Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Придумано кем - то просто и мудро При встрече здороваться: доброе утро! Доброе утро - солнцу и птицам. Доброе утро - улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! Девиз урока: С малой удачи начинается большой успех. На столе у вас смайлики самооценки в них вы отмечаете свой успех на каждом этапе урока. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л-понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II.Актуализация опорных знаний |
1. Устный счёт | Сравни, не вычисляя: 412 ∙26…26∙412 370 ∙ 54… 360 ∙ 54 24 ∙523 … 523 ∙ (3х9) 218 ∙(10+8) … 80 ∙ 218 | Объясняют свой выбор знака. | П- фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково- символической форме (на моделях); проводят несложные обобщения и используют математические знания в расширенной области применения К- обмениваются мнениями, уважают мнение других. Л-осознают свои возможности в учении, связывают успехи с трудолюбием. |
2. Работа над задачами 3. Задания на смекалку. | 1. Кит весит 150 т, а масса слона составляет одну тридцатую часть его массы. Сколько весит слон? 2. Мальчик прочитал 60 страниц, что составило одну пятую часть всех страниц книги. Сколько страниц в книге? 3. Средняя продолжительность жизни человека 72 года. Одну четвертую часть своей жизни он растет. До какого возраста растет человек? 4. Человек спит одну третью часть суток. Сколько часов спит человек? 5. Рабочий изготовил за день 200 деталей. Это составляет одну пятую часть всех деталей, которые нужно изготовить за рабочую неделю. Какова недельная норма рабочего? Сделай вывод: каким действием мы находим часть числа?_______ А какое действие мы использовали, чтобы найти число по его части?_____________ Во сколько раз наименьшее четырехзначное число больше наименьшего двузначного? - Как узнать, во ск-ко раз одно число больше или меньше другого? На сколько наибольшее трехзначное число меньше наименьшего четырехзначного? - Как узнать, на ск-ко одно число больше или меньше другого? Оцените свою работу. | -
150:30 х1 =(5т.) -
60 ∙5:1 = 300 (с.) -
72 :4х1 =18(л.) -
24 :3 х1=8 (ч.) -
200 ∙ 5:1 = 1000 (д.) Делением. Умножением. В 100раз. На 1. |
III.Самоопределение к деятельности. |
Определение темы и цели урока. | Проблема. Сравни выражения: 1764:6 1764:36 -Чем отличаются данные выражения? - Давайте найдем значения этих выражений. - Теперь давайте попробуем найти значение второго выражения. -Все ли значения выражений вам легко было найти? -Какое выражение вызвало затруднение? -Что для этого нужно знать? -Как вы думаете, какова же тема нашего урока? -Сформулируйте, пожалуйста, задачи нашего урока. А сейчас мы поработаем с вами в группах. - Прежде чем приступить к работе в группах, мы вспомним и повторим правила работы в группах. 1группа – Вспомните компоненты деления. 2группа – Вспомните алгоритм деления на однозначное число. 3группа – На стр. 59 посмотрите алгоритм деления на двузначное число и дополните его пунктом, которого не хватает. 4 группа - Составьте алгоритм деления на двузначное число. - Итак, чья же группа уже готова. - Теперь давайте проверим правильность ваших ответов. - Итак, 4группа составила алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. -Это и будет являться эталоном деления многозначных чисел на двузначное. - А что такое эталон, по - вашему? /Образец./ Оцените свою работу на этом этапе. | 1 выражение решает один ученик у доски. 2 ученик решает второе выражение. Алгоритм/ Порядок выполнения действия деления/. Определяют тему, цель урока под руководством учителя. (Тема нашего урока – деление многозначных чисел на двузначное). ЗАДАЧИ: Составить алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и научиться работать по этому алгоритму. Повторяют правила работы в группах. Работают в группах. Показ слайдов. 1)Делимое, делитель, значение частного. 2)Находим первое неполное делимое, определяем количество цифр в частном, делим делимое на делитель, умножаем полученный результат на делитель, вычитаем и находим остаток от деления, сравниваем остаток с делителем, образуем второе неполное делимое… 3) Не хватает записи: определить количество цифр в значении частного, подобрать пробную цифру в частном. 4) Находим первое неполное делимое, определяем количество цифр в частном, делим делимое на делитель, умножаем полученный результат на делитель, вычитаем и находим остаток от деления, сравниваем остаток с делителем, образуем второе неполное делимое… | Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Индивидуальный подход Слабоуспевающие /Сильные ученики Самопроверка Распечатать на доску эталон алгоритма. |
IV.Открытие нового знания. |
