Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Жадова»
Конспект урока по алгебре в 7 классе
на тему:
( в рамках конкурса «Современный урок в школе)
Подготовила и провела учитель высшей квалификационной категории
Захарова И.Н.
2016-2017 уч.г.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Цели урока:
Образовательные: сформировать у учащихся умения умножать одночлены, возводить
одночлены в степень.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры
общения, культуры диалога, активности, внимания.
Развивающие: развитие математического мышления и логической речи учащихся, навыки
самостоятельной работы, навыки самооценки, умения делать выводы, умение
видеть знакомое в незнакомом, высказывать свои чувства и мысли, расширить
кругозор учащихся; применять здоровьесберегающие технологии, содействовать
рациональной организации труда.
Оборудование: учебник, тетради, ручки, доска, мел, компьютер, проектор, цветные карточки с
текстами самостоятельной работы.
План урока:
1.Организационый момент. Мотивация. 1 мин
2.Актуализация знаний . 7 мин
3.Постановка проблемы и её решение . 9 мин
4. Закрепление полученных знаний на практике. 16 мин
5. Самостоятельная работа . 8 мин
6. Подведение итогов урока. Рефлексия . 3 мин.
7. Домашнее задание. 1 мин
Продолжительность урока 45 мин
Используемые современные технологии: - здоровьесберегающие;
- педагогика сотрудничества;
- разноуровневое обучение;
- информационно-коммуникативные.
Ход урока
Содержание урока | Валеологическое сопровождение |
Организационный момент. Учитель: Необычный день у нас, И гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? Видеть вас мы очень рады! Я желаю вам на уроке сегодня терпенья, и, конечно же, уменья. Я желаю Вам сегодня сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов на уроке. И хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова: «С малой удачи начинается большой успех» | Стихи Дети приветствуют учителя, гостей, садятся за парты. Учащиеся читают (слова напечатаны на цветном листочке и находятся на стене). |
Актуализация знаний. Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, последние темы, которые мы изучили на уроках алгебры. Учитель: Что называется одночленом? Учитель: Являются ли одночленами выражения? Учитель: Как привести одночлен к стандартному виду? Учитель: Какие правила мы применяем при приведении одночлена к стандартному виду? Учитель: Я надеюсь, что вы помните эти правила и с успехом примените при решении следующего задания. Найдите ошибку: | Ответы учащихся («Одночлен и его стандартный вид», «Сложение и вычитание одночленов».) Ответы учащихся. Слайд 1 Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Слайд 2 Ответы учащихся |
3. Постановка проблемы и её решение. Учитель: Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на пример, записанный на доске. Кто сможет представить его в виде многочлена стандартного вида? 3а*⅔а2вс Учитель: Подпишите сегодняшнее число, оставьте место для темы урока и запишите задание в тетрадь. Учитель: Как можно назвать выражения, с помощью которых записано выражение? Учитель: Какой знак стоит между ними? Учитель: Ребята, как иначе можно сформулировать задание? Учитель: как выполнить умножение одночленов? Учитель: выполните умножение одночленов: (5х2в3у)(8хв4) Учитель: Обратите внимание на пример 2: Упростите выражение (-2а2вс3)5 Учитель: Как называется выражение, стоящее в скобках? Учитель: Какое действие с ним произвели? Учитель: Как возвести одночлен в степень? Учитель: Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Учитель: (цель урока) Как вы думаете, что вам необходимо - ЗНАТЬ; - УМЕТЬ; - ТВОРИТЬ? | Один из учащихся пытается решить пример у доски, остальные в тетрадях. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ребята работают над построением алгоритма, формулируют правило умножения одночленов. Слайд 3 (правило). Учащиеся запоминают правило, проговаривают соседу по парте. Слайд 4. Дети самостоятельно выполняют задание и проверяют с помощью слайда. Учащиеся решают пример на доске и в тетрадях. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ребята работают над построением алгоритма, формулируют правило возведения одночлена в степень. Слайд 5 (правило) Учащиеся запоминают правило, проговаривают соседу по парте. Учащиеся формулируют тему урока. Слайд 6 (тема урока) Запись темы урока в тетрадь. Учащиеся формулируют цели урока: - ЗНАТЬ: правила умножения одночленов, возведения в натуральную степень; - УМЕТЬ: применять эти правила при выполнении упражнений; - ТВОРИТЬ: применять правила в более сложных ситуациях. |
4.Закрепление полученных знаний на практике. №22.4 №22.8 № 22.12 (а,б) | (2 человека у доски – слабые учащиеся, остальные работают самостоятельно). Решают учащиеся посильнее. |
5. Самостоятельная работа (разноуровневая с последующей взаимопроверкой.) ( приложение) | На листочках красного цвета задания на оценку «4-5», на листочках желтого цвета задания на оценку «3-4». Слайд 6 (взаимопроверка в парах). |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель: Урок сегодня был удачный, Не прошел для вас он зря. Все вы очень постарались. Вам понравилось, друзья? Вспомните девиз нашего урока. Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. Мы достигли успеха? Ребята, какое открытие мы сегодня сделали и чему научились сегодня на уроке. Давайте посмотрим, какого успеха мы достигли. На доске записаны фразы: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! Учитель: Оценки за урок. Выставляет и комментирует отметки. | Стихи Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Каждая фраза на отдельном листочке на магнитной доске в виде ступенек. Первая фраза на зеленом листочке, вторая – на желтом, третья – на красном листочке, четвертая – на белом. Дети подходят и ставят смайлики настроения у тех слов, которые им больше подходят. Учащиеся отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников. |
