СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Алгоритмическая структура "Цикл"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Алгоритмическая структура "Цикл"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Алгоритмическая структура "Цикл"»


Тема урока: «Алгоритмическая структура «цикл»

Класс: 9

Задачи урока:

1.образовательные:

- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с алгоритмической структурой «цикл», помочь учащимся усвоить понятия «цикл с параметром», «тело цикла», «цикл с предусловием» и «цикл с постусловием»;

- создать условия для формирования у учащихся умений использовать в программах оператор цикла с известным числом повторений;

2.развивающие:

- способствовать развитию логического мышления учащихся, познавательного интереса, памяти, внимательности;

- содействовать развитию у учащихся алгоритмического мышления;

3. воспитательные:

- содействовать воспитанию информационной культуры учащихся, формированию самостоятельности при решении задач;

- способствовать сплочению коллектива, формирование уважительного отношения друг к другу.

Цель урока:

  1. научиться изображать алгоритмическую структуру «цикл»;

  2. научиться решать задачи, с помощью алгоритма «цикл»;

  3. научиться приводить примеры циклических алгоритмов.


Оборудование: компьютер и проектор, учебная презентация, раздаточный материал.

Учебник: «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Тип урока: комбинированный

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

организационную часть, актуализацию знаний, постановку учебной задачи урока, изучение нового материала через решение учебной задачи, физкультминутку, первичное закрепление и самостоятельную работу с самопроверкой, итоги урока, домашнее задание и рефлексию

Методы и приемы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративные, наглядные, практические.


План урока

  1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

  2. Повторение ранее изученной темы – проверка выполнения задач.

  3. Постановка цели и задач. Организация восприятия учащимися нового материала: алгоритмическая структура «цикл».

  4. Физкультминутка

  5. Организация осмысления новой информации и первичного закрепления. Самоконтроль.

  6. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия.



Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Комментарий

  1. Организация начала урока (1 мин.)

Определяет готовность учащихся к уроку. Создаёт положительный настрой учащихся на работу, дух соревнования.

- Здравствуйте! Мы сегодня переходим к изучению новой темы, но сначала проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков, на которых мы познакомились с алгоритмическими структурами «ветвление» и «выбор» (или иначе «вложенные ветвления»).

- У каждого из вас есть свой «Лист достижений». Сюда вы будете вписывать баллы, полученные на уроке. С помощью этого листа вы сможете понять, как поработали на уроке.



Проверяют

рабочее место. Приветствуют учителя.


Знакомятся с

«Листом достижений»


  1. Повторение ранее изученной темы (3 мин).

- Вам на дом была задана задача, решение которой нужно было представить в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке.

- Кто справился с заданием? А кто не справился?

- Давайте проверим, как ее надо было решать. Посмотрите на экран. Здесь представлена блок-схема и алгоритм решения задачи. Сравните с вашей блок-схемой и алгоритмом в тетради. Внесите изменения, если потребуется.

- Какая алгоритмическая структура использовалась в данном примере? (Алгоритмическая структура «ветвление», которая вложена в другую структуру «ветвление»).






Проверяют

в тетрадях


Отвечают





Слайд № 1


  1. Постановка темы и цели урока. Организация восприятия учащимися нового материала:

алгоритмическая структура «цикл» (14-15 мин.)


- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой алгоритмической структурой, и вы сами назовете тему урока. Давайте вспомним, как мы решали задачу рисования квадрата с использованием графического исполнителя «Стрелочка» (ГИС).

- Перед вами блоки с командами: «Пройти 3 шага», «Повернуть на 900 направо». Кто желает у доски построить линейный алгоритм рисования квадрата?

- Какую закономерность вы видите в полученном алгоритме? (команды повторяются)

- Сколько раз повторяются команды? (4 раза)

- Вспомните, как называется последовательность действий, выполняемых многократно? (цикл)

Если не могут ответить, задать дополнительные вопросы.

Например, смена времен года - также является годовым…, или, согласно словарю Ефремовой, совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени называется…

- Мы видим, что данный алгоритм, содержит в себе «цикл». Перейдем к изучению таких алгоритмов. Кто назовет тему урока? (Алгоритмическая структура «цикл»)

- Давайте запишем тему урока в тетрадь: «Алгоритмическая структура «цикл».

- В алгоритмической структуре «цикл» серия команд выполняется многократно.

- Можно сказать, что цикл - это команда исполнителю многократно повторить указанную последовательность команд.

- Однако слово «многократно» не значит «до бесконечности». Организация циклов, никогда не приводящая к остановке в выполнении алгоритма, является нарушением требования его результативности - получения результата за конечное число шагов.

