СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использования моделирования при подготовке подробного пересказа литературного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I

Этап мотивации

1 минута


Здравствуйте, уважаемые гости нашего урока.

Выдающийся мыслитель И. Гёте говорил: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует»

Предлагаю использовать свои силы на уроке максимально, чтобы понять, как многое вы можете.


1. Встают из-за парт.

2.Организация внутренней речи.

Способствует созданию состояния психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации.

Личностные:
формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Регулятивные:
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

II

Этап актуализации и пробного учебного действия.

4 минуты

С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?


Это первая ступенька работы с литературным произведением.

( на доске 1 ступень)


Что вы можете рассказать об авторе?


На следующей ступени работы мы анализировали произведение, давали характеристику главным героям.

( На доске 2 ступень)

Каков жанр этого произведения?

Паспорт Серой шейки.

Паспорт Лисы.



Давайте оценим, как вы справились с домашним заданием:

если вам было тяжело справиться с заданием – поднимите карточку синего цвета;

если было интересно выполнять задание, но требовалась помощь – карточку зелёного цвета;

если вам было интересно и вы самостоятельно справились с заданием – карточку жёлтого цвета.

С таким солнечным настроением мы приступаем к дальнейшей работе.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»







Ответы детей.

Обеспечивает высокий уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность и развитие их интеллектуальных качеств.

Личностные:
формировать потребность в самовыражении , самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Коммуникативные:
умение задавать вопросы, 
формулирование собственного мнения

Познавательные:
поиск и выделение информации,
умение  строить речевое высказывание,
анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные:
планирование своих действий,
различение способа и результата действий,
внесение необходимых корректив в действие.

III

Этап

выбора места затруднения и построение проекта выхода из него.

2 минуты


Что же предстоит нам делать на следующем этапе?

( На доске 3 ступень)


Как вы думаете, какова тема урока?



Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке?



Перескажите подробно сказку «Серая Шейка».



С какой проблемой столкнулись?



Дети пробуют, но у них не получается, сбиваются.


Пересказ сказки Д. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»

Учиться пересказывать художественное произведение.






Без подготовки тяжело пересказать достаточно большой по объёму текст.


Личностные:
формировать потребность в самовыражении , самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
умение задавать вопросы, 
формулирование собственного мнения,

Познавательные:
поиск и выделение информации,
умение  строить речевое высказывание,
анализ объектов с целью выделения признаков,
выдвижение гипотез; их обоснование.

Регулятивные:
планирование своих действий,
различение способа и результата действий,
внесение необходимых корректив в действие.

IV

Этап реализации построенного проекта.

3 минуты

Для подготовки к пересказу я предлагаю вам использовать лист рабочих материалов.



Кого вам напоминает пустая схема?

Действительно, это модель называется «Жучок». Сегодня она нам поможет в работе.

Как вы думаете, о чём автор хотел рассказать в своём произведении?


Если подвести итог, то у нас получилось несколько мнений. Соберитесь в группы по 4 человека и обсудите, какова же тема сказки «Серая Шейка»?

А поможет вам карточка-помощник.

Время для работы 1 минута.


Высказывание детей. Есть другие мнения?

Тему запишем в овал нашей схемы.


Знакомятся с листом рабочих материалов.




Жучка.






Высказывания детей.






Учащиеся работают в группах с использованием раздаточного материала.

Личностные:
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
формулирование собственного мнения (позиции),
использование речи для регуляции своего действия,
построение монологического высказывания.

Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи,
учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
поиск разнообразных способов решения учебных задач,
установление причинно-следственных связей.

V

Физминутка для глаз

2 минуты




VI

Продолжение работы в информационном поле.

8 минут

Слайд

Что написано на «лапках» жучка? (на слайде, в неправильном порядке)



Как вы думаете, что обозначают эти слова-названия?


Что вы замечаете?


Обсудите в парах и впишите на лапки в схеме названия частей в правильном порядке.

Время для работы 2 минуты.


Зачитайте. Есть другие мнения?


Обратим внимание на первую лапку.

О ком говорится в этой части?

Найдите в тексте описание природы в этой части..

Запишем ключевые слова слева от ромба.

Найдите в тексте какие чувства и переживания испытывала Серая Шейка?

Запишем ключевые слова справа от ромба.


На схеме: левый башмачок – описание природы, правый – описание состояния уточки.


