СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяетпознакомить детей с творчеством В.Осеевой 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

"Рассказы В.Осеевой. «Просто старушка» Жизнь дана на добрые дела


I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика

вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.


II. Вступление

Сегодня у нас необычайный урок чтения. К нам пришли гости, которые хотят посмотреть на вас. Мы им, конечно, очень рады. А еще мы очень рады встрече друг с другом. Повернитесь друг к другу: поделитесь своей радостью, чтобы от ваших улыбок в классе стало так тепло, уютно и светло.

Звучит музыкальная заставка.

Учитель: - Что это?

Учащиеся: – Это позывные сигналы телепередачи. Сегодня у нас урок необычный. Мы сами попробуем создать телепередачу. А вот какой теме она посвящена- вы узнаете, если ответите на вопрос:- Как вы думаете, что общего в этих записях?


«Хорошее» «Кто хозяин?» «Сыновья» «Почему?» «Три товарища» « Лекарство»
«Печенье» «Плохо» «Волшебное слово»

Учитель - Дети - Эти названия рассказов Валентины Александровны Осеевой.


III. Сообщение темы урока.

Учитель - Вы теперь, наверно, сами сумеете сказать, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети - (Продолжим чтение рассказов Осеевой).

Учитель - Да, мы вспомним рассказы автора, узнаем новое о писательнице, и познакомимся с еще одним ее произведением и обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в этом рассказе, а также подумаем как вести себя в подобных ситуациях.

Учитель: - Каждый диктор радио или телевидения должен красиво , а самое главное правильно говорить. Для этого существуют различные упражнения. и так речевая разминка

IV. Проверка домашнего задания. Повторение Пройденного.


Чтение скороговорки.

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

- Читаем скороговорку сначала шёпотом, потом губами, затем вслух парами.

- А теперь читаем по рядам

1 ряд читает так, чтобы мы поняли у кого шишки и шашки.

2 ряд – читает делая логическое ударение на том слове, чтобы мы поняли, где лежат шишки и шашки.

3 ряд – Что лежит в кармашке у Сашки?

Рассказ о творчестве В.А.Осеевой

- Наша передача посвящена творчеству Валентины Александровны Осеевой.

- Наши корреспонденты подготовили небольшое сообщение о ее творчестве

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась в Киевском институте искусств. В юные годы мечтала стать актрисой. Но к сожалению, мечта не сбылась. Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

Так В.Осеева говорила о том, почему стала писать.

(аудиозапись)- 33 сек

“Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась:

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала мама.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”.

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для нac много коротких рассказов, чтобы и мы задумывались о поступках ,которые совершаем.Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в воспитании подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Государственную премию. Валентина Александровна. Осеева прожила 67 лет и умерлав1969году.

Учитель: «Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.

-Я думаю, что каждому человеку хотелось бы слышать о себе такие добрые слова. А для этого каждый из нас должен добрым, честным, смелым и благородным.

Чтение мини-сочинений учащихся.


Мы прочитали с вами несколько произведений В. Осеевой, которые не оставили вас равнодушными к этих героям рассказов.

В адрес нашей передачи пришло много писем-отзывов о произведениях Валентины Осеевой.

Темы , затронутые в произведениях В. Осеевой


а) чтение пословицы.( вначале читаем большие буквы, затем- поменьше и маленькие)

воветсжкелрдиывввеоарсеитть (Вежливость открывает все двери.)

- К какому из произведений подходит эта пословица? ( «Волшебное слово»)

-Как звали главного героя? ( Павлик)

- Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал?( Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.)


б) собери поговорку.

почитает, кто, вовек, родителей, тот, погибает, не

(Кто родителей почитает ,тот вовек не погибает.)

ВОВЕК - , ввек, вовеки нареч. от века, до веку, во веки веков; вечно, всевечно, вековечно, всегда, никогда; в продолжение своего века, жизни.

- В каких произведениях Осеевой затронута тема уважения к родным и близким?

( «Сыновья», «Лекарство», «Печенье»)

- Какими растут мальчики в рассказе «Печенье»? ( эгоистами)

- Кто такой – эгоист? ( Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы других)

- Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, черствыми, невнимательными , бездушными?

- Из чего это видно? ( многоточие в конце рассказа)

- В каком из этих рассказов есть герой, которого мы не можем назвать эгоистом?

( «Сыновья»- третий сын)

в) Разгадай анаграмму.

ЖБАРУД (дружба)


– Что такое настоящая дружба? (Ответы детей.)

– Как проверяется она? (Ответы детей.)

– Кого человек в праве назвать своим другом? (Ответы детей.)

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый.

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.


Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдем, что:

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Как вы понимаете:

взаимном доверии – (нет никаких тайн друг от друга);

привязанности – (преданность, симпатия);

общность интересов – (одни и те же интересы).


– Какие рассказы о настоящей дружбе В.Осеевой вы почитали. (“Случай”, “Время”, “Три товарища” и т.д.)


Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В этом человеке появляется зависть. Желание, чтобы “друг” потерпел неудачу, случилась неприятность.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.


– Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески. (“Синие листья”, “На катке”, “Навестила” и т.д.)

– А как бы вы поступили на его (ее) месте? (Ответы детей.)

Так давайте составим “Законы дружбы”

  1. Не оставляй друга в беде.

  2. Радуйся победам другого.

  3. Бескорыстно заботься о друге.

  4. Не предавай друзей.


г) прочитай пословицу наоборот. ( зеркальном отображении)

ЬТИРОВОГ ОШОРОХ МЕЧ, ЬТИПУТСОП ОШОРОХ ЕШЧУЛ.

(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)


АЛЕД ЕЫРБОД АН АНАД ЬНЗИЖ

(Жизнь дана на добрые дела.)


- В каких произведениях затронута тема хороших поступков? ( «Хорошее»)

- Совпадали ли мечты Юры и его поступки?

Тест

1. Почему Юре захотелось сделать хорошее?

Надоело сидеть дома.

Хороший денек. Солнце светит.

Мама сказала

2. Сестренка звала Юру

играть

обедать

гулять

3. Няня попросила Юру


убрать в комнате

убрать посуду

убрать игрушки

4. О чем Трезорка думал и просил Юру?

попить

поесть

поспать

5. Что хорошего в рассказе?

хорошие мысли

поступки мальчика

-Какова главная мысль рассказа. ( Хорошие дела можно делать каждую минуту, неважно кому и когда делать добро)

V. Физкульминутка.

- А сейчас внимательно посмотрите на рисунки, которые развешаны по классу. Найдите среди них иллюстрацию к рассказу, который мы еще не читали. (№4)







3 5 2 1



6





4





VI. Изучение нового материала.

- Как вы думаете о чем пойдет речь в новом произведении?


а) Словарная работа перед чтением.

- Приготовились читать глазками слова, а первый ряд читает вслух, по моей команде, сначала плавно, а затем целым словом

ПО-СКОЛЬ-ЗНУ-ЛАСЬ- ПОСКОЛЬЗНУЛАСЬ

- 1 и 3-ий ряд глазками, а второй вслух

У-ДИ-ВИ-ЛАСЬ - УДИВИЛАСЬ

1 и второй ряд глазками, а третий внимательно вслух

старуха – старушка


- Ребята как вы понимаете смысл слова поскользнулась и удивилась?


ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ-. Оступиться на скользком месте, на льду.

УДИВИТЬСЯ - Прийти в удивление, изумиться, поразиться чем-н..


- А что означает слово старуха? А старушка?

старуха . 1) Женщина, достигшая старости. 2) разг. Пожилая жена или старая мать.

старушка разг. 1) Уменьш. к сущ.: старуха. 2) Ласк. к сущ.: старуха. 3) Уничиж. к сущ.: старуха.


- Прочитав слова, можно ли предположить о чем будет идти речь в новом рассказе?

-А теперь откройте учебник на стр.103 и прочитайте заглавие текста


б) первичное чтение.

- Поставьте пальчик на начало текста.

- Я начинаю, а вы внимательно следите.

- Продолжает…..


- Какие эмоции вызвал у вас этот рассказ и почему?

-Оказалось ли наше предложение верным или нет и почему?


- Посмотрите, в задании после текста стоит значок магнитолы. Что это значит?

( радиоспектакль)

- Сегодня в нашей передаче мы поставим радиоспектакль.

в) Самостоятельная работа.

- Прочитай те текст самостоятельно?

-Сколько понадобиться актеров для нашего спектакля?

- Обозначь роли: девочка – Д, мальчик- М, автор – А

г) Пробы на роли

-Каким вы представляете себе мальчика из рассказа?

-Правильно ли он поступил?

- Почему он помог старушке?

- Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал? ( бросился на помощь)
-Кто читает эти слова? ( Автор)

- Расскажите о девочке.

- Как поступила бы девочка, если бы она была одна и увидела старушку?

- Почему девочка задавала такие вопросы?

- Как будем читать слова девочки? ( с удивлением)

- Почему девочка больше ни о чем не спросила?

- О чем она думала? Какие чувства родились в ее душе?

д) чтение диалога
Чтение (без слов автора) претендентами на роли. ( 2-3 пары)

е) Чтение рассказа по ролям.

- Радиоспектакль начинается.

( Дети читают рассказ)

ж) Повтор радиоспектакля.

Подбираю других учеников на роли, и вновь читают. Выбирается саамы лучший спектакль.

VII. Подведение итогов.

- Как вы поступили бы в подобной ситуации?

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься этот рассказ?


- Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того, чтобы стать вежливыми, нужно пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.


- И закончит урок я хочу словами Льва Николаевича Толстого

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.



VIII. Домашнее задание

- Молодцы! Вы хорошо потрудились сегодня. Давайте поаплодируем друг другу за работу.

-Запишем домашнее задание.




Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.

Кей-Кавус



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!