СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. Н. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения в 4 классе с презентацией. Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. Н. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы".»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3»









Урок литературного чтения

Тема: «Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

4 КЛАСС







УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ЕРШОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА



















Г. Калач – на – Дону



Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»



Цели: 1) познакомить с творчеством Н.А.Некрасова, с его произведением.

2) развивать умения анализировать стихотворение, понимать

настроение лирического героя и поэта; внимание к авторскому

слову; умение выражать свои чувства по отношению к прочитан-

ному, творческое воображение; навыки выразительного чтения.

3) воспитывать чувство сострадания, заботливое отношение ко все-

му живому, любовь к природе, к Родине, к своему народу.



Оборудование: презентация.



























Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Подготовка к первичному восприятию.

Слайд 1

( музыка, пейзаж природы)



Слайд 2

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко.

- Как понимаете эти строки ?

- О каких зверях внутри нас говорит автор ? ( человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. д.)

- К чему призывает автор ? (беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)

- Прочитайте выразительно.



3.Работа с текстом до чтения.

а) Беседа.

- Знакомо ли вам имя Н.А.Некрасова ?



Слайд 3.

Портрет Н.А.Некрасова.



б) Рассказ учителя о творчестве Н.А.Некрасова.

Н.А.Некрасов принадлежал к дворянской семье Ярославской губернии, родился в Винницком уезде Подольской губернии. Отец небогатый армейский офицер, мать – дочь богатого польского посессионера.

Детство Н.А.Некрасова протекало в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии.



Слайд 4.

Дом в Грешневе.

В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию.

С 1839 по 1841 г. Некрасов вольнослушатель на филологическом факультете Петербургского университета. За годы учёбы Н.А.Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность есть.

В начале своей литературной деятельности Некрасов давал уроки, писал статьи в « Литературной газете».

Первый сборник стихотворений в 1840 г. Под названием «Мечты и звуки».

Позже публиковался в журналах «Современник» и «Отечественные записки».

В его произведениях слышится горячее сочувствие к страданиям простого человека.

Любовь к русскому народу,к родной земле, природе слились у поэта в одно чувство.



4.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н.А.Некрасова. Прочитайте, как оно называется. ( с. 176)

Слайд 5.( Название стихотворения)

Слайд 6.

(Иллюстрация к произведению.)

- Рассмотрите иллюстрацию . Можете сказать, о чём будет текст ? ( о том, как дед Мазай спасал зайцев.)



5.Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение текста учителем и подготовленными учениками.

- Понравилось стихотворение ?

- Что больше всего тронуло ? Удивило ? Рассмешило ?

(тронуло, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то,что зайцы были послушны. Было смешно читать,как автор говорит о зайцах, зайчихе.)

- О каком интересном случае рассказал дед Мазай ?

(как он спасал зайцев в половодье)

- Когда этот случай произошёл?

(Некрасов описывает тот промежуток времени, когда ранней весной основной лед уже прошёл, а вода ещё не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, т. е. о половодье, а животным во время половодья нуждаются в помощи.)



б) Словарная работа.

Слайд 7.

Дупель - птица из семейства бекасов.

Багор - шест, длинная палка с металлическим крюком, остриём.

Гуторить - разговаривать.

Исстари – всегда так было.

Кураж -- задор.

Пуделять - стрелять мимо цели.

Аршин - старинная мера длины, равная 70 см.

Сажень - старинная мера длины, равная трём аршинам.

Зипун - крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.



- Подберите близкие по смыслу слова к данным словам.

Слайд 8.

Разболтался в сарае - разговорился

Копошится зайчиха - еле шевелится

Горемыка - попал в беду, горе мыкает

Лопочут ушами - хлопают

Пластом - развалившись на животе

Потехи - радости

в) Комментированное чтение 1 – й части. ( с. 176 )

- С какой картины начинается стихотворение ?

- Прочитайте описание летнего дождя.

- Какой дождь можно назвать «жестоким» ?

( сильный, холодный)

- С чем сравнивает автор струи дождевые ?

( прутья стальные)

- Как подчёркивается сила дождя?

( в землю вонзались)





С. 177 - 178.

- Чем замечательна деревенька Мазая ?

- Выберите и подчеркните цитаты, характеризующие Мазая.



Слайд 9.

Цитатная характеристика дедушки Мазая.

  1. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край.»

  2. « Вдов он, бездетен, имеет лишь внука»

  3. « Торной дорогой ходить ему скука.»

  4. « За сорок вёрст в Кострому прямиком

Сбегать песами ему нипочём»

  1. «Дня не проводит Мазай без охоты»

  2. « Начал частенько Мазай пуделять.»

  3. « Впрочем в отчаянье он не приходит»

  4. « Знает он много рассказов забавных»



С. 178



- Каким видит Мазай лес днём и ночью?

( лес полный грибов, ягод, вечером птицы поют, филин летает, удод ухает, ночью тихо)



- С каким чувством рассказывает Мазай о своих впечатлениях, какие красивые и необычные слова он находит?

- Какими звуками наполнен лес ?

(скрип сосны, пение птиц)

С. 179



- С какой неожиданной стороны открывается Мазай ?

( юморист, шутник)



Г) Комментированное чтение 2 – й части.

С. 180

- Что наболело на душе у Мазая ? С каких мыслей он начинает свой рассказ ?

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

С. 180 – 181

- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по – настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков ?

- Какую находку было жаль бросать Мазаю?

- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек?»

( он плыл к месту, где река не вышла из берегов)



С. 181 – 182



- Почему вдруг строки стали короче, а потом опять удлинились?

Найдите подсказку в первой за короткими строчками строке . (мигом) Смена событий.



- Всерьёз ли предупреждает Мазай зайцев : «А чур зимой не попадайся !» ? ( всерьёз - охота - часть его жизни)



А почему ни предупреждение, ни последние строчки стихотворения не производят на нас гнетущего тяжёлого впечатления ?

Сравните свой ответ с авторским. ( с. 178 -179)



-Как вы думаете, имя Мазай можно считать говорящим ?



6. Работа с текстом после чтения.



- Понравился ли вам дед Мазай ? Чем ?

- Нравится ли автору дед Мазай ? Почему ?

( называет ласково – дедушка, добродушно кричит,добрый, шутник, шутит по – доброму, говорит с любовью о природе, с болью о зайцах, нравится мне деревенька его)



Дед Мазай любит всё живое. Он рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться чужой бедой, пришедшей к зверькам.



- Какова главная мысль произведения ?

О чём оно ?

( нужно любить всё любить всё живое, любить свою землю, природу, народ, Родину.)



Итог урока:

- Понравился урок ?

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали ?

- Оцените себя.