7. Учитель: на память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли. Домашнее задание Группа А : П.22, № 22.6, №22.9, № 22.12 (в,г) сделать карточку-консультант по новой теме. Группа В: П.22, № 22.9, № 22.12 (в.г), №22.19 Учитель: Спасибо всем за активную работу. Наш урок окончен. | Инструктаж по выполнению домашней работы. Дети записывают домашнее задание. Слайд 7 |
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет - алгебра | Класс - 7 | Учитель: Захарова И.Н. |
Тема урока: «Умножение одночленов. Возведение одночленов в натуральную степень» |
Тип урока учебное занятие на изучение и первичное закрепление знаний. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Познакомиться с правилом умножения одночленов, возведения одночленов в натуральную степень. | Коммуникативные: умение слушать и понимать других, планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, аргументировать свое мнение. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий, самооценка Познавательные: положительная мотивация к изучению предметного материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, самостоятельное формулирование познавательной цели. | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками; умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, формирование навыков работы по алгоритму. |
Основные понятия, изучаемые на уроке: умножение одночленов, возведение в натуральную степень. |
|
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока (+время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся. | Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания. |
2 этап. Мотивация | 1) Стимулирует интерес учащихся к уроку. 2) Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы): - предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения - задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их. - задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно). - дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений - предоставляет дидактический материал | - Вступают в диалог с учителем, выполняют задания, выявляют противоречие – осознают и проговаривают его |
| Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока. |
3 этап. Актуализация знаний | - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме); Здесь и везде используются: - либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа . -либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. | - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; - вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); - определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) |
4 этап. Целеполагание и планирование | Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач) |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. |
- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации. - Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы. - Формулирует обобщающие вопросы. - Демонстрирует готовый алгоритм или организует его составление. - Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. - Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок. | - Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.) - Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи. - Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». - Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. - Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия - Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. - Вступают в диалог - Выполняют задания учителя - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | На данном этапе происходит - повторение и закрепление учебного материала, - тренировка навыков использования нового знания, - установление связей между новым и ранее изученным материалом. Виды деятельности учителя и учащихся совпадают по своему содержанию с видами деятельности на предыдущем этапе. |
7 этап. Рефлексия и оценивание | Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности. |
- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Выставляет и комментирует отметки. | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
8 этап. Домашнее задание | Домашнее задание предполагает - инвариантную часть, соответствующую базовому уровню сложности, - вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень. * Домашнее задание может быть недифференцированным в том случае, если оно носит творческий характер. |
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | |
2.Актуализация знаний | | | |
3.Постановка проблемы и её решение | Поиск способа действий, необходимого для решения проблемы. Составление плана решения. Выявление недостатков в знаниях. | | |
4.Закрепление полученных знаний на практике. | Обеспечение осмысления и запоминания изученного материала. | | |
5.Самостоятельная работа | Выяснениестепени усвоения нового материала | | |
6.Подведение итогов урока. Рефлексия. | Мотивация собственной деятельности | | |
7. Домашнее задание | Обеспечение понимания заданий из учебника. | | |
Используемые материалы
А. Г. Мордкович, Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2012.
А. Г. Мордкович, Алгебра. 7 класс: задачник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.. Л. А. Александрова,
Алгебра 7 класс: самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Обязательные стандарты образования.
Интернет-ресурсы.