СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Для чего нужен компас?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Урок "Для чего нужен компас?"»


Технологическая карта

Учитель

Дыкус Елена Юрьевна

Предмет

Окружающий мир

Класс

2 класс

Автор УМК

«Школа России»

Тема урока

Для чего нужен компас?

Тип, вид урока

«Открытия» новых знаний.

Цели урока

На основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение, анализ иллюстраций и предметов дать представление о компасе, познакомиться с устройством компаса и принципом его работы; на основе практической деятельности узнать правила работы с компасом, научиться ориентироваться по компасу.

Задачи урока:


образовательные

дать представление о компасе, как необходимом приборе для ориентирования, о его устройстве и принципах работы;

активизировать познавательную активность;

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Горизонт. Стороны горизонта»

воспитательные

формирование географической культуры;

вовлечь в активную практическую деятельность;

совершенствовать навыки общения;

вовлечь в активную практическую деятельность;

развивающие

продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять;

продолжить развитие умения сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи;

формировать умения работы с учебной литературой;

формировать умения работы со схемами и таблицами.


Планируемые результаты


Предметные

Различать основные стороны горизонта (промежуточные направления).

Определять направление с помощью устных команд.

Знакомиться с правилами пользования компасом.

Определять основные стороны горизонта по компасу

Метапредметные

Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа.

Универсальные учебные

действия

Личностные УУД:

Формирование осознанного отношения к учению.

Проявление научно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Развитие любознательности, памяти, мышления.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства. Формирование моральной самооценки.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно или с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

Выполнять задание по составленному плану, сверять свои действия с ним.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Проводить наблюдения и опыты по предложенному плану.

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Выполнять учебные действия в устной и письменной речи и во внутреннем плане.

Познавательные УУД:

Умение самостоятельно формулировать тему урока и ставить задачи.

Поиск и выделение необходимой информации для решения учебной проблемы.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Выполнять практические действия на основе инструкций.

Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество в поиске и обработке информации, при выполнении учебных заданий.

Осуществлять взаимопроверку при выполнении учебных заданий.

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Воспринимать другие мнения. Слушать и понимать речь одноклассников и учителя.

Использование в общении правил вежливости.

Межпредметные связи

Русский язык

Формы и методы

обучения

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формы обучения: деятельностный способ обучения, практикум

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

  • ПК учителя

  • программное обеспечение

  • медиа проектор

  • презентация по теме

  • учебник Плешаков А.А., Окружающий мир. 2 класс – Москва, Просвещение, 2017г

основные

дополнительные

  • карточки для работы в группах

  • набор учебных компасов































План-конспект урока


Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности учащихся. Орг.момент.


-Нам, ребята, сегодня необходимо подготовиться к большому Путешествию. А для этого нам нужно в запасе иметь много знаний, которые нужны юным путешественникам. На прошлом уроке познакомились с понятиями: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта

- Девизом нашего урока пусть станут слова русского ученого М. В. Ломоносова:

«Учитесь, познавайте, пробуйте, и, главное, применяйте свои знания!»


- Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала сегодня в качестве девиза?

- Сегодня мы продолжим открывать тайны и секреты науки географии.


Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. Учитель

корректирует настрой обучающихся на работу.

Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

Включение в деловой ритм.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Проверка домашнего задания.


- Предлагаю пройти тест, и проверить себя по эталону. Ваши знания нам пригодятся. Желаю вам успеха! (Тест)

-Выставляем отметки за подготовку домашнего задания по разработанным критериям.



Выполнение самостоятельной работы.

1. Организовывает повторение знаний и умений, для погружения в проблему.

2. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки.

3. Организовывает самопроверку по эталону с фиксацией полученных результатов.

Выполняют самостоятельную работу по карточкам с последующей самопроверкой.

Познавательные: развитие логического мышления логические – анализ объектов с целью выделения признаков подведение под понятие

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

3. Мотивация. Постановка учебной задачи.


