СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 7 классе по теме: «Россия в XVII веке».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в нетрадиционной форме - исторический хоккей. Применялись игровые технологии, технология дифференцированного обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7 классе по теме: «Россия в XVII веке».»


Урок истории в 7 классе по теме: «Россия в XVII веке».

Учитель МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова Иваничкина Олеся Александровна.


Цель: закрепить знания об особенностях и характерных чертах изучаемого периода: причинах и последствиях Смуты, церковного раскола, восстании под предводительством Степана Разина, социальных движениях периода правления Алексея Михайловича, направлениях, задачах и итогах внешней политики России XVII века.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать в исторической информации факты и мнения; оценивать деятельность политических лидеров; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки-названия команд, раздаточный материал – задания для каждой команды, контрольные листы для оценок каждой команде, презентации, подготовленные командами, мяч для разминки.

Тип урока: обобщения, повторения и систематизация знаний.

Форма урока: урок-игра «Исторический хоккей».

Предварительная работа.

Данному уроку предшествовали учебные занятия, на которых были рассмотрены основные вопросы по истории России XVII века. В течение недели ученики готовились к историческому хоккею. Класс был разбит на две группы, в которых выбран капитан, вратарь, группа нападения, группа защиты. Обучающиеся подготовили вопросы по теме и презентацию с заданиями.

Условия игры.

Каждый период длится 8-9 минут. Разыгрывается шайба (кто первый ответит на вопрос). Команда-победитель первая задает вопросы. Если противник не ответит, то участники команды вновь задают вопросы. Право задать вопрос находится у группы нападения. Отвечает группа защиты, если ответа нет, отвечает вратарь. В случае незнания ответа вратарем, отвечает капитан команды.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

Наш урок я хочу начать с легенды, событиям которой уже 400 лет! (картина на экране) Это история о костромском крестьянине, который ценой собственной жизни спас молодого русского царя.

- Догадались о ком идет речь? Может быть, назовете имя царя?

Эта история о реальном человеке, крестьянине Иване Сусанине. Поляки искали, чтобы захватить только что избранного царя – молодого Михаила Романова, у них была своя кандидатура на русский престол – польский королевич Владислав. Иван Сусанин решил, что лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он повел поляков в другую сторону и известил Михаила об опасности. Раздраженные поляки убили Сусанина. По восшествии на престол Михаил Федорович пожаловал потомству Сусанина участок земли и освобождение от всех налогов, податей и повинностей.

Подвиг Сусанина воспел Кондратий Рылеев, композитор Глинка написал оперу «Жизнь за царя», художники написали картины.

- Как связана эта история с нашим уроком? (это произошло в 17 веке, который мы изучаем). На уроках мы изучали отдельные события и факты, знакомились с историческими личностями данного периода. Пришла пора систематизировать изученный материал.

Надеюсь, что вам запомнится сегодняшний урок, тем более, что он будет проходить в форме командного соревнования – исторического хоккея. Вы уже разделились на команды, выбрали капитанов (пусть встанут). Капитаны будут направлять команду к правильному ответу, выставлять баллы в контрольные листы, а в конце урока оценят работу каждого участника команды.

III. Работа по теме урока.

А теперь пришло время познакомиться с нашими командами. Ребята сами презентуют название своей команды, задав вопрос соперникам.

Первая команда: «Движение, возникшее в середине XVII века в Русской православной церкви, объединившее часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона» (Раскол, название команды «раскольники»).

Вторая команда: «Под каким названием вошел в российскую историю 17 век?» («бунташный век», команда «бунтари»).

Если соперники правильно отгадали название команды, то они получают первую шайбу. А теперь переходим к нашей игре.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД.

Прошу капитанов разыграть шайбу. Кто первый?

- Какая новая царская династия начинает править Россией в этот период? (Романовы)

Вопросы первой команды:

  1. В каком году произошел Соляной бунт?

  2. Когда была окончательно отменена система местничества?

  3. Что такое оброк?

  4. Каких крестьян называли черносошными?

  5. Какого правителя называли «боярский царь»?

  6. Новое для России сословие, возникшее в данный период?

  7. Кто стоял во главе уездов?

  8. Кого называли в период Смутного времени «Тушинским вором»?

  9. Годы проведения церковной реформы?

  10. К какому сословию принадлежали Романовы, Шуйские и другие приближенные к царю фамилии?

Вопросы второй команды:

  1. В каком году произошел Медный бунт?

  2. Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.

  3. Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями.

  4. Года, когда разрешался переход крестьян от одного феодала к другому.

  5. Крупное промышленное предприятие, где существует разделение ручного труда.

  6. Земля, принадлежавшая боярам, передавалась по наследству от отца к сыну.

  7. Сословие, ставшее ядром повстанческой армии Степана Разина?

  8. Чем прославились К. Минин и Д. Пожарский?

  9. Назовите руководителей Первого ополчения?

  10. Какая категория населения не несла повинности в пользу государства?

В конце периода подводятся итоги, подсчитываются забитые шайбы.

