Урок литературного чтения, 7 класс.
Устное народное творчество.
Разработала и провела: учитель русского языка и литературы
МКОУ «Чермозская КШИ» Гладких М.П.
Цель: Обобщение жанров УНТ на основе представленного на данном уроке дидактического материала.
Задачи:
Обучающие:
1. Повторить основные литературные термины УНТ.
2. Совершенствовать навык выразительного чтения.
3. Закреплять навык работы с источниками информации.
Коррекционно-развивающие:
1. Способствовать коррекции слухового восприятия, звукопроизношения, процессов творческого мышления.
2. Закреплять на практике алгоритм анализа текста.
3. Способствовать развитию связной речи у обучающихся путем выполнения разного вида заданий по литературному тексту.
Воспитывающие:
1. Воспитывать внимательное отношение к слову.
2. Прививать культуру понимания и осмысления художественного текста.
Оборудование: Учебник (Чтение. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, Ч-77 реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. А. К. Аксёнова. – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2021. – 287 с.), ручка, доска, мел, компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Орг. момент
-Здравствуйте! Садитесь. У вас хорошее настроение? Надеюсь, что это хорошее настроение вы пронесете через весь урок. Готовы к работе? Для начала проверьте в все ли у вас готово (дневник, учебник, рабочие тетради, письменные принадлежности).
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
-Ребята, на сегодняшнем занятии вы завершаете работу с таким разделом литературы, как УНТ.
-Обратите внимание на доску:
«Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего» (М. Горький)
(Сначала читает учитель, затем читают ученики)
-Перед вами представлен эпиграф. О чем он?
-Основная мысль этого эпиграфа заключена в том, что надо знать жанры УНТ, так как в них содержится мудрость народа, которая помогает нам в жизни в решении тех или проблемных ситуаций.
-А что же такое УНТ?
-УНТ – это все произведения, которые были созданы народом и которые передавались из уст в уста (устно).
-УНТ – это многообразие жанров. Назовите, пожалуйста, что такое жанр?
-Жанр – это вид литературного творчества.
-Какие жанры содержит УНТ?
-В состав УНТ входят такие жанры, как пословицы и поговорки, сказки, песни, загадки, былины.
-Охарактеризуйте каждый жанр УНТ.
-Приведите примеры.
-Пословица – это жанр УНТ, который представляет собой краткое и мудрое изречение. Например, «Чужими руками легко жар загребать» (присваиваешь себе заслуги других людей).
-Поговорка – это часть пословицы. Например, «Чужими руками жар загребать» (присваиваешь себе заслуги других людей).
-Сказка – это вымышленный рассказ с вымышленными персонажами, самый распространенный жанр УНТ. Например, «Сивка-бурка», «Журавль и Цапля», «Умный мужик».
-Песня – это жанр УНТ, небольшое музыкально-поэтическое произведение. Например, «Ах, кабы на цветы на морозы», «По улице мостовой».
-Загадка – это жанр УНТ, который всегда содержит отгадку. Например, «Конь бежит – земля дрожит (Гром)», «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык (Козел)»
-Былина – это жанр УНТ, который был на самом деле (сочетание были и сказки). Например, «Три поездки Ильи Муромца»
-С какой целью вы проделали данную работу? (Цель: вспомнить, что такое УНТ и его жанровую структуру)
-Итак, какова будет тема вашего сегодняшнего урока? Тема сегодняшнего урока: «УНТ. Обобщение».
3. Основная часть.
-Для повторения и обобщения изученных жанров УНТ необходимо будет выполнить ряд заданий.
Задание №1. Вам необходимо будет собрать пословицу из двух предложенных частей, а также объяснить их значение (учитель раздает детям распечатки).
Береги бровь, | концом хорошо | | |
Всякое дело | путь к уменью | | |
Ученье - | а друга нет | | |
Друзей много, | тот большего не достоин | | |
Кто малым не доволен, | а человека - труд | | |
Землю солнце красит, | побольше услышишь | | |
Поменьше говори - | глаз цел будет | | |
1. Береги бровь, глаз будет цел (нужно беречь всё, так как оно взаимосвязано).
2. Всякое дело концом хорошо (надо заканчивать все дела).
3. Ученье – путь к уменью (если будешь учиться, то научишься многое делать).
