- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой алгоритмической структурой, и вы сами назовете тему урока. Давайте вспомним, как мы решали задачу рисования квадрата с использованием графического исполнителя «Стрелочка» (ГИС). - Перед вами блоки с командами: «Пройти 3 шага», «Повернуть на 900 направо». Кто желает у доски построить линейный алгоритм рисования квадрата? - Какую закономерность вы видите в полученном алгоритме? (команды повторяются) - Сколько раз повторяются команды? (4 раза) - Вспомните, как называется последовательность действий, выполняемых многократно? (цикл) Если не могут ответить, задать дополнительные вопросы. Например, смена времен года - также является годовым…, или, согласно словарю Ефремовой, совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени называется… - Мы видим, что данный алгоритм, содержит в себе «цикл». Перейдем к изучению таких алгоритмов. Кто назовет тему урока? (Алгоритмическая структура «цикл») - Давайте запишем тему урока в тетрадь: «Алгоритмическая структура «цикл». - В алгоритмической структуре «цикл» серия команд выполняется многократно. - Можно сказать, что цикл - это команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд. - Однако слово «многократно» не значит «до бесконечности». Организация циклов, никогда не приводящая к остановке в выполнении алгоритма, является нарушением требования его результативности - получения результата за конечное число шагов. - Исходя из темы урока, кто скажет, чему мы сегодня должны научиться? (научиться изображать алгоритмическую структуру «цикл»; решать задачи, с помощью алгоритма «цикл», научиться приводить примеры циклических алгоритмов) - Также, как в структурах «ветвление» и «выбор», в структуре «цикл» мы будем использовать блок «условие». Вернемся к задаче с квадратом. - Чтобы описать такую задачу в виде блок-схемы необходимо воспользоваться алгоритмической структурой «цикл с параметром» (или его еще называют «цикл со счетчиком»). - Посмотрите как она выглядит. В качестве опоры у каждого из вас на столе находится схема «Алгоритмическая структура цикл». - «Цикл с параметром» это цикл, в котором тело цикла выполняется заранее известное количество раз, т.е. цикл заканчивается, когда параметр (его обычно называют «счетчик» и обозначают i) принимает нужное значение. | В нашей задаче «Квадрат» счетчик i будет изменяться от 1 до 4, т.к. нам нужно повторить 4 раза команды алгоритма, которые будем называть телом цикла. |
- Таким образом, тело цикла – команды алгоритма, которые выполняются несколько раз; шаг цикла – однократное выполнение тела цикла. - Так алгоритм рисования квадрата с помощью «цикла с параметром» теперь будет выглядеть иначе. - Запишите блок-схему алгоритма рисования квадрата в тетради самостоятельно, а (имя ученика) покажет решение на доске. - Проверяем, что получилось: - Мы видим, что цикл в алгоритме имеет особое значение, т.к. только его использование позволяет с помощью сравнительно коротких алгоритмов записывать длинные последовательности действий, что позволяет значительно уменьшить скорость выполнения программы на компьютере. - Чтобы познакомиться со структурой «Цикл с предусловием» и выявить ее особенности я предлагаю решить задачу «Бочка». Из предложенных команд («Наберите ведро воды», «Вылейте воду в бочку») и условия («Бочка полна?»), нужно составить блок-схему алгоритма заполнения бочки водой. - Желающие попробовать свои силы, прошу к доске. -Объясните, как вы рассуждали. - Чтобы познакомиться со структурой «Цикл с постусловием» и выявить ее особенности я предлагаю решить задачу «Пирамидка». Из предложенных команд («Взять большее кольцо», «Надеть на подставку») и условия («Если кольца не закончились, выполни…»), нужно составить блок-схему алгоритма сборки пирамидки. - Желающие попробовать свои силы, прошу к доске. -Объясните, как вы рассуждали. - Давайте проверим, что получилось. В задаче с бочкой алгоритмическая структура «Цикл с предусловием» соответствует следующей блок-схеме (демонстрация). В такой структуре сначала проверяется условие, если оно истинно, то выполняется тело цикла, если ложно, то происходит выход из цикла и выполняется следующий оператор. Если же условие сразу было ложно, то тело цикла не выполняется ни разу. - В задаче с пирамидкой алгоритмическая структура «Цикл с постусловием» соответствует следующей блок-схеме (демонстрация). Особенностью данной структуры является то, что вначале выполняется тело цикла, а потом идет проверка условия. Если условие выполняется, то тело цикла повторяется, в противном случае происходит выход из цикла и выполняется следующий оператор. Итак, мы рассмотрели все типы циклов и их особенности. А теперь давайте немного отдохнём. |
Выходит ученик, на доске выстраивает линейный алгоритм, используя блоки, дорисовывает стрелочки, «начало» и «конец» алгоритма.
Отвечают Записывают Слушают Слушают
Говорят Слушают Смотрят Смотрят, если нужно делают пометки Составляют схему самостоятельно в тетрадях Сверяют ответ со слайдом
Слушают
Смотрят
Решают у доски
Слушают
Решают у доски
Смотрят на экран (или на раздаточный материал №1)
Слушают
Смотрят на экран (или на раздаточный материал №1)
|
Слайд № 2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд№6
Слайд №7 или опорная схема
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
|
Делаем физминутку. Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь; мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен; закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их: верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним; главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте. Выполним легкие наклоны головы: вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза) назад: на счет «раз» — запрокиньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза) к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза) к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза) голова свободная, легкая; плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие; полная тишина в классе! - Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для головы? (Цикл с параметром) - Сколько раз использовалась конструкция цикла? (4 раза) - Сколько раз повторились команды тела каждого цикла? (3 раза) |
Выполняют с учителем
Отвечают
| Слайд №14
Слайд №15 |