СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок литературного чтения  С.Есенин.   «С добрым утром»  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

Урок литературного чтения
С.Есенин.
«С добрым утром»
Пояснительная записка.



Урок литературного чтения направлен на формирование коммуникативно-речевых умений.


Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.


В течение урока предусмотрена фронтальная работа, также ученикам представилась возможность использовать личный опыт и знания.


На всех этапах урока предусматривается обратная связь: учитель-ученик. Ученик - активный участник сюжетной линии урока. Приёмы обратной связи разнообразны и динамичны.


Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, отметим предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя. Используемая визуализация помогает снимать зрительное утомление учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполнения изложения, позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья.



Представленная разработка направлена на воспитание любви к поэзии как высшему проявлению человеческих эмоций.


ТЕМА: С. Есенин. «С добрым утром!»,


Цели урока: продолжить знакомство обучающихся с творчеством С. Есенина.


развивать навыки выразительного чтения, творческие


способности детей;


совершенствовать навык чтения, воспитывать интерес к чтению.


Ход урока


I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на уроке.


Слайд1
Учитель читает стихотворение А. Кондратьева «Доброе утро».


– Доброе утро! – птицы запели. –


Добрые люди, вставайте с постели;


Прячется вся темнота по углам,


Солнце взошло и идет по делам.


– Какие чувства у вас возникли?



II. Включение в деятельность.

Поднимите руку, кто…


Любит читать.


Хочет проявить на уроке активность.


1) Дыхательная гимнастика: руки вперед – выдох, руки в стороны – вдох


Слайд 2
Скороговорка: Чтобы жить с друзьями дружно


Обижать других не нужно.


- Кто считает, что дружба в классе – успех в учебе?


Вывод: Вы дети любознательные и сможете справиться со всеми заданиями урока.



2. Проверка домашнего задания.


– Прочитайте загадку, попробуйте догадаться ,о каком дереве идет речь?


Слайд 3
Загадка.


Будто свежий шар бела,


По весне она цвела,


Нежный запах источала,


А когда пора настала,


Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.


(Черемуха)

Слайд 4
– Совершенно верно, в загадке говорится о черемухе, и дома вы разучивали о ней стихотворение русского поэта С. Есенина. Давайте послушаем и оценим это стихотворение в исполнении наших ребят. Помогут нам в этом секреты выразительного чтения и алгоритм оценивания.
Вспомним секреты выразительного чтения:


1.Представь себе то, о чем читаешь. Подумай, какое чувство надо передать.


2.Следи за правильным дыханием и четким произношением.


3.Выделяй голосом важные мысли, слова (логическое ударение).


4.Соблюдай паузы (длинная, короткая).


5.Подбирай правильно интонацию в зависимости от знака препинания в конце предложения (. ? !)


6.Владей силой голоса (понижение, повышение)


7.Старайся заинтересовать слушателей чтением.



СЛАЙД № 3

Прочитайте на листочках отрывки из стихотворений, пытаясь передать различные настроения. (Дети в парах готовят выразительное чтение отрывков, обсуждают, а затем декламируют вслух.)

- А теперь прочтите четверостишия.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.


Нивы сжаты, рощи голы.

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

- Чувствуете разницу в настроении? Отчего она?

- А как поэту удалось донести эту разницу?
(Художественными средствами: сравнение (ветки что кудри, солнце - колесо), олицетворение (черёмуха словно человек кудри завила).
Слайд 5
Какие средства художественной выразительности вы помните?


- Кто же автор этих произведений? (Также Сергей Есенин) Попробуем открыть для себя мир поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.


На прошлом уроке вы готовили и свои дополнительные домашние задания.


Настя
В этом имени – слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты… Н.Браун
Денис

Я подготовил сообщение о С.Есенине и хочу представить его вашему вниманию.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году, умер в 1925 году. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда. В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную, русскую природу – он чувствовал себя частью этой приро-ды. Поэтому так светлы и мелодичны его стихи о природе. А писать стихи он начал в девять лет. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Сергей Александрович окончил сельскую школу с похвальной грамотой. Потом уехал в Москву, нашёл место корректора в типографии и с большим усердием ходил и слушал лекции в народном университете.


Маша
Я хочу дополнить выступление Саши.

Сергей Есенин родился в живописных окрестностях села Константинова Рязанской об-ласти. Он умел замечать всё, что происходит в природе, он умел удивляться и восхищаться увиденным. Но судьбе было так угодно, чтобы на земле Есенин пробыл недолго, он умер рано, но за свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.

Даша У меня дополнение.

Первая книга стихов Сергея Есенина называлась «Радуница» и вышла она в 1916 году, книга была доброжелательно принята читателями и Сергей Есенин стал популярным по-этом. Многие стихи Есенина положены на музыку и из них получились песни и романсы. Специальных детских стихов у поэта очень мало.

3.Ввод в тему урока

- Спасибо ребятам.
Слайд 6
– Давайте попробуем предположить, чем мы будем заниматься на уроке?

• познакомимся с текстом лирического произведения;

• узнаем значение непонятных слов;

• будем определять в поэтическом тексте олицетворения, эпитеты, сравнения;

• выразительно читать лирический текст;

• выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.


- Совершенно верно,сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина.


Звучит музыка Эдварда Грига “Утро”. На её фоне демонстрируются, сменяя друг друга, фотографии раннего утра.
СЛАЙД №7,8

– Какие чувства вас охватили после просмотра презентации?


У. Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?


– Как вы догадались, что это утро?


– Все ли фотографии были одинаковые? Чем они различались?


– Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?


Д. Рассвет. Восход. Заря.


У. Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами. Ребята, кто из вас видел, как наступает рассвет? Вспомните, как медленно поднимается солнце на востоке, от солнечных лучей небо становится алым, воздух чист, влажен, а кругом тишина. Природа нехотя пробуждается ото сна, капли росы на траве сверкают разноцветными огоньками.


У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир.

СЛАЙД №9

– Прочитайте и отгадайте ещё одну загадку, о каком дереве идёт речь?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

СЛАЙД №10

– Совершенно верно, именно берёза является одной из героинь ещё одного стихотворения С.А. Есенина, название которого вы узнаете, прочитав буквы только русского алфавита.
СЛАЙД №11

– Так как же называется стихотворение? (С добрым утром!)
Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович
Есенин.
2.Прослушивание записи стихотворения .

Чтение стихотворения учащимися про себя, а затем вслух.


- Оправдались ли ваши предположения?


- Какое настроение вызывает?



б) Прочитайте «про себя».


- Вы поняли о каком времени года говорится в стихотворении? (о лете т.к. у берёзы зелёные серёжки, а у плетня заросшая крапива).


-Как могло быть названо стихотворение?


-Какие строчки подсказывают название?
Давайте проставим смысловые паузы.
Слайд12,13
ФИЗМИНУТКА «Выросли деревья в поле» (Слайд 14)

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
9. Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.

Какие картины вам рисует ваше воображение?


У. Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.


Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: “золотые”, “зелёные”, “серебряные”.


Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.


У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?


Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.


Учитель предлагает прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2.


На доске вы видите таблички и картинку ,похожую на картину нашего стихотворения. Сейчас вы выберите от каждой парты одного человека и прикрепите таблички в соответствующее место на изображении.


Закрепление изученного материала

Разноуровневые задания в группах.


А сейчас задания для каждого рядя

Прочитайте свои задания вслух.
Какие трудные слова вам встретились? Если вы не знаете их значений ,можно обратиться к словарю.
1 группа (3 уровень – средний)

Слайд 14-,15,16,17,18

Работа с трудными словами (записаны на доске), объяснение по словарю.

ЗАТОН – длинный нетронутый залив реки.

ЗАВОДЬ – низкие берега залива.

ПЛЕТЕНЬ – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

РУМЯНИТЬ – покрывать розово-красным цветом.

ПЕРЛАМУТР – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.


Слайд –смысловые паузы
2 группа (3 уровень – средний)

- С какой части речи начинает поэт каждую строку? – Почему?

- Подготовить выразительное чтение.


Слайд 19
3 группа – (4 уровень – высокий)

Найти в тексте все художественные средства выразительности.

- Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? Доказать.


Проверка.
Заканчиваем обсуждение в группах и приготовились не только слушать одноклассников, но и анализировать их ответ.

• Начинаем с 1группы (3 уровень – средний).

- Мы работали с трудными словами, объясняли их значение по словарю.

(По ходу объяснения на доске появляются слова.)

Самооценка.

• Следующие представляют свою работу ребята из 2группы (2 уровень – низкий).

2 группа (3 уровень – средний)

- С какой части речи начинает поэт каждую строку? – Почему?

- Подготовить выразительное чтение.-
3 группа – (4 уровень – высокий)

- Найти в тексте все художественные средства выразительности.

- Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? Дайте определение средствам художественной выразительности, использованным автором.

Самооценка.


Итог урока. Самооценка.
- Пригодилась ли вам сегодня фантазия?
- В какой момент урока?

- А в какой момент урока вам пригодилось умение работать с дополнительной литературой?
- А умение выразительно читать?

- Какие же чувства у читателя пробуждают произведения С. Есенина?

- Действительно, я согласна с вами, секрет стихов Сергея Есенина в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не всегда замечаем в повседневной жизни. И мы должны быть благодарны поэту за его необычайно щедрый дар – открывать и дарить эту красоту другим.


-11. Итог урока. Рефлексия.
(Слайд 20):

Наш урок подошёл к концу.

– Давайте вспомним, что мы планировали и что сделали на уроке…

Что вам понравилось на уроке?
У нас осталась одна берёзка ,на которой совсем нет листиков ,поможем им вырасти-.
Если вы считаете ,что у вас на уроке всё было хорошо,и вы всё выполнили, прикрепите большой листик ,если что-то не удалось ,то средний ,а если вы не справились ,то маленький.


Слайд 21
- Закончите предложения
Сегодня на уроке я ….

( Сегодня на уроке я представлял себя музыкантом,

Сегодня на уроке я узнал о творчестве С.Есенина.

Сегодня на уроке я увидел образы растений красками, звуками…)
- Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…».

Ответы детей:

- …больше узнать о С. Есенине;

- …ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;

- …увидеть красоту в самых обычных предметах;

- …получить наслаждение от урока.

- А сейчас, выйдете те, для кого урок стал ступенькой к изучению нового.

- Теперь подойдите ко мне, пожалуйста, те ребята, кто сегодня сделал для себя открытие на уроке.

- Выходите и те ребята, кто помог одноклассникам.

- Возьмитесь за руки те, кому помогла дружба.

- Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.

А на сегодня урок закончен. Спасибо за работу.


11. Домашнее задание.

Выписать в тетрадь эпитеты.
-А кому захотелось выучить стихотворение наизусть?


-Какие задания вы могли бы предложить ещё? По желанию нарисовать иллюстрацию и подтвердить её словами из текста стихотворения.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!