СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 10 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок биологии в 10 классе по теме "Нуклеиновые кислоты" к учебнику Каменкого А.А. рассчитан на 45 минут

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 10 классе»

Учитель биологии -  10 класс


Тема урока: «Нуклеиновые кислоты, их роль в жизнедеятельности клетки» АТФ и другие органические соединения клетки

Цель урока: 

 1. Сформировать знания о строении и функциях молекул ДНК и РНК, принципе комплементарности. АТФ и других органических соединениях

2. Развивать логическое мышление уч-ся через сравнение структуры ДНК и РНК.

3. Формировать целостное представление о живой природе.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Общая биология. 10 -11 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений - А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа. 2008

Используемое оборудование: 

 

Таблицы по биологии «Нуклеиновые кислоты» ,CD диск: уроки биологии - 10 класс, модель «ДНК», ПК, проектор, интерактивная доска.

Краткое описание: 

Урок с применением ИКТ технологий и деятельностного подхода к обучению.

 

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать жизнь во всех ее проявлениях. Я предлагаю совершить экспресс-экскурсию в далекое прошлое Земли. С чего же все начиналось? (ответы детей)

Все живое на Земле изменяется  с течением времени, но в целом жизнь сохраняется. Что является этим  хранителем наследственной информации  в клетках живых организмов? (ДНК) Сообщение темы и цели урока.

Прежде, чем изучить новую тему, вспомните, какие органические вещества мы изучали на прошлом уроке? (белки)

«Жизнь – есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ и энергии с окружающей средой»

Фронтальный опрос уч-ся по вопросам:

 - На какой функции белков основывается это определение жизни? Какие еще функции выполняют белки?

 - Каково строение белков?

 - Почему белки являются биополимерами?

 - Какова структура белков?

 - Что такое денатурация?

Работа уч-ся с тестом №1


Тест №1 «Строение и функции белков»

 «Выберите один правильный ответ»

Вариант 1

1. Из названных органических соединений биополимером не является

А – гемоглобин

Б – глюкоза

В – рибонуклеиновая кислота

Г – крахмал

2. Мономерами белков являются

А – нуклеотиды

Б – простые сахара

В – олигосахариды

Г – аминокислоты

3. Последовательность аминокислот в молекулах белков зависит от:

А – внешней среды

Б – фенотипа организма

В - их случайного сочетания

Г – индивидуальной специфичности организма

4. Спираль белковой молекулы, удерживаемая водородными связями, образует структуру:

А – первичную

Б – вторичную

В – третичную

Г - четвертичную

5. Изменяемая часть аминокислоты:

А – аминогруппа и карбоксильная группа

Б – радикал

В – аминогруппа

Г – карбоксильная группа

6. Для молекулы гемоглобина характерна структура:

А – первичная

Б – вторичная

В – третичная

 Г – четвертичная


III. Изучение нового материала.

(Рассказ учителя с элементами беседы)

Нуклеиновые кислоты содержат в себе генетический материал всех живых организмов. Выяснение их структуры открыло новую эру в наших знаниях о природе.

            ДНК, ее строение и функции.

(Рассказ учителя с элементами беседы, с использованием модели строение ДНК, таблицы «Нуклеиновые кислоты») Нуклеиновые кислоты открыл в 1869 году Ф.Мишер. (слайд 3)

 Выяснить структуру ДНК удалось в 1953 году английским ученым Джеймсу Уотсону и Фрэнсису Крику. Они показали, что ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей. Каждая цепь закручена в спираль вправо, и обе цепи свиты вместе, образуя двойную спираль. Шаг спирали составляет 3,4 нм (по 10 пар оснований в витке), а диаметр витка – 2 нм. Фосфатные группировки находятся снаружи спирали, а азотистые основания – внутри. ДНК – очень хрупкая молекула, простое перемешивание её раствора может привести к разрыву цепей на более мелкие куски.

·         Просмотр презентации «Строение и функции молекулы ДНК.

Анализируют уч-ся:

Составными частями ДНК являются нуклеотиды. Молекула нуклеотида ДНК состоит из дезоксирибозы, азотистого основания и остатка фосфорной кислоты (Рисунок схемы на доске). ДНК содержит четыре типа оснований: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц), тимин (Т);

Число адениновых оснований в любой ДНК равно числу тиминовых оснований, число гуаниновых оснований всегда равно числу цитозиновых оснований. Никаких ограничений относительно последовательности нуклеотидов в одной цепи не существует, но эта последовательность в одной цепи полностью определяет собой последовательность нуклеотидов в другой. Пары соединяются водородными связями между основаниями в строго определённом порядке (аденин с тимином, гуанин с цитозином). Таким образом, цепи двойной спирали комплементарны друг другу.