4. Друзей много, а друга нет (настоящей дружбы очень мало).
5. Кто малым не доволен, тот большего не достоин (надо радоваться простым вещам).
6. Землю солнце красит, а человека - труд (человек прекрасен своим трудом так же, как земля преображается от света солнца).
7. Поменьше говори – побольше услышишь (нужно уметь слушать и слышать, а иногда нужно промолчать).
4. Динамическая пауза.
-Я предлагаю посмотреть в окно. В далеке найдите один предмет, смотрите только на него. Сейчас отведите взгляд от этого предмета. Молодцы. Сожмурьте глаза на 3 секунды, откройте. Выполните это упражнение 5 раз. Молодцы. Продолжаем нашу работу.
Задание №2. А теперь вас ждёт викторина «По страница русских народных сказок». Вам необходимо будет угадать персонажей сказок по отрывкам из текста и назвать эту сказку:
1. «На третью ночь приходит черёд … идти. Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается». Кто это? (Иванушка-дурачок, сказка «Сивка-бурка»).
2. «В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А это какой персонаж? (Сивка-бурка, сказка «Сивка-бурка»)
3. «…а в высоком терему, у окна, сидит царевна … На руке у нее перстень сверкает – цены ему нет! А собою она красавица из красавиц». Как зовут эту царевну? (Елена Прекрасная, сказка «Сивка-бурка»).
4. О ком говорится «…у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый!» (Журавль, сказка «Журавль и Цапля»)
5. «Жил-был бедный мужик. Детей полна хата, а добра – всего один гусь. Уж и берег он этого гуся! Да так подошло, что совсем нечего стало есть, хоть помирай. Вот мужик и зарезал гуся. Зарезал, зажарил и на стол поставил. Все бы хорошо, обед богатый, а хлеба нет и соли как не бывало» (Умный мужик, сказка «Умный мужик»)
Какую работу вы сейчас проделали? (Мы более детально вспомнили такие жанры литературы, как пословицы и сказки).
Задание №3. Вам необходимо отгадать загадки, а затем придумать одну свою (учитель раздаёт детям распечатки).
1. Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (зима)
2. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек, я … (осень)
3. Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня … (весна)
4. Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)
5. Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки.
Целый день на животе нежится на грядке (капуста)
6. Голова на ножке, в голове горошки. (горох)
7. Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. (Яблоко)
Задание №4. Вам необходимо прочитать былину по ролям (предлагается отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца» встреча с разбойниками) (учитель раздаёт детям распечатки):
«Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».
Призадумался Илья Муромец:
— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!
И поехал он по дороге, где убитому быть.
Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:
— Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка - так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!
Рассердился атаман разбойников:
— Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!
Соскочил Илья с Бурушки - Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек.
За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцати на свете нет!
Взмолился атаман разбойников:
— Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!
Усмехнулся Илья Муромец:
— Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.
Говорят ему разбойники:
— Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!
— Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!
Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: «Ездил в правую дорожку — убит не был!»
-Ребята, с какой целью вы сейчас проделали данную работу? (Цель: Обобщить ранее изученный материал по таким жанрам УНТ, как загадки и былины)
5.Подведите итог урока.
Для подведения итогов нужно будет составить синквейн. На доске правила составления.
1 – одно существительное;
2 – два прилагательных;
3 – три глагола;
4 – фраза;
5 – существительное (вывод).
В четвертом пункте нужно постараться использовать пословицу или поговорку.
Например:
Творчество.
Устное народное.
Поучает, украшает, завораживает.
Красота спасет мир.
Мудрость.
6.Рефлексия.
Сегодня я узнал(а)... / я смог(ла)…/
было трудно…/ было интересно узнать, что…/
я понял(а), что…/ меня удивило…/мне захотелось…
я научился(лась)…
(Учащиеся показывают смайлы, которые находятся у них на партах, и аргументируют свой ответ) На сегодняшнем уроке все ребята старались, молодцы. В начале урока я вас спросила какое у вас настроение? Вы сказали, что хорощее. Осталось ли оно таким же или может быть стало еще лучше?
- Ребята, спасибо за ваше мнение. Для меня оно очень важно. Оценки получаете следующие… Спасибо всем за урок! До свидания, ребята!