ПЕРЕРЫВ. Проводится разминка. Участники команд, отвечают на вопросы. Если согласны с высказыванием (ответ «да»), ребята встают, если не согласны (ответ «нет»), остаются сидеть на местах.

«Историческая география». У нас 12 высказываний, в каждом упоминание о каком-либо географическом названии. Определите, верное высказывание или нет.

1. Младший сын Ивана Грозного Дмитрий был убит в г. Углич (да)

2. Столицей России во времена смуты был Санкт-Петербург (нет)

3. В голодные годы крестьяне стекались в Москву в поисках еды (да)

4. Первый самозванец появился в Швеции (нет)

5. Восставшие под руководством Ивана Болотникова захватили Москву (нет)

6. Лжедмитрий 2 остановился лагерем в селе Тушино под Москвой (да)

7. Второе народное ополчение было созвано в Рязани (нет)

8. Во времена Смуты интервентами в России были войска Польши и Швеции (да)

9. Столбовский мир со Швецией дал России выход в Балтийское море (нет)

10. Деулинское перемирие было подписано с Польшей при Михаиле Романове (да)

11. Алексей Михайлович принял историческое решение о воссоединении Украины с Россией (да)

12. В XVII веке русские землепроходцы продолжали активно осваивать Сибирь (да)

ВТОРОЙ ПЕРИОД.

Капитаны команд разыгрывают шайбу: - Назовите первого царя из династии Романовых?

Вопросы первой команды:

1.Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:

А. Оборона Смоленска. 1. 1598-1605 г.г.

Б. Период Семибоярщины. 2. 1605-1606 г.г.

В. Царствование Бориса Годунова. 3. 1606-1607 г.г.

Г. Царствование Лжедмитрия I. 4. 1609-1611 г.г.

Д. Восстание Ивана Болотникова. 5. 1610-1612 г.г.

2. Что является лишним в ряду? Уезд, удел, волость, стан.

3. Восстановите последовательность событий:

А. Взятие царскими войсками Астрахани.

Б. «Медный бунт».

В. Соборное Уложение.

Г. Взятие Царицына восставшими под предводительством Степана Разина.

Д. Церковный собор, проклявший противников реформ.

Е. Избрание Никона патриархом.

4. По какому принципу образован ряд? Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов.

5. Для служилых людей по отечеству (дворян) было характерно:

А. Наследование службы.

Б. Получение государева жалования.

В. Наличие «денежного и земельного жалования» - поместья.

Г. Право заниматься ремеслом и промыслами.

Д. Участие в военных смотрах и несение военной службы.

Е. Наем на определенных условиях на службу.

6. Указ об «урочных летах»:

А. Запрещал свободный переход от одного хозяина к другому.

Б. Устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян.

В. Определял пятнадцатилетний срок сыска.

Г. Восстанавливал Юрьев день.

7. Боярское правительство приглашало на русский престол:

А. Сына польского короля Владислава.

Б. Польского короля Сигизмунда.

Б. Лжедмитрия II.

Г. Дмитрия Шуйского.

8. Боярская дума была:

А. Законодательным органом власти.

Б. Центральным органом исполнительной власти.

В. Совещательным и распорядительным органом при царе.

Г. Небольшим кругом доверенных лиц царя.

Вопросы второй команды:

  1. Что является лишним в ряду? Военными делами ведали приказы: Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Разбойный, Иноземный, Рейтарский, Казачий.

  2. По какому принципу образован ряд? Воевода П. Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин.

  3. Восстановите последовательность событий:

А. Поход восставших под предводительством С. Разина за зипунами.

Б. Церковная реформа.

В. Медный бунт.

Г. Деятельность Филарета как соправителя царя.

Д. «Соляной бунт».

Е. Неудача восставших под предводительством С. Разина под Симбирском.

4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:

А. Начало правления династии Романовых. 1. 1645-1676 г.г.

Б. Царствование Алексея Тишайшего. 2. 1676-1681 г.г.

В. Брестская церковная уния. 3. 1613 г.

Г. Столбовский мирный договор. 4. 1596 г.

Д. Первая русско-турецкая война. 5. 1617 г.

5. Для владельческого крестьянства было характерно:

А. Несение повинностей в пользу государства.

Б. Владение обширными землями в Поморье и Сибири.

В. Работа на барщине и уплата оброка.

Г. Принадлежность одному хозяину и полная зависимость от него.

Д. Участие в народном ополчении.

Е. Сохранение личной свободы.

6. Самодержавная власть царя к середине XVII века опиралась на:

А. Сословное представительство.

Б. Бояр.

В. Государственный аппарат и армию.

Г. Армию и наемные полки.

7. Откуда казачество получало основную часть доходов?

А. От скотоводства и земледелия.

Б. От промыслов.

В. Часть, положенная им от государственного налога.

Г. От государственного жалования и военной добычи.

8. Со второй половины XVII века появились новые, более крупные военно-административные единицы:

А. Уделы.

Б. Уезды.

В. Волости.

Г. Разряды.

В конце периода подводятся итоги, подсчитываются забитые шайбы.