1.Ознакомле-ние с новым приёмом. | Откройте, пожалуйста, учебник на стр.59 и объясните решение выражений с опорой на эталон деления. 828:36 и 4725:63 | Выполняют объяснение решения по эталону(устно). | П- понимают базовые межпредметные и предметные понятия; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий поискового характера; используют знаково- символические средства представления информации для решения учебно- познавательных задач. Р- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают пропущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К- обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; умеют слушать и вести диалог; формулируют и аргументируют своё мнение; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему; используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Л-осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; понимают важность и необходимость знаний в жизни человека. |
V.Первичное закрепление |
1.Работа по учебнику. № 219 2. Физминутка. | Выполните деление с подробным объяснением. Оцените свою работу. Организует проведение физминутки на основе комплекса общеразвивающих упражнений для верхней части туловища. | Выполняют упражнения: первый столбик – коллективно с комментированием у доски, второй – самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Самооценка. 768 :24 =32 4088:73 = 56 2688:32 =84 3392 :53 =64 Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали. А потом мы улыбнулись, Выше, выше потянулись. Сели – встали, сели – встали, За минуту сил набрались. Плечи ваши распрямите, поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь. И за парту вновь садитесь. | П- осознанно и произвольно строят речевые высказывания, Р-принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют учебные действия, используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, К- проявляют готовность слушать, Л-осознают свои возможности в учении, имеют установку на здоровый образ жизни. |
VI.Практическая деятельность |
Работа в группах. Задача №222 | - Работаем в группах. -Решаем задачу на стр.59 № 222. Группа, выполнившая работу – записывает условие и решение на доске. Оцените свою работу на этом этапе. | Прочитать задачу и записать условие на доске. Решаем в группах. Решение: 1)52 – 47 = 5 (ул.)- больше на первой пасеке 2)350:5=70(кг)-меда собирается с одного улья 3)79∙47 =3290 (кг) – меда собрали с первой пасеки; 4)70 ∙ 52 = 3640 (кг) – меда собрали со второй пасеки Ответ: с первой пасеки собрали 3290 кг меда, а со второй – 3640 кг меда. | П- проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов; выстраивают логическую цепь рассуждений и доказательств; используют математические термины, символы, знаки. Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Л- осуществляют смыслообразование, осознают ответственность за общее дело; проявляют интерес к предмету |
Самостоятельная работа | Самостоятельно найдите значения выражений и расшифруйте слово. 3416:56=61 798:57=14 1368:19=72 1215:27=45 897:39=23 648:36= 18 1152:64=18 14 18 23 18 45 61 72 М О Л О Д Ц Ы Оцените свою работу на этом этапе. | Выполняет каждый учащийся. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНО Задача № 220 | -Прочитайте задачу. - Как кратко записать условие задачи? -Можно ли сразу узнать, на сколько больше доставлено тонн извести, чем цемента? Почему? Что можно найти в первом действии? Во втором? Сколько действий в задаче? Самопроверка. Оцените свою работу. | После чтения задачи записывают краткое условие задачи. Заполнение данных выполняют в парах. После анализа записывают решение самостоятельно. Поверяют решение по слайду. 1)3360 :10х1 = 336 (т.)- привезли извести; 2) 3360 :12х1 = 280 (т.) - привезли цемента; 3) 336 – 280 =56 (т.) Ответ: извести привезли на 56 т больше, чем цемента. | П- проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов; выстраивают логическую цепь рассуждений и доказательств; используют математические термины, символы, знаки. Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме. Л- осуществляют смыслообразование, осознают ответственность за общее дело; проявляют интерес к предмету. |
VII.Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Рефлексия Выставление оценок. | - Вернёмся к девизу нашего урока: С малой удачи начинается большой успех. - Какова была тема урока? -Выполнили поставленные задачи? - Давайте оценим себя и работу каждой группы. - Кто хочет высказать свое мнение? - Так как вы сегодня работали в группах, то я оцениваю тоже работу вашей группы… | Отвечают на вопросы Каждая группа оценивает работу другой группы. | П- ориентируются в своей системе знаний- отличают новое от уже известного. Р- оценивают собственную деятельность на уроке Л- проявляют интерес к предмету |
VIII.Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению. | Поясняет задания для домашней работы. Повторить алгоритм деления на двузначное число. - Благодарю вас за хорошую работу. | Задают уточняющие вопросы | Р- принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её выполнения. |