- Исходя из темы урока, кто скажет, чему мы сегодня должны научиться? (научиться изображать алгоритмическую структуру «цикл»; решать задачи, с помощью алгоритма «цикл», научиться приводить примеры циклических алгоритмов)

- Также, как в структурах «ветвление» и «выбор», в структуре «цикл» мы будем использовать блок «условие». Вернемся к задаче с квадратом.

- Чтобы описать такую задачу в виде блок-схемы необходимо воспользоваться алгоритмической структурой «цикл с параметром» (или его еще называют «цикл со счетчиком»).

- Посмотрите как она выглядит. В качестве опоры у каждого из вас на столе находится схема «Алгоритмическая структура цикл».

- «Цикл с параметром» это цикл, в котором тело цикла выполняется заранее известное количество раз, т.е. цикл заканчивается, когда параметр (его обычно называют «счетчик» и обозначают i) принимает нужное значение.

В нашей задаче «Квадрат» счетчик i будет изменяться от 1 до 4, т.к. нам нужно повторить 4 раза команды алгоритма, которые будем называть телом цикла.




- Таким образом, тело цикла – команды алгоритма, которые выполняются несколько раз; шаг цикла – однократное выполнение тела цикла.

- Так алгоритм рисования квадрата с помощью «цикла с параметром» теперь будет выглядеть иначе. - Запишите блок-схему алгоритма рисования квадрата в тетради самостоятельно, а (имя ученика) покажет решение на доске.

- Проверяем, что получилось:

- Мы видим, что цикл в алгоритме имеет особое значение, т.к. только его использование позволяет с помощью сравнительно коротких алгоритмов записывать длинные последовательности действий, что позволяет значительно уменьшить скорость выполнения программы на компьютере.

- Чтобы познакомиться со структурой «Цикл с предусловием» и выявить ее особенности я предлагаю решить задачу «Бочка». Из предложенных команд («Наберите ведро воды», «Вылейте воду в бочку») и условия («Бочка полна?»), нужно составить блок-схему алгоритма заполнения бочки водой.

- Желающие попробовать свои силы, прошу к доске.

-Объясните, как вы рассуждали.

- Чтобы познакомиться со структурой «Цикл с постусловием» и выявить ее особенности я предлагаю решить задачу «Пирамидка». Из предложенных команд («Взять большее кольцо», «Надеть на подставку») и условия («Если кольца не закончились, выполни…»), нужно составить блок-схему алгоритма сборки пирамидки.

- Желающие попробовать свои силы, прошу к доске.

-Объясните, как вы рассуждали.

- Давайте проверим, что получилось. В задаче с бочкой алгоритмическая структура «Цикл с предусловием» соответствует следующей блок-схеме (демонстрация). В такой структуре сначала проверяется условие, если оно истинно, то выполняется тело цикла, если ложно, то происходит выход из цикла и выполняется следующий оператор. Если же условие сразу было ложно, то тело цикла не выполняется ни разу.

- В задаче с пирамидкой алгоритмическая структура «Цикл с постусловием» соответствует следующей блок-схеме (демонстрация). Особенностью данной структуры является то, что вначале выполняется тело цикла, а потом идет проверка условия. Если условие выполняется, то тело цикла повторяется, в противном случае происходит выход из цикла и выполняется следующий оператор.

Итак, мы рассмотрели все типы циклов и их особенности. А теперь давайте немного отдохнём.





Выходит ученик, на доске выстраивает линейный алгоритм, используя блоки, дорисовывает стрелочки, «начало» и «конец» алгоритма.






Отвечают


Записывают


Слушают


Слушают





Говорят




Слушают





Смотрят

















Смотрят, если нужно делают пометки


Составляют схему самостоятельно в тетрадях




Сверяют ответ со слайдом



















Слушают





Смотрят



Решают у доски



Слушают



Решают у доски



Смотрят на экран

(или на раздаточный материал №1)





Слушают













Смотрят на экран

(или на раздаточный материал №1)



























Слайд № 2







Слайд №3





Слайд №4



Слайд №5







Слайд№6











Слайд №7

или опорная схема

















Слайд №8







Слайд №9



























Слайд №10







Слайд №11







Слайд №12























Слайд №13





4. Физкультминутка (2-3 мин.)





Делаем физминутку.

Исходное положение: займите максимально удобную позу, сидя за партой, затем расслабьтесь, не напрягайтесь;

  • мягко, не спеша, без усилий выпрямите спину. Не сутультесь! Позвоночник по возможности должен быть выправлен;

  • закройте глаза, мягко сомкните веки, не сжимая их: верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним;

  • главное, расслабьте веки, с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой. Глаза не напрягайте, голову держите легко, не напрягая, без усилий; шею не напрягайте.

