Вещества и явления в окружающем мире
(Тема урока)
ФИО: Полукарова надежда Викторовна
Место работы: МБОУ «Перегребинская СОШ»
Должность: учитель
Предмет: биология
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: Живой организм: строение и изучение. Урок №7.
Базовый учебник: Биология: Введение в биологию, 5 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 158, [2] с.: ил.
Цель урока: расширить знания о веществах, их свойствах и явлениях, происходящих в природе.
Формируемые предметные результаты:
понимать смысл биологических терминов «вещество», «смесь», «тело», «химические явления», «физические явления»;
иметь понятие о разнообразии веществ и явлений в природе;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
Формируемые метапредметные результаты:
регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;
-умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
познавательные УДД
-умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
коммуникативные УДД
-умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Формы работы учащихся: Индивидуальная, работа в малых группах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, магнит, порошок железа, порошок серы, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, пробирки, вода, спиртовка, пробиркодержатель, ложка для сжигания веществ; учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Введение в биологию. 5 класс.
Структура и ход урока
№ | Этап урока, временные затраты | Планируемые действие учителя | Планируемые действия учащихся | Планируемые результаты в формировании УУД |
1 | Мотивация учебной деятельности (1-2 мин.) | Приветствие, проверка готовности к работе класса. | Приветствие учителю, подготовка к уроку, организация рабочего места | Личностные: умение управлять своим настроением, мотивировать себя на результативную учебную деятельность. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
2 | Актуализация знаний (3-4 мин.) | Организует работу по группам с карточками -рисунками (планет, звезд), (снегопада, дождя, извержения вулкана), (белки, жиры, вода) – необходимо сказать, что объединяет каждую группу. Параллельно с этим идет обобщение учебного материала на доске (слайды или интерактивная доска) с повторением информации о свойствах и разнообразии веществ, тел путем фронального опроса. Определение темы, цели и задач урока в сотрудничестве с обучающимися. | Проверяют наличие карточек с рисунками, обсуждают и выдвигают предположения, что представлены тела, явления и вещества. Формулируют тему урока «Вещества и явления в окружающем мире». Определяют цели и выдвигают задачи урока. | Регулятивные: Оценивают свои возможности самостоятельной деятельности. Коммуникативные: Сотрудничество с собеседниками. Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение. Познавательные: Работа с ресурсами. Выдвигая цели, делают умозаключения. Предметные: Давать определение изученных понятий: вещества, тела, явления. Разграничивают понятия вещество и тело, вещества бывают простые и сложные. Личностные: Воспитание культуры поведения на уроке. |
3 | Постановка учебной проблемы (20 мин) | Организует работу обучающихся в группах: - по выявлению отличительных признаков веществ от смесей; - по выявлению отличительных признаков простых и сложных веществ; - по выявлению физических явлений природы; - по выявлению химических явлений природы (выполняется по инструктивным карточкам по 3-5 человек в мини-группах, итогом чему является представление результатов защитой исследовательских проектов, выполненных на ватмане). Организует обсуждение результатов работы. | Работа с учебником, с текстом; работа в группах по инструкции. Половина групп изучает чем смеси отличаются от веществ, какие бывают вещества, проводят эксперимент со смесью порошков серы, железа и магнита, а половина – изучает материал о явлениях природы, их разнообразии, отличительных признаках, проводят эксперимент (исследование) по нагреванию воды в пробирке и нагреванию смеси железа и серы. (технология исследовательской деятельности). Защита полученных доказательств. | Метапредметные: развитие коммуникативных, аналитических качеств, ораторских навыков и художественных способностей (оформление проекта на ватмане). Предметные: изучение веществ, их классификации, Регулятивные: Формируют проблему, составляют план работы, распределяют обязанности в группе. |
4 | Закрепление полученных знаний (10 – 12 мин) | Возвращение к сформулированным в начале урока цели и задачам. - Чем отличаются вещества и смеси? Какие вещества называют простыми, какие сложными? - На какие 2 группы делят явления природы? Чем различаются? (Представление выводов, сделанных в результате защиты мини-проектов) Задания по отработке знаний о веществах (простых и сложных), смесях (на слайде) Задание - Вставьте пропущенные слова в предложение о явлениях природы. (слайд) | Обобщение совместно с учителем полученных сведений о веществах, смесях и явления в окружающем мире. Конкретизация понятий: простые и сложные вещества, чистые вещества и смеси, физические и химические явления, признаки химических явлений. | познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, делать выводы; предметные понимать смысл биологических терминов «вещество», «смесь», «тело», «химические явления», «физические явления»; иметь понятие о разнообразии веществ и явлений в природе; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. |
5 | Рефлексия. Домашнее задание (3-5 мин) | Подводит итоги работы, просит самоанализ работы на уроке каждому обучающемуся. Озвучивает оценки за урок, комментируя их, а также успешность достижения результатов. Завершает урок. Инструкция по выполнению домашнего задания. 1) П.7, конспект 2) нарисовать молекулы простых и сложных веществ или сделать из любого материала (пластилина, картона, аппликации и др.) | Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Слушают учителя, записывают домашнее задание. | Метапредметные: Развитие эмоционально-волевых, внутри-и межличностных способностей. Предметные: получение обратной связи об уровне освоения знаний, правильности представлений о веществах, смесях и явлениях природы. |
Задание 2.
Самоанализ урока
Тема урока по биологии в 5 классе: Вещества и явления в окружающем мире. Это седьмой урок в теме «Живой организм: строение и изучение».
Базовый учебник: Биология: Введение в биологию, 5 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 158, [2] с.: ил.
Цель урока: расширить знания о веществах, их свойствах и явлениях, происходящих в природе.
В данном классе я поставила следующие задачи:
Образовательные: знать, что такое «тело», «вещество», простые вещества, сложные вещества, молекулы, атомы, смеси, чистые вещества, физические и химические явления, признаки химических явлений.
Развивающие: развивать умение работать с учебником, в группе, умение проводить исследование (формулировать цель, задачи, проводить эксперимент с соблюдением техники безопасности), умение обобщать, делать выводы, умение проводить самоанализ собственных действий.
Воспитательные: формировать чувство взаимовыручки, уважения.
Данные задачи направленные на формирование метапредметных УУД:
регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;
-умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
познавательные УДД
-умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
коммуникативные УДД
-умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
В результате проведенного урока я предполагаю получить следующие результаты: умение различать вещества и тела, физические и химические явления, умения взаимодействия в группе, распределение обязанностей, формирование исследовательских умений, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Этот урок - урок получения новых знаний. Он включает в себя пять этапов: мотивация учебной деятельности, актуализация знаний, постановка учебной проблемы, закрепление полученных знаний, рефлексия.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (личностно-ориентированного обучения, эвристического обучения, исследовательской деятельности).
Чтобы добиться цели урока, я организовала в соответствии с возрастными особенностями школьников исследовательские работы, направленные на изучение понятий химические и физические явления, а также на изучение свойств веществ и смесей.
Материал урока оказался сложным, но интересным для обучающихся, из-за исследовательской работы.
В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся.
Наиболее эффективной оказался химический эксперимент (исследование физических и химических явлений).
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).
На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, различные источники информации, эксперимент.
Темп урока средний.
Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени.
Результаты урока совпадают с целью урока. Домашнее задание имеет оптимальный объем.
В целом урок можно считать хорошим.