СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством  А.П.Чехова; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»




МБОУ «Идрицкая средняя общеобразовательная школа»











Открытый урок по литературному чтению, проведенный в 4б классе


А.П. Чехов «Мальчики»


По программе ПНШ



Учитель начальных классов

Бондарь Наталья Борисовна





2013 – 2014 учебный год


Тема урока: А.П. Чехов. «Мальчики»


Цели урока:

Образовательные: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.П.Чехова; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипатию(смысловую догадку) детей, умение оценивать поступки; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Оборудование: презентация к уроку, запись произведения, географическая карта, фишки



Ход урока


Организационный момент

Постановка цели урока (слайд 1)

1. Как называется большой раздел произведения, из которого мы читаем?

2. О ком и о чём эти произведения?

Как вы думаете, мы достаточно знаем о жизни детей, которые жили задолго до нас?

Мы сегодня продолжим говорить об этом и поработаем над новым произведением.

Слайд тяжелая жизнь детей (слайд 2)

Слова учителя Тяжёлая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла родителей посылать своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безвыходность. Кругом горе. И как бы не жалко было матерям отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось это делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребёнку, но всё-таки он будет накормлен, чему-то научиться, немного заработает.


А жизнь сироты удел жестокий.

Затрещины, побои, чёрствый хлеб, вода,

Насмешки челяди, труд рабский

Весь день и ночь, до самого утра.


О трудностях и лишениях детей того времени произведения многих писателей (слайд 3)

Назовите первое произведение, с которым мы знакомились.

О чем мечтал герой?

А второе произведение? Мы уже сравнивали жизнь мальчиков.

А теперь сравните, похожа ли ваша жизнь на их жизнь?

Вам бы хотелось, чтобы жизнь мальчиков изменилась? Как бы вы её изменили?

За свои 44 года Антон Павлович Чехов написал много произведений (слайд 4 – 5 – 6 -7)


Сегодня мы ещё будем работать над одним рассказом Чехова о детях. (По щелчку появляется название книги.)


- О ком этот рассказ?


- Да этот рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома.


Словарная работа (слайд 8)


Чтобы лучше понять содержание рассказа познакомимся с трудными словами. Помогите мне объяснить их значение.


Читаем слово. Объяснение учащимися. (По щелчку появляется значение слова и иллюстрация к нему.)


1. Башлык - это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки - суконный капюшон с длинными концами.



2. Розвальни – сани


3. Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Сын Божий. Иисус Христос


4. Самоеды - это старое название народов, говорящих на самодийских языках, — ненцев.


5. Бизон – животное


6. Майн Рид - это английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.


7. Пампасы - это название южноамериканских равнинных травянистых степей.


8. Мустанги — потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.


9. Термиты - насекомые


10. Москиты – насекомые


Спросите о том, что вы не поняли? (Урядник, флигель, кучер, сюртук.)


Физкультминутка для глаз (слайд 9)


Первичная работа с текстом.


Слушаем начало рассказа в записи (слайд 10)


Далее: комбинированное чтение учитель + учащиеся.


Проверка первичного восприятия текста.


- Итак, куда же хотели сбежать мальчики?


- Что взволновало вас при чтении рассказа? (Страх за мальчиков, переживание мамы, восхищение.)


- Понравился ли вам этот рассказ?


- Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?


Работа с иллюстрациями к рассказу на слайдах (слайд 11 – 20)

- Коротко озаглавьте иллюстрации.

- Найдите слова, которыми можно подписать данные иллюстрации.

- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)


- Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте(на парте географический атлас) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)


Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?



Выборочное чтение.


- Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)


- Встреча после побега. (Прочитать)


- Можно ли так поступать?


- Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)


- А как писатель относится к мальчикам? (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь индейцев)


- Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? - Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?



Итог урока

- С творчеством, какого писателя мы познакомились?

- Что из жизни Чехова вам запомнилось.

- Назовите произведение, с которым познакомились.

- Что вам понравилось на уроке.


Задание на дом (слайд 21)

Учебник с. 162- 171, перечитать рассказ «Мальчики»

Выбрать для чтения по ролям отрывок и научиться его читать.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!