ПЕРЕРЫВ. Проводится разминка «Передай мяч». Учитель дает команде мяч. Первой начинает команда, которая лидирует. Ребята называют термины, события, имена людей, относящихся к данному периоду (XVII век) и передают мяч следующему игроку. Если игрок правильно назвал слово, он встает с поднятой рукой, если нет – садится на корточки. Игра на время. Та команда, которая быстрее выполнит задание и наберет больше правильных ответов – получает дополнительный балл.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД.

Капитаны команд разыгрывают шайбу: - В истории России период с конца XVI – начало XVII века называют…? (Смутное время)

Вопросы первой команды:

  1. Укажите причины свержения Лжедмитрия I.

А) Неурожайные годы и голод.

Б) Приближение к царскому двору польских шляхтичей.

В) Пренебрежение к русским традициям, обычаям.

Г) Усиление налогового гнета.

Д) Роспуск повстанческого войска.

Е) Отстранение боярства от государственных дел.

Ж) Невыполнение обещания предоставить полную свободу крестьянам.

2. Укажите основные итоги внешнеполитической деятельности Бориса Годунова.

А) Перемирие с Речью Посполитой.

Б) Вхождение территории Западной Сибири в состав России.

В) Разгром крымских татар.

Г) Успешная война со Швецией.

Д) Получение выхода в Балтийское море.

Е) Укрепление южных рубежей от набегов крымских татар.

Ж) Расширение внешней торговли.

3. О ком идет речь? Это трагическая фигура на русском престоле. Правитель, стремившийся оказать реальную помощь народу, укрепить военную мощь страны и внешнеполитическое положение, считался виновником всех несчастий, обрушившихся на страну, и был ненавидим народом. (Борис Годунов)

4. «Исторические ошибки». Царь Алексей Михайлович, последний из рода Рюриковичей, взошел на престол после смерти своего отца Михаила Федоровича в 1645 году. В первой половине его правления созывы Земских соборов происходили почти ежегодно. В 1649 году появился новый Судебник.

При Алексее Михайловиче произошел церковный раскол, приведший к борьбе против старообрядцев. В столкновении с митрополитом Никоном было преодолено стремление установления главенства церковной власти над царской.

В правление Алексея Михайловича произошли многочисленные бунты и восстание под руководством Ивана Болотникова.

Значительно выросли границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

  1. «Покажи на карте». Городские восстания 1648 года.

Вопросы второй команды:

  1. Укажите причины церковного раскола.

А. Изменение некоторых положений вероучения.

Б. Необходимость исправления церковных текстов.

В. Изменения церковных обрядах.

Г. Исключение ряда церковных праздников.

Д. Властный, честолюбивый характер Никона.

Е. Изменения в церковных правилах.

Ж. Непримиримая позиция противников церковных реформ.

2. Какие изменения произошли в органах власти при первых Романовых?

А. Боярская дума – постоянно действующий орган.

Б. Возникла приказная система.

В. Из Боярской думы выделилась «Ближайшая дума».

Г. Увеличилось число приказов.

Д. Возникла личная царская канцелярия – Приказ тайных дел.

Е. Резко сократилось число приказов.

Ж. Произошло ослабление роли Земских соборов и прекращение их созыва.

3. О ком идет речь? Многажды слали к нему нижегородцы послов, а он отказывался возглавить рати, ссылаясь на болезнь. На самом деле, кроме опасений за собственное здоровье, согласиться при первом свидании не позволял этикет. Были, очевидно, и опасения непослушания не привыкшего к воинской дисциплине посадского мира…лично явился в Мугреево уговаривать князя. Они быстро нашли общий язык (Д. Пожарский).

4. «Исторические ошибки».

1) «В 1648 году по инициативе воспитателя царя Михаила Фёдоровича Никиты Одоевского была проведена налоговая реформа». 2) «Размер налога был снижен, а цены на сахар увеличили. Результатом этого стало восстание в Москве в 1650 году».

3) «Когда Алексей Михайлович возвращался из Петербурга в Москву, к нему хлынула большая толпа. Государю передали в руки челобитную. Царь принял решение провести реформы».

5. «Покажи на карте». Земли, отошедшие к России в 1687году.

IV. Подсчет баллов. Подведение итогов.

Итак, последний период команды прошли успешно. Капитаны, оцените работу каждого участника команды по 5-балльной системе, а команда пусть в этом поможет. Контрольные листы сдайте после урока.

V. Рефлексия.

Сегодня мы узнали …

Было интересно…

Мы поняли, что…

Нам захотелось…

А закончим наше соревнование тем, что каждая команда выскажет свое мнение об уроке. Ответы команд.

Спасибо за ответы, мне понравилось ваша работа на уроке, особенно выделилась команда …….и конкретно ……………….

VI. Домашнее задание: Дифференцированное домашнее задание.

1 уровень. Составить и записать в тетради хронологию основных событий в истории России в XVII веке.

2 уровень. Дать оценку событиям XVII века, записанным в хронологическом порядке. Составить таблицу:


Положительные

Отрицательные




3 уровень. Написать эссе на тему: «XVII век в истории России»