Выполним легкие наклоны головы:

вперед: на счет «раз» — опустите голову к груди, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

назад: на счет «раз» — запро­киньте голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к правому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

к левому плечу: на счет «раз» — наклоните голову, на счет «два» — в исходное положение (повторить 3 раза)

    • голова свободная, легкая;

    • плечи опущены, не напряжены, руки свободные, мягкие;

    • полная тишина в классе!

- Какой структуры алгоритм ваших действий при выполнении упражнения для головы? (Цикл с параметром)

- Сколько раз использовалась конструкция цикла? (4 раза)

- Сколько раз повторились команды тела каждого цикла? (3 раза)



Выполняют с учителем























Отвечают



Слайд №14

























Слайд №15

5. Организация осмысления новой информации и первичного закрепления. Самоконтроль (14-15 мин.)

-А сейчас мы с вами поработаем в парах за компьютером. Мы вспомним темы прошлых уроков и закрепим новую тему.

(Если не будет Интернета, то задания раздать на листочках)

-Послушайте задание: в папке Информатика – 9 класс – папка Алгоритмизация и программирование – откройте файл «Самостоятельная работа 10.12.2018» - пройдите по ссылкам (Приложение 1) и выполните 2 задания.

- Результаты запишите в «Лист достижений».

- Приступайте к выполнению заданий.


Садятся за компьютеры, выполняют задание, записывают результат в баллах.

Слайд №16

6. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке. (3 мин)


- Сегодня на уроке мы познакомились с алгоритмической структурой «цикл». Давайте вспомним, с какими новыми понятиями мы познакомились и что они означают.

-Приведите пример из жизни, где встречается циклы (если позволяет время).


- На уроках мы ещё не раз встретимся с циклической структурой при решении задач.


- А сейчас подсчитайте ваши баллы в «Листе достижения» и переведите их в оценку за урок, согласно критерию оценивания.

(показать критерий оценивания)

- Оценки 5 и 4 выставляю в журнал. Если у вас получилась оценка 3, то вы можете поработать еще на следующем уроке, чтобы оценка получилась более высокая. Т.к. сегодня тема новая, неудовлетворительные оценки в журнал не выставляются.


Отвечают на вопросы учителя





Переводят оценки

Слайд №17






Слайд №18

7. Информация о домашнем задании (1 мин.)

Д/З.  На основе изученной темы дома выполнить задания:

  1. Составить алгоритм (блок-схему) для решения следующей задачи: наполнить 5 чашек кофе в кофейном автомате и определить вид алгоритма.

  2. Подберите задачу из жизни, включающую в себя разветвляющуюся и циклическую структуру алгоритма. Составьте блок-схему.

Получают

задания

при выходе

из кабинета


Слайд №19




8. Рефлексия (2 мин)

- Вы очень хорошо поработали сегодня. Давайте обсудим вашу работу на уроке.

- Предлагаю сделать это следующим образом: вы рисуете звезду на этой елочке, если тема урока вам была понятна, и треугольник, если тема урока была сложна для вас.

(Подсчитать, объявить результат)

- Всем спасибо! Урок закончен.

Рисуют на елочке, которая изображена на листочке.

Слайд №20




Слайд №21

Приложение 2

Самостоятельная работа в парах

Тема: «Алгоритмы»

(задачи на закрепление изученного материала и новой темы)


  1. Задание №1 «Базовые алгоритмические структуры» -

https://learningapps.org/1567206

  1. Задание №2 «Алгоритм, свойства, способы записи. Типы алгоритмов»

https://learningapps.org/5032007


Внимание!!! Результаты впиши в «Лист достижений».


Ответы к заданию №1 (максимум баллов – 9)






















Ответы к заданию №2 (максимум баллов – 18)

  • Рецепт приготовления торта – 1

  • Циклический – 4

  • Алгоритм вычисления периметра и площади прямоугольника - 1

  • Алгоритмический язык – 3

  • Достоверность – 2

  • Понятность – 2

  • Дискретность – 2

  • Линейный – 4

  • Блок-схема -3

  • Словесный – 3

  • Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики – 1

  • Полнота – 2

  • Графический – 3

  • Алгоритм решения квадратного уравнения – 1

  • Алгоритм сбора ягод с куста крыжовника – 1

  • разветвленный – 4

  • Табличный – 3

  • Результативность – 2





Приложение 1

«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого



«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого



«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого



«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого




«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого




«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого




«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого




«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого




«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого




«Лист достижений» (10.12.2018)

Вид работы

Количество баллов

  1. Д/З


  1. Работа на уроке (устно)


  1. Работа на уроке (у доски)


  1. СР_Задание №1


  1. СР_Задание №2


  1. Доп.задание


Итого







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!