- Путешествовать одному опасно, а вместе веселей. Приглашаю вас работать группами. Вам помогут мои консультанты. (учащиеся распределяются по группам: Север, Юг, Запад, Восток; повторяют правила работы в группах)

- Предлагаю посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма «Фиксики. Компас»

Просмотр мультфильма до слов: А как я узнаю, где северный полюс?- спрашивает мальчик у Фиксиков.

-Можем ответить на вопрос мальчика, какой предмет поможет ему это сделать?

Догадались, с каким прибором будем знакомиться, с компасом. -На какие вопросы попытаемся ответить:

Что такое компас?

Для чего нужен компас?

Когда и где появился?

Кто пользуется компасом?

Как пользоваться компасом?

Что можно определить с помощью компаса?

- Известный английский физик Уильям Гильберт сказал о компасе так: «Известно, что никогда, никакие изобретения человечества не приносили большей пользы людям, чем этот прибор»


Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Пытаются решить проблему, опираясь на личный опыт и на свои уже имеющиеся знания и умения. Фиксируют проблему.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.


Регулятивные:

самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; целеполагание; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: постановка вопросов; использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы.

4.Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.








5. Изучение нового материала. Практическая работа.

Групповая работа

- Что такое компас.

- Может кто-то уже знаком с этим прибором?,

- Продолжаем просмотр мультфильма о компасе «Фиксики. Компас»






- Какую информацию вы получили из просмотра мультфильма?

Показ слайдов. Беседа по теме.

Учитель сообщает дополнительные сведения об истории создания компасов на Руси, знакомит и показывает детям камень исландский шпат, который выполнял роль компаса у северных народов.

- Удобно ли было пользоваться подобными компасами, о которых мы узнали из истории?

Сообщение учителя о преобразованиях компаса в современный.

Практическая работа

Индивидуальная работа с компасами.(помощь консультантов)

- Как устроен компас. Из каких основных частей он состоит. Что вы можете рассказать об устройстве компаса?

Самостоятельная работа с учебником с. 75 и поиск в тексте информации об устройстве компаса.

- Возникли ли у вас вопросы во время знакомства с основными частями компаса?

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Организует устный коллективный анализ учебной задачи.




Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.







Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые им нужно уточнить и научиться правильно их применять.

Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; - добывать новые знания:

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и при подготовке.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; умение принимать и сохранять учебную цель и задачу;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания.

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


6.Первичное закрепление.


Работа с учебником с. 75.

Групповая работа. Изучение памятки «Как пользоваться компасом» и применение действий на практике. Выполнение пошаговой инструкции.

(Учащиеся демонстрируют работу с компасом по инструкции)



Организует учебное исследование, для выделения последовательности действий.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания способов действия.

Познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; донести свою позицию до других.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Применение полученных знаний по работе с компасом на практике. Практическая работа по освоению приёмов ориентирования по компасу. (определить расположение школьной доски, учительского стола, окна с цветком, классного уголка, двери - относительно сторон горизонта).

-Данные заполняются в таблицы.

Проверка выполнения работы.

- Почему я указывала на один и тот же объект, а у вас получились разные направления?

- От чего зависит направление сторон горизонта при ориентировании по компасу?

Организует деятельность по применению новых знаний.


Организует коррекционную работу, практическую работу,


Решают задания на включение нового знания в систему знаний.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

планирование работы по устранению неуспеха;


8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Вспомнить слова Гильберта о компасе.

- Что такое компас?

Для чего нужен компас?

Когда и где появился?

Кто пользуется компасом?

Как пользоваться компасом?

Какую же пользу человечеству принёс и сейчас приносит компас?

- Где в повседневной жизни мы можем применить полученные сегодня знания?

-Заполнить карту самооценки ученика

Домашнее задание: прочитать научный материал учебника на с. 74-77 и выполнить творческое задание в рабочей тетради.

Создать памятку для юного путешественника «Как работать с компасом».

Желаю вам успехов!

Организует рефлексию. Контрольно-оценивающая деятельность. Объясняет сущность домашнего задания.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты деятельности на уроке, степень их соответствия, проговаривают способ «открытия» нового знания. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную разных источниках.

Личностные:

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.