СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 5 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе»

Вещества и явления в окружающем мире

(Тема урока)

ФИО: Полукарова надежда Викторовна

Место работы: МБОУ «Перегребинская СОШ»

Должность: учитель

Предмет: биология

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Живой организм: строение и изучение. Урок №7.

Базовый учебник: Биология: Введение в биологию, 5 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 158, [2] с.: ил.

Цель урока: расширить знания о веществах, их свойствах и явлениях, происходящих в природе.

Формируемые предметные результаты:

  • понимать смысл биологических терминов «вещество», «смесь», «тело», «химические явления», «физические явления»;

  • иметь понятие о разнообразии веществ и явлений в природе;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Формируемые метапредметные результаты:

регулятивные УУД

-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

-умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

познавательные УДД

-умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

коммуникативные УДД

-умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Формы работы учащихся: Индивидуальная, работа в малых группах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, магнит, порошок железа, порошок серы, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, пробирки, вода, спиртовка, пробиркодержатель, ложка для сжигания веществ; учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Введение в биологию. 5 класс.

Структура и ход урока

Этап урока,

временные затраты

Планируемые действие учителя

Планируемые действия учащихся

Планируемые результаты в формировании УУД

1

Мотивация учебной деятельности

(1-2 мин.)

Приветствие, проверка готовности к работе класса.

Приветствие учителю, подготовка к уроку, организация рабочего места

Личностные:

умение управлять своим настроением, мотивировать себя на результативную учебную деятельность.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

2

Актуализация знаний (3-4 мин.)

Организует работу по группам с карточками -рисунками (планет, звезд), (снегопада, дождя, извержения вулкана), (белки, жиры, вода) – необходимо сказать, что объединяет каждую группу. Параллельно с этим идет обобщение учебного материала на доске (слайды или интерактивная доска) с повторением информации о свойствах и разнообразии веществ, тел путем фронального опроса. Определение темы, цели и задач урока в сотрудничестве с обучающимися.

Проверяют наличие карточек с рисунками, обсуждают и выдвигают предположения, что представлены тела, явления и вещества. Формулируют тему урока «Вещества и явления в окружающем мире». Определяют цели и выдвигают задачи урока.

Регулятивные: Оценивают свои возможности самостоятельной деятельности.

Коммуникативные: Сотрудничество с собеседниками. Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.

Познавательные: Работа с ресурсами. Выдвигая цели, делают умозаключения.

Предметные: Давать определение изученных понятий: вещества, тела, явления.

Разграничивают понятия вещество и тело, вещества бывают простые и сложные. Личностные: Воспитание культуры поведения на уроке.

3

Постановка учебной проблемы

(20 мин)

Организует работу обучающихся в группах:

- по выявлению отличительных признаков веществ от смесей;

- по выявлению отличительных признаков простых и сложных веществ;

- по выявлению физических явлений природы;

- по выявлению химических явлений природы

(выполняется по инструктивным карточкам по 3-5 человек в мини-группах, итогом чему является представление результатов защитой исследовательских проектов, выполненных на ватмане). Организует обсуждение результатов работы.




Работа с учебником, с текстом; работа в группах по инструкции. Половина групп изучает чем смеси отличаются от веществ, какие бывают вещества, проводят эксперимент со смесью порошков серы, железа и магнита, а половина – изучает материал о явлениях природы, их разнообразии, отличительных признаках, проводят эксперимент (исследование) по нагреванию воды в пробирке и нагреванию смеси железа и серы. (технология исследовательской деятельности).

Защита полученных доказательств.

Метапредметные:

развитие коммуникативных, аналитических качеств, ораторских навыков и художественных способностей (оформление проекта на ватмане).

Предметные:

изучение веществ, их классификации,

Регулятивные: Формируют проблему, составляют план работы, распределяют обязанности в группе.

4

Закрепление полученных знаний

(10 – 12 мин)

Возвращение к сформулированным в начале урока цели и задачам.

- Чем отличаются вещества и смеси? Какие вещества называют простыми, какие сложными?

- На какие 2 группы делят явления природы? Чем различаются?

(Представление выводов, сделанных в результате защиты мини-проектов)

Задания по отработке знаний о веществах (простых и сложных), смесях (на слайде)

Задание - Вставьте пропущенные слова в предложение о явлениях природы. (слайд)

Обобщение совместно с учителем полученных сведений о веществах, смесях и явления в окружающем мире.

Конкретизация понятий: простые и сложные вещества, чистые вещества и смеси, физические и химические явления, признаки химических явлений.

познавательные

умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, делать выводы;

предметные

понимать смысл биологических терминов «вещество», «смесь», «тело», «химические явления», «физические явления»;

иметь понятие о разнообразии веществ и явлений в природе;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.


5

Рефлексия. Домашнее задание

(3-5 мин)

Подводит итоги работы, просит самоанализ работы на уроке каждому обучающемуся.

Озвучивает оценки за урок, комментируя их, а также успешность достижения результатов.

Завершает урок.

Инструкция по выполнению домашнего задания.

1) П.7, конспект

2) нарисовать молекулы простых и сложных веществ или сделать из любого материала (пластилина, картона, аппликации и др.)


Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Слушают учителя, записывают домашнее задание.

Метапредметные:

Развитие эмоционально-волевых, внутри-и межличностных способностей.

Предметные: получение обратной связи об уровне освоения знаний, правильности представлений о веществах, смесях и явлениях природы.



Задание 2.

Самоанализ урока

Тема урока по биологии в 5 классе: Вещества и явления в окружающем мире. Это седьмой урок в теме «Живой организм: строение и изучение».

Базовый учебник: Биология: Введение в биологию, 5 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 158, [2] с.: ил.

Цель урока: расширить знания о веществах, их свойствах и явлениях, происходящих в природе.

В данном классе я поставила следующие задачи:

Образовательные: знать, что такое «тело», «вещество», простые вещества, сложные вещества, молекулы, атомы, смеси, чистые вещества, физические и химические явления, признаки химических явлений.

Развивающие: развивать умение работать с учебником, в группе, умение проводить исследование (формулировать цель, задачи, проводить эксперимент с соблюдением техники безопасности), умение обобщать, делать выводы, умение проводить самоанализ собственных действий.

Воспитательные: формировать чувство взаимовыручки, уважения.

Данные задачи направленные на формирование метапредметных УУД:

регулятивные УУД

-умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

-умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

познавательные УДД

-умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

коммуникативные УДД

-умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

В результате проведенного урока я предполагаю получить следующие результаты: умение различать вещества и тела, физические и химические явления, умения взаимодействия в группе, распределение обязанностей, формирование исследовательских умений, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Этот урок - урок получения новых знаний. Он включает в себя пять этапов: мотивация учебной деятельности, актуализация знаний, постановка учебной проблемы, закрепление полученных знаний, рефлексия.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (личностно-ориентированного обучения, эвристического обучения, исследовательской деятельности). 

Чтобы добиться цели урока, я организовала в соответствии с возрастными особенностями школьников исследовательские работы, направленные на изучение понятий химические и физические явления, а также на изучение свойств веществ и смесей.

Материал урока оказался сложным, но интересным для обучающихся, из-за исследовательской работы.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался химический эксперимент (исследование физических и химических явлений).

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы).

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, различные источники информации, эксперимент.

Темп урока средний.

Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени.

Результаты урока совпадают с целью урока. Домашнее задание имеет оптимальный объем.

В целом урок можно считать хорошим.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!