тема урока: Теорема Виета
Цель урока: изучить теорему Виета
Задачи урока: научиться находить корни приведенного квадратного уравнения по его коэффициентам; развивать внимание, умение анализировать, развивать математическое мышление.
Ход урока:
Организационный момент:
Проверяется готовность учащихся к уроку. Отмечаются отсутствующие. Выясняются вопросы по домашнему заданию.
Целепологание:
Мы с вами уже изучили темы «Квадратные уравнения» и «Неполные квадратные уравнения». Сегодня нам предстоит изучить еще одну тему, связанную с квадратными уравнениями. Как вы думаете, для чего нам нужна еще одна тема? (возможно есть еще один способ решения квадратных уравнений, более эффективный)
Как вы думаете, какие цели нашего сегодняшнего урока? ( ученики высказывают свои предположения)
Записываем в тетрадях тему урока, как вы уже смогли увидеть в учебнике, тема нашего урока теорема Виета.
Устная работа:
Прежде чем приступить к знакомству с новой темой, давайте вспомним материал, который мы изучили на прошлых уроках.
- Какие уравнения называются квадратными?
-Какие числа называют коэффициентами квадратного уравнения?
- Как называются числа а, в, с?
- В каком случае квадратное уравнение имеет корни, а в каком нет?
- Назовите формулу дискриминанта квадратного уравнения.
- Назовите формулу корней квадратного уравнения.
- В каком случае квадратное уравнение называется неполным?
- В каком случае квадратное уравнение называется приведенным квадратным уравнением?
- Как можно преобразовать неприведённое квадратное уравнение в приведенное?
- На доске записаны квадратные уравнения, назовите какие из них полные, какие неполные и есть ли среди данных уравнений приведенные.
х2+3х=0 2) х2+5х-9=0 3) 6х2+3х-8=0 4) 3х2-11х-1=0 5) 2х2-4=0 6) х2-8х+16=0
- Преобразуйте квадратное уравнение в приведенное квадратное уравнение:
4х2+4х-8=0
Изучение новой темы:
Между корнями приведенного уравнения и его коэффициентами существует интересная связь. Чтобы ее обнаружить давайте решим следующие квадратные уравнения и заполним соответствующую таблицу:
Уравнение | b | c | корни | Сумма корней | Произведение корней |
х2-2х-24=0 | -2 | -24 | 6, -4 | 2 | -24 |
х2-2х-15=0 | -2 | -15 | 5, -3 | 2 | -15 |
х2-13х+36=0 | -13 | 36 | 4, 9 | 13 | 36 |
х2+6х-27=0 | 6 | -27 | 3, -9 | -6 | -27 |
х2+5х-36=0 | 5 | -36 | 4, -9 | -5 | -36 |
После того как ученики выполнили задание (уравнения можно решать у доски, либо самостоятельно в тетради, а потом заполнить вместе таблицу по результатам решения) учащимся необходимо сравнить сумму и произведение полученных корней с коэффициентами b и c и сделать вывод. После того как ученики высказали свои предположения, им предлагается сравнить по учебнику свои высказывания с теоремой Виета.
Далее ученики рассматривают доказательство теоремы Виета по учебнику стр.148-149. Записываются на доске и в тетрадях формулы Виета. После этого учащимся предлагается подумать, а как можно применить теорему Виета для квадратного уравнения, не являющегося приведенным. Учащиеся выдвигают свои гипотезы, учитель корректирует, при необходимости, направляет учащихся в нужном направлении. В результате эти формулы тоже записываются на доске и в тетрадях.
Закрепление нового материала:
Для отработки навыков применения теоремы Виета выполняются номера из учебника.
Стр.151 № 513 (а. б), № 516 (а, б), № 517 (а, б, в), № 522 (а)
Итоги урока:
- Для чего применяют теорему Виета?
- Как вы думаете, достигли мы своих целей на уроке?
Выставляются оценки.
7. Рефлексия:
Продолжи предложения:
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было сложно….
-Я испытываю затруднения…
Домашнее задание:
На «3» – 518 (а, б, д, ж)
На «4» – 522 (б), 523
На «5» – 525 (б, д), 527 (б)
Подготовить сообщение «Франсуа Виет» ( по желанию)