрел …

V.  Домашнее задание. П. 3. Упр. 17.

- От этого текста остались только начало и конец. К какому типу речи принадлежит пропущенный фрагмент текста?

- Что бы могло быть в середине?

- Составьте устный рассказ.