О ком говорится во второй части?

Работаем в парах.

Найдём в тексте описание изменений, которые произошли в природе и в переживаниях уточки .

Работаем с ромбом точно так же.

Время для работы 3 минуты.


Есть ли другие мнения?


Что записано на третьей лапке?

Какая опасная ситуация возникла?

Как автор теперь описывает природу?

Как повёла себя Лиса?

А Уточка?

На схеме левый башмачок – поведение Лисы, а правый – поведение Уточки.


Что записано на последней лапке?

Есть ли изменения в описании природы? (ромб)

Как вы думаете, случайно ли охотник появился около этой полыньи, где плавала уточка?

Какая цель привела его в лес на охоту?

На схеме это первый башмачок.


Что предвкушала Лиса?

На схеме это второй башмачок.

Как чувствовала себя уточка?

(ромб)


На схеме это третий башмачок.


Как спаслась уточка? Зачитайте.


Как вы относитесь к героям произведения?

На схеме – это усики.


Стая улетела.

Новый друг.

Опасная встреча.

Спасение уточки.



Заглавие частей текста.



Нарушен порядок.







Высказывание детей.




О том, как стая собирается на юг.



Ответы детей.





Ответы детей.








О том, как жила уточка в одиночестве, как встретила нового друга.







Высказывания детей



Высказывания детей

Ответы детей.


Ответы детей.

Ответы детей.





Ответы детей.


Ответы детей.




Высказывания детей


Высказывания детей



Личностные: формировать потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
умение задавать вопросы, 
формулирование собственного мнения,

Познавательные:
поиск и выделение информации,
умение  строить речевое высказывание,
анализ объектов с целью выделения признаков,
синтез,
выбор оснований и критериев для сравнения,
классификация объектов,
подведение под понятие,
выдвижение гипотез; их обоснование,
сравнение

Регулятивные:
планирование своих действий,
различение способа и результата действий,
внесение необходимых корректив в действие.

VII

Физминутка

1 минута





VIII

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

5 минут

Итак, схема заполнена. Давайте попробуем пересказать текст, опираясь на составленные вами рабочие материалы.


Давайте послушаем, что же у нас получилось.


А остальные ребята слушаем внимательно, вам предстоит оценить пересказ товарища с помощью карточки – помощника.


Слушаем. Оцениваем.

( Выставляется отметка)


Как вы думаете, а если бы этот рассказ был написан не от лица автора, а, например, от лица Серой Шейки, то как бы он звучал кратко?

(Коллективная работа)









Высказывания детей








Высказывания детей


Высказывания детей

Личностные:
формирование мотивов достижения целей,
формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи,
учёт правила в планировании и контроле способа решения,
различение способа и результата действия.

Познавательные: структурирование знаний,
построение речевого высказывания в устной форме, установление причинно-следственных связей,
доказательство.


IX

Рефлексия учебной деятельности.

4 минуты

Очень хорошо. Так вот, ребята, дома вы подготовите подробный пересказ сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», пользуясь составленной нами схемой, а так же можете подготовить творческий пересказ от лица героя по выбору. Это может быть кто? (Серая Шейка, Лиса, Заяц, Охотник)

Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? Чему должны были научиться?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Подумайте, зачем автор в каждой части сказки пишет не только о переживаниях героев, но и об изменениях в природе?

Ответьте на вопрос:

Зачем мне нужен был этот урок?

Мои достижения на уроке?

Отследите состояние своей души, когда вы знакомились с произведением.



Спасибо за работу.

















Ответы детей.

Ответы детей.




Высказывания детей

Высказывания детей

Высказывания детей

















































Карточка-помощник

О чём хотел рассказать Д. Мамин-Сибиряк в сказке «Серая Шейка»?

  1. О дружбе уточки и зайца.

  2. Сильный характер и дружба помогли маленькой уточке выжить одной в суровую зиму.

  3. Характер и дружба сильнее жизненных трудностей.





Оцениваем пересказ

  1. Автор и название произведения.

  2. Последовательность событий.

  3. Выразительность речи, эмоциональность выступления.

  4. Интересно ли было слушать?

  5. Какую отметку предлагаете поставить за пересказ:



  • «5» - выполнены все требования

  • «4» - не выполнено одно требование

  • «3» - выполнены только два требования.



























Л ист рабочих материалов



































Серая

Шейка



Природа













Барбос

Жулька








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!