Мотивация к учебной деятельности. | Учитель задает вопрос учащимся: Любите ли вы путешествовать? Приглашает совершить маленькое видеопутешествие в удивительный мир. Учитель задает вопросы: Какие процессы видели на экране? Что происходило с веществами? Какова тема урока? | Демонстрация видеофрагмента «Красивая химия» | Смотрят видеофрагмент Формулируют тему «Химические реакции» |
2. Актуализация опорных знаний | Учитель зажигает свечу и читает стихотворение Б. Пастернака Скажите, какие свойства свечи описаны в стихотворении Бориса Пастернака и какие мы можем наблюдать. Давайте вспомним, какими двумя категориями свойств можно описать любое вещество? Какие свойства относят к физическим? Подводим итог: как называются явления, при которых изменяются физические свойства вещества? А какие явления называются химическими? Что они изменяют в веществах? Перед вами лежат листочки с таблицами. Впишите свою фамилию. Ваша задача: распределить явления, которые я сейчас перечислю, по колонкам правильно.(ИСПОЛЬЗУЕТ СЛАЙДЫ) А теперь проведем самоконтроль. Проверьте, правильно ли вы определили явления.. Положите листочки на край парты, я их потом соберу. Посмотрите на правый столбец, и давайте еще раз акцентируем внимание: что же такое химические явления: И называются они как? | Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. | Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы: Горение парафина, плавление парафина, выделение света и тепла. Физические и химические свойства. Агрегатное состояние, температура, плотность, растворимость, теплопроводность, электропроводность. Физические явления. Состав веществ. Заполняют таблицу. Проводят самоконтроль. Явления, при которых изменяется состав веществ. Химические реакции. |
4. Решение поставленной проблемы (освоение нового материала) | Дает задание учащимся. Вещества, которые вступают в реакцию, называются исходными. Вещества, которые получаются в результате реакции, называются продуктами реакции. И тут же возникает проблема: а как определить, что произошли изменения в исходных веществах? Что получились другие вещества? Чтобы ее решить, определим опытным путем признаки химических реакций. Давайте быстро вспомним технику безопасности. Сделайте вывод: какой признак реакции мы наблюдали? Растворение осадка также является признаком реакции. Для подтверждения проведем опыт. Когда будете его проводить, обратите внимание: помимо прочего, вы будете наблюдать еще один признак химической реакции. Осадок растворился. А какой признак вы еще наблюдали, когда получали гидроксид меди? Следующий опыт интересный, назовем его «белый вулканчик». Выделение газа Еще один признак реакции – это появление запаха. С этими реакциями вы часто будете встречаться в органической химии в 10 классе. А сейчас давайте снова вспомним свечу. Что мы делали для того, чтобы свеча начала гореть? То есть, мы затратили тепловую энергию. А потом свеча стала гореть, при это сама что выделяла? Такие реакции, с выделением тепла и света, называются реакциями горения, или экзотермическими (экзо-наружу, термо-температура). Реакции с поглощением тепла называются эндотермическими (эндо-внутрь). Это один из видов классификации реакций. С остальными вы познакомитесь через несколько уроков. Выделенная или поглощенная теплота называется тепловым эффектом реакции. Нагревание – это одно из условий протекания реакции. Вспомните опыты, которые мы проводили, и подумайте: какие условия еще необходимы, чтоб началась реакция? Верно, соприкосновение – необходимое условие протекания химической реакции. | Используя все вышесказанное, постарайтесь самостоятельно, не заглядывая в учебник, сформулировать: что же такое химическая реакция? Учебник страница 46, лабораторный опыт 5. Учебник страница 47, лабораторный опыт 6. Это видоизмененный опыт 7 со страницы 47. Учебник предлагает взять вам питьевую соду и уксусную кислоту. А я приготовила вам порошки питьевой соды и лимонной кислоты. Перемешайте их хорошенько, сложите горкой и сделайте углубление – жерло вулкана. Капните туда пипеткой воды. Что наблюдаете? | Формулируют понятия реакции. Повторяют правила техники безопасности. Проводят опыт. Делают вывод: выпадение осадка Проводят опыт. Делают вывод: растворение осадка, изменение цвета. Проводят опыт. Делают вывод: выделение газа. Зажгли. Энергию: световую и тепловую. Смешать вещества. |
5. Коррекция, закрепление (в т.ч. развитие функциональной грамотности) | А теперь давайте подведем промежуточные итоги. По результатам лабораторных экспериментов давайте заполним таблицу «Признаки и условия течения химических реакций» А теперь давайте ответим на два очень полезных вопроса. Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили вначале урока. Все ли мы их выполнили? | Таблица на слайде Какие из условий протекания химических реакций используются при разжигании костра и тушении пожара? Какие средства пожаротушения имеются в кабинете, где мы находимся? | Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы. Анализируют выполнение задач |