"Рассказы В.Осеевой. «Просто старушка» Жизнь дана на добрые дела
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
II. Вступление
Сегодня у нас необычайный урок чтения. К нам пришли гости, которые хотят посмотреть на вас. Мы им, конечно, очень рады. А еще мы очень рады встрече друг с другом. Повернитесь друг к другу: поделитесь своей радостью, чтобы от ваших улыбок в классе стало так тепло, уютно и светло.
Звучит музыкальная заставка.
Учитель: - Что это?
Учащиеся: – Это позывные сигналы телепередачи. Сегодня у нас урок необычный. Мы сами попробуем создать телепередачу. А вот какой теме она посвящена- вы узнаете, если ответите на вопрос:- Как вы думаете, что общего в этих записях?
«Хорошее» «Кто хозяин?» «Сыновья» «Почему?» «Три товарища» « Лекарство»
«Печенье» «Плохо» «Волшебное слово»
Учитель - Дети - Эти названия рассказов Валентины Александровны Осеевой.
III. Сообщение темы урока.
Учитель - Вы теперь, наверно, сами сумеете сказать, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети - (Продолжим чтение рассказов Осеевой).
Учитель - Да, мы вспомним рассказы автора, узнаем новое о писательнице, и познакомимся с еще одним ее произведением и обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в этом рассказе, а также подумаем как вести себя в подобных ситуациях.
Учитель: - Каждый диктор радио или телевидения должен красиво , а самое главное правильно говорить. Для этого существуют различные упражнения. и так речевая разминка
IV. Проверка домашнего задания. Повторение Пройденного.
Чтение скороговорки.
У Сашки в кармашке шишки да шашки.
- Читаем скороговорку сначала шёпотом, потом губами, затем вслух парами.
- А теперь читаем по рядам
1 ряд читает так, чтобы мы поняли у кого шишки и шашки.
2 ряд – читает делая логическое ударение на том слове, чтобы мы поняли, где лежат шишки и шашки.
3 ряд – Что лежит в кармашке у Сашки?
Рассказ о творчестве В.А.Осеевой
- Наша передача посвящена творчеству Валентины Александровны Осеевой.
- Наши корреспонденты подготовили небольшое сообщение о ее творчестве
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась в Киевском институте искусств. В юные годы мечтала стать актрисой. Но к сожалению, мечта не сбылась. Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
Так В.Осеева говорила о том, почему стала писать.
(аудиозапись)- 33 сек
“Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась:
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала мама.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”.
Это очень помогло ей в жизни. Она написала для нac много коротких рассказов, чтобы и мы задумывались о поступках ,которые совершаем.Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
Заслуги Валентины Александровной Осеевой в воспитании подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Государственную премию. Валентина Александровна. Осеева прожила 67 лет и умерлав1969году.
Учитель: «Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.
-Я думаю, что каждому человеку хотелось бы слышать о себе такие добрые слова. А для этого каждый из нас должен добрым, честным, смелым и благородным.
Чтение мини-сочинений учащихся.
Мы прочитали с вами несколько произведений В. Осеевой, которые не оставили вас равнодушными к этих героям рассказов.
В адрес нашей передачи пришло много писем-отзывов о произведениях Валентины Осеевой.
Темы , затронутые в произведениях В. Осеевой
а) чтение пословицы.( вначале читаем большие буквы, затем- поменьше и маленькие)
воветсжкелрдиывввеоарсеитть (Вежливость открывает все двери.)
- К какому из произведений подходит эта пословица? ( «Волшебное слово»)
-Как звали главного героя? ( Павлик)
- Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал?( Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.)
б) собери поговорку.
почитает, кто, вовек, родителей, тот, погибает, не
(Кто родителей почитает ,тот вовек не погибает.)
ВОВЕК - , ввек, вовеки нареч. от века, до веку, во веки веков; вечно, всевечно, вековечно, всегда, никогда; в продолжение своего века, жизни.
- В каких произведениях Осеевой затронута тема уважения к родным и близким?
( «Сыновья», «Лекарство», «Печенье»)
- Какими растут мальчики в рассказе «Печенье»? ( эгоистами)
- Кто такой – эгоист? ( Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы других)
- Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, черствыми, невнимательными , бездушными?
- Из чего это видно? ( многоточие в конце рассказа)
- В каком из этих рассказов есть герой, которого мы не можем назвать эгоистом?
( «Сыновья»- третий сын)
в) Разгадай анаграмму.
ЖБАРУД (дружба)
– Что такое настоящая дружба? (Ответы детей.)
– Как проверяется она? (Ответы детей.)
– Кого человек в праве назвать своим другом? (Ответы детей.)
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдем, что:
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
– Как вы понимаете:
взаимном доверии – (нет никаких тайн друг от друга);
привязанности – (преданность, симпатия);
общность интересов – (одни и те же интересы).
– Какие рассказы о настоящей дружбе В.Осеевой вы почитали. (“Случай”, “Время”, “Три товарища” и т.д.)
Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В этом человеке появляется зависть. Желание, чтобы “друг” потерпел неудачу, случилась неприятность.
Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
– Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески. (“Синие листья”, “На катке”, “Навестила” и т.д.)
– А как бы вы поступили на его (ее) месте? (Ответы детей.)
Так давайте составим “Законы дружбы”
Не оставляй друга в беде.
Радуйся победам другого.
Бескорыстно заботься о друге.
Не предавай друзей.
г) прочитай пословицу наоборот. ( зеркальном отображении)
ЬТИРОВОГ ОШОРОХ МЕЧ, ЬТИПУТСОП ОШОРОХ ЕШЧУЛ.
(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
АЛЕД ЕЫРБОД АН АНАД ЬНЗИЖ
(Жизнь дана на добрые дела.)
- В каких произведениях затронута тема хороших поступков? ( «Хорошее»)
- Совпадали ли мечты Юры и его поступки?
Тест
1. Почему Юре захотелось сделать хорошее?
Надоело сидеть дома.
Хороший денек. Солнце светит.
Мама сказала
2. Сестренка звала Юру
играть
обедать
гулять
3. Няня попросила Юру
убрать в комнате
убрать посуду
убрать игрушки
4. О чем Трезорка думал и просил Юру?
попить
поесть
поспать
5. Что хорошего в рассказе?
хорошие мысли
поступки мальчика
-Какова главная мысль рассказа. ( Хорошие дела можно делать каждую минуту, неважно кому и когда делать добро)
V. Физкульминутка.
- А сейчас внимательно посмотрите на рисунки, которые развешаны по классу. Найдите среди них иллюстрацию к рассказу, который мы еще не читали. (№4)
3 5 2 1
6
4
VI. Изучение нового материала.
- Как вы думаете о чем пойдет речь в новом произведении?
а) Словарная работа перед чтением.
- Приготовились читать глазками слова, а первый ряд читает вслух, по моей команде, сначала плавно, а затем целым словом
ПО-СКОЛЬ-ЗНУ-ЛАСЬ- ПОСКОЛЬЗНУЛАСЬ
- 1 и 3-ий ряд глазками, а второй вслух
У-ДИ-ВИ-ЛАСЬ - УДИВИЛАСЬ
1 и второй ряд глазками, а третий внимательно вслух
старуха – старушка
- Ребята как вы понимаете смысл слова поскользнулась и удивилась?
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ-. Оступиться на скользком месте, на льду.
УДИВИТЬСЯ - Прийти в удивление, изумиться, поразиться чем-н..
- А что означает слово старуха? А старушка?
старуха . 1) Женщина, достигшая старости. 2) разг. Пожилая жена или старая мать.
старушка разг. 1) Уменьш. к сущ.: старуха. 2) Ласк. к сущ.: старуха. 3) Уничиж. к сущ.: старуха.
- Прочитав слова, можно ли предположить о чем будет идти речь в новом рассказе?
-А теперь откройте учебник на стр.103 и прочитайте заглавие текста
б) первичное чтение.
- Поставьте пальчик на начало текста.
- Я начинаю, а вы внимательно следите.
- Продолжает…..
- Какие эмоции вызвал у вас этот рассказ и почему?
-Оказалось ли наше предложение верным или нет и почему?
- Посмотрите, в задании после текста стоит значок магнитолы. Что это значит?
( радиоспектакль)
- Сегодня в нашей передаче мы поставим радиоспектакль.
в) Самостоятельная работа.
- Прочитай те текст самостоятельно?
-Сколько понадобиться актеров для нашего спектакля?
- Обозначь роли: девочка – Д, мальчик- М, автор – А
г) Пробы на роли
-Каким вы представляете себе мальчика из рассказа?
-Правильно ли он поступил?
- Почему он помог старушке?
- Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал? ( бросился на помощь)
-Кто читает эти слова? ( Автор)
- Расскажите о девочке.
- Как поступила бы девочка, если бы она была одна и увидела старушку?
- Почему девочка задавала такие вопросы?
- Как будем читать слова девочки? ( с удивлением)
- Почему девочка больше ни о чем не спросила?
- О чем она думала? Какие чувства родились в ее душе?
д) чтение диалога
Чтение (без слов автора) претендентами на роли. ( 2-3 пары)
е) Чтение рассказа по ролям.
- Радиоспектакль начинается.
( Дети читают рассказ)
ж) Повтор радиоспектакля.
Подбираю других учеников на роли, и вновь читают. Выбирается саамы лучший спектакль.
VII. Подведение итогов.
- Как вы поступили бы в подобной ситуации?
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься этот рассказ?
- Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того, чтобы стать вежливыми, нужно пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.
- И закончит урок я хочу словами Льва Николаевича Толстого
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
VIII. Домашнее задание
- Молодцы! Вы хорошо потрудились сегодня. Давайте поаплодируем друг другу за работу.
-Запишем домашнее задание.
Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.
Кей-Кавус