СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии по теме "Признаки химических реакций

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по химии по теме "Признаки химических реакций и условия их протекания. 

Просмотр содержимого документа
«Урок химии по теме "Признаки химических реакций»



Технологическая карта урока


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ

ФИО разработчика

Лоскутникова Ирина Викторовна

Место работы

МБОУ «Тамбовская СОШ» Романовского района Алтайского края


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ


Класс

8


Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Вещества и химические реакции


Тема урока

Химические реакции. Признаки протекания химических реакций


Уровень изучения

базовый


Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые образовательные результаты

Предметные


Метапредметные

Личностные


сформированность представлений: о химической составляющей естественно-научной картины мира, роли химии в  познании явлений природы, в формировании мышления и  культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач;

владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия; мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений,

сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;

сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты химического эксперимента в  форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

сформированность умений критически анализировать химическую информацию

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её рассматривать;

  • определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;

  • строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;

  • выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического эксперимента

  • готовность к совместной творческой деятельности при решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;

  • способность оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

  • соблюдение правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной жизни и в трудовой деятельности;

  • понимание специфики химии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;

  • способность самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях;

  • интерес к познанию и исследовательской деятельности

Условия реализации урока

Учебная литература

Химия. 8 класс. Учебник - Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.

Оборудование

Лабораторная посуда, реактивы

Форма проведения урока

Урок изучения нового материала













Этап урока


Деятельность

учителя


Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников



Мотивация к учебной деятельности.

Учитель задает вопрос учащимся: Любите ли вы путешествовать?

Приглашает совершить маленькое видеопутешествие в удивительный мир.

Учитель задает вопросы:

Какие процессы видели на экране?

Что происходило с веществами?

Какова тема урока?




Демонстрация видеофрагмента «Красивая химия»




Смотрят видеофрагмент





Формулируют тему «Химические реакции»

2. Актуализация

опорных знаний



Учитель зажигает свечу и читает стихотворение Б. Пастернака







Скажите, какие свойства свечи описаны в стихотворении Бориса Пастернака и какие мы можем наблюдать.

Давайте вспомним, какими двумя категориями свойств можно описать любое вещество?

Какие свойства относят к физическим?



Подводим итог: как называются явления, при которых изменяются физические свойства вещества?

А какие явления называются химическими? Что они изменяют в веществах?

Перед вами лежат листочки с таблицами. Впишите свою фамилию. Ваша задача: распределить явления, которые я сейчас перечислю, по колонкам правильно.(ИСПОЛЬЗУЕТ СЛАЙДЫ)

А теперь проведем самоконтроль. Проверьте, правильно ли вы определили явления..

Положите листочки на край парты, я их потом соберу.

Посмотрите на правый столбец, и давайте еще раз акцентируем внимание: что же такое химические явления:

И называются они как?

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

И падали два башмачка

Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника

На платье капал.



















ФИЗИЧЕСКИЕ

ХИМИЧЕСКИЕ




Слушают стихотворение.







Отвечают на вопросы:

Горение парафина, плавление парафина, выделение света и тепла.



Физические и химические свойства.



Агрегатное состояние, температура, плотность, растворимость, теплопроводность, электропроводность.



Физические явления.


Состав веществ.



Заполняют таблицу.







Проводят самоконтроль.







Явления, при которых изменяется состав веществ.

Химические реакции.

3. Целеполагание


Тему нашего урока мы обозначили: Химические реакции. Какую цель мы поставим перед собой исходя из темы?

А что именно мы постараемся узнать о реакциях?

Это задачи нашего урока.




- Что такое реакции?

- Какие бывают реакции?

- Условия протекания?

- Признаки реакции? (Отличие реакции от физических явлений)



Формулируют цель и задачи урока.

4. Решение поставленной проблемы (освоение нового материала)



Дает задание учащимся.





Вещества, которые вступают в реакцию, называются исходными. Вещества, которые получаются в результате реакции, называются продуктами реакции.

И тут же возникает проблема: а как определить, что произошли изменения в исходных веществах? Что получились другие вещества? Чтобы ее решить, определим опытным путем признаки химических реакций.

Давайте быстро вспомним технику безопасности.

Сделайте вывод: какой признак реакции мы наблюдали?

Растворение осадка также является признаком реакции. Для подтверждения проведем опыт. Когда будете его проводить, обратите внимание: помимо прочего, вы будете наблюдать еще один признак химической реакции.

Осадок растворился. А какой признак вы еще наблюдали, когда получали гидроксид меди?

Следующий опыт интересный, назовем его «белый вулканчик».

Выделение газа









Еще один признак реакции – это появление запаха. С этими реакциями вы часто будете встречаться в органической химии в 10 классе.

А сейчас давайте снова вспомним свечу. Что мы делали для того, чтобы свеча начала гореть?

То есть, мы затратили тепловую энергию. А потом свеча стала гореть, при это сама что выделяла?

Такие реакции, с выделением тепла и света, называются реакциями горения, или экзотермическими (экзо-наружу, термо-температура).

Реакции с поглощением тепла называются эндотермическими (эндо-внутрь).

Это один из видов классификации реакций. С остальными вы познакомитесь через несколько уроков.

Выделенная или поглощенная теплота называется тепловым эффектом реакции.

Нагревание – это одно из условий протекания реакции. Вспомните опыты, которые мы проводили, и подумайте: какие условия еще необходимы, чтоб началась реакция?

Верно, соприкосновение – необходимое условие протекания химической реакции.

Используя все вышесказанное, постарайтесь самостоятельно, не заглядывая в учебник, сформулировать: что же такое химическая реакция?














Учебник страница 46, лабораторный опыт 5.






Учебник страница 47, лабораторный опыт 6.








Это видоизмененный опыт 7 со страницы 47. Учебник предлагает взять вам питьевую соду и уксусную кислоту. А я приготовила вам порошки питьевой соды и лимонной кислоты. Перемешайте их хорошенько, сложите горкой и сделайте углубление – жерло вулкана. Капните туда пипеткой воды. Что наблюдаете?






Формулируют понятия реакции.


















Повторяют правила техники безопасности. Проводят опыт.


Делают вывод: выпадение осадка




Проводят опыт.






Делают вывод: растворение осадка, изменение цвета.


Проводят опыт.

Делают вывод: выделение газа.

















Зажгли.


Энергию: световую и тепловую.




















Смешать вещества.


5. Коррекция, закрепление (в т.ч. развитие функциональной грамотности)

А теперь давайте подведем промежуточные итоги. По результатам лабораторных экспериментов давайте заполним таблицу «Признаки и условия течения химических реакций»

А теперь давайте ответим на два очень полезных вопроса.






Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили вначале урока. Все ли мы их выполнили?

Таблица на слайде






Какие из условий протекания химических реакций используются при разжигании костра и тушении пожара?

Какие средства пожаротушения имеются в кабинете, где мы находимся?

Заполняют таблицу.






Отвечают на вопросы.







Анализируют выполнение задач

6. Домашнее задание

А теперь запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Изучите §9 учебника. Запишите в тетрадь новые термины и понятия с.49, постарайтесь по памяти воспроизвести их значение.

Выполните задание 7 на стр.49. Результат оформите в виде таблицы:

Записывают домашнее задание.

7. Рефлексия

А теперь окончательный итог урока. Хотя у нас сегодня урок получения новых знаний, некоторым из вас за активную работу на уроке я бы хотела выставить оценки.

Пере вами лежат листы пожеланий. На них 5 вопросов. Я прошу вас на них ответить. Можно не на все, на какие посчитаете нужным. Буду очень благодарна за оценку нашей с вами работы. И благодарю вас за активность и плодотворную работу на уроке!

На уроке мне было непонятно:


Лучше всего я понял(-а):


Мне понравилось:


Мне не понравилось


Мое пожелание учителю:

Заполняют лист пожеланий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!