Методическая разработка урока математики
Бессонова Людмила Павловна
Михайловский филиал МБОУ «Щекинская СОШ»
Рыльский район Курская область
Тема урока: Умножение и деление на многозначные числа.
Тип урока: урок-закрепление знаний, умений, навыков.
Класс: 4 класс
Форма урока: урок-квест, посвящённый Великой Победе.
Цель: создать условия для закрепления приемов письменного умножения и деления на многозначные числа.
Задачи урока:
Совершенствовать вычислительные навыки.
2. Закреплять приемы письменного умножения и деления на многозначные числа, умение решать задачи.
3. Развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач, логическое мышление, смекалку.
4. Воспитывать у учащихся патриотические качества, любовь к своей стране на примере подвигов во время Великой Отечественной войны.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, работа в парах, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.
Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа, творческий.
Педагогические технологии: технология сотрудничества, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
– Закрепить приемы письменного умножения и деления, умение решать задачи.
Регулятивные:
– Развить логическое мышление и умение, творчески подходить к решению задач.
– Совершенствовать устный и письменный вычислительный навыки и умение решать задачи.
Коммуникативные:
– Сотрудничество детей.
Личностные:
– Умение работать в паре.
– Слушать своего товарища.
– Быть внимательным друг к другу.
Оборудование: листки самооценки, карточки с заданиями, карточки для составления кластера, слайдовая презентация, музыкальное сопровождение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
– Здравствуйте. Я рада видеть всех вас на уроке математики. Для успешной работы нам сегодня понадобятся:
– внимательные глаза,
– чуткие уши,
– ловкие руки,
– сообразительные головы.
И, конечно же, хорошее настроение!
Желаю вам успехов в работе на уроке!
II. Актуализация знаний.
Устный счёт.
1. Работа с числовым рядом.
На доске записаны числа в две группы.
– Назовите числа.
– Что вы о них знаете?
– Назовите четные числа. Нечетные.
– Прочитав числа первой группы в порядке возрастания, а числа второй группы в порядке убывания, вы сможете прочесть выражение, связанное с темой нашего урока.
56 23 78 41 38 27 49 64 75 89
Н Д Ь Е Д Ы Е Б О П
При чтении чисел дети получают: День Победы.
III. Сообщение темы урока.
– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок математики? (Высказывания детей)
– Совершенно верно. Сегодня наш урок будет посвящён 74-ой годовщине Победы нашей страны над Германией. Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива в сердцах живущих ветеранов, тех, кто ковал Победу в тылу, кто выстоял и выжил в это лихолетье! Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы почувствовали дыхание той Великой войны.
На фоне песни «Священная война» звучит стихотворение
«На миг представь себя ты среди них,
Средь тех, кто вырывал окопы.
Кто слышал, что свист пуль ещё не стих,
А руки в кровь… И шли, солдатов роты.
А в тех строях все милые такие
Отцы, родные братья, сыновья…
И прикрывали грудью всю Россию,
Отечество обороняя для тебя!
И шли они тогда навстречу смерти,
Оставив страх - пусть замирает кровь.
И дома ждут, ну, хоть какой-то вести!
И нет оружия сильнее чем любовь:
Любовь жены, что ждёт и верит, что дождётся,
Любовь детей, уж плохо помнящих отца,
И материнская любовь слезой прольётся,
Родные молят о защитниках-борцах!
Уж много лет минуло после той войны кровавой,
Но, призываю, связь не утеряй!
И положи на памятник цветок ты алый,
И о цене Победы знай, не забывай!»
IV. Самостоятельная работа. Прохождение этапов квеста.
– Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и по долгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины. Решая примеры и задачи по пройденной теме «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление» мы узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о некоторых фактах и событиях времен ВОВ,
Урок пройдет в форме квест-игры. К очередному заданию можно приступать