Принцип комплементарности соблюдается при синтезе ДНК.

·         Просмотр презентации: синтез ДНК

Беседа с уч-ся:

Для того чтобы ДНК являлась генетическим материалом, она должна быть способна нести в себе закодированную информацию и точно воспроизводиться (реплицироваться).

 - При каком жизненно важном процессе в клетке идет синтез ДНК? (удвоение ДНК - при делении клетки, т.е. митозе, мейозе.)

 - Каковы функции ДНК в клетке? (Отвечают дети: хранение, передача, воспроизведение наследственной информации)

 - Где в клетке расположена ДНК? - (ядро, цитоплазма, митохондрии, хлоропласты)

·         Самостоятельная работа учащихся - заполнение таблицы «Строение ДНК и РНК», признаки ДНК.

Строение и функции ДНК и РНК

Признаки

ДНК

РНК

1. Структура

 

 

2. Количество цепей

 

 

3. Азотистые основания и нуклеотиды

 

 

4. Моносахариды

 

 

5. Способ синтеза

 

 

6. Функции

 

 

7. Расположение в клетке

 

 

·        

Работа уч-ся с тестом №2 «Строение и функции ДНК»

Тест №2 «Выберите  правильные ответы»

Вопрос 1. Из каких компонентов состоит нуклеотид?

1. Из азотистого основания

2. Из углевода

3. Из остатка фосфорной кислоты

4. Из соединения аминокислот

Вопрос 2. Какой нуклеотид располагается против нуклеотида тимина во второй цепи ДНК?

1. Цитозин

2. Аденин

3. Гуанин

Вопрос 3. Какой нуклеотид располагается против нуклеотида аденина во второй цепи ДНК?

1. Гуанин

2. Тимин

3. Цитозин

Вопрос 4. Какой нуклеотид не входит в состав молекул ДНК?

1. Урацил

2. Аденин

3. Гуанин

Вопрос 5. Какой нуклеотид располагается против нуклеотида гуанина во второй цепи ДНК?

1. Аденин

2. Тимин

3. Цитозин

Вопрос 6. Что представляет собой структура молекулы ДНК?

1. Одиночную спираль

2. Двойную спираль

3. Глобулы (клубок)

Вопрос 7. Какую функцию ДНК выполняет в клетке?

1. Сохраняет энергетическое равновесие

2. Хранит и передает наследственную информацию

3. Ускоряет процесс метаболизма

Оценка:

«5» - 7 правильных ответов

«4» - 6 правильных ответов

«3» - до 5 правильных ответов

·         Проверка учащимися и оценивание тестов, анализ результатов тестирования. (Один уч-ся выполняет работу с тестом на интерактивной доске - под контролем учителя, остальные проверяют и оценивают результат.  

            РНК, ее строение и функции.

·         Самостоятельная работа уч-ся с рисунком 19 стр.51 учебника.

Рассмотрите строение РНК. Молекула нуклеотида состоит из рибозы, азотистого основания и остатка фосфорной кислоты. РНК содержит четыре типа азотистых оснований: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц), урацил (У). Назовите отличия в строении РНК от ДНК.

·         Рассказ учителя с элементами беседы. (CD диск: Типы РНК).

·         Просмотр презентации «Информационная РНК» (слад 16-20)

·         Самостоятельная работа учащихся -заполнение таблицы «Строение ДНК и РНК», признаки РНК.

Строение и функции ДНК и РНК

Признаки

ДНК

РНК

1. Структура

 

 

2. Количество цепей

 

 

3. Азотистые основания и нуклеотиды

 

 

4. Моносахариды

 

 

5. Способ синтеза

 

 

6. Функции

 

 

7. Расположение в клетке

 

 

Сравнение уч-ся ДНК и РНК.

·         Анализ самостоятельной работы с таблицей «Строение ДНК и РНК» (слайд 25)

IV. Закрепление знаний уч-ся:

(Итоговое тестирование CD диск слайд 31-40) 


V. Подведение итогов урока.

VI. Сообщение оценок.

VII. Д/З § 12. Решить задачи на применение принципа комплементарности.

1. Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение:

Г – Г – Г – А – Т – А – А – Ц – А – Г – А – Т

 А) Укажите строение противоположной цепи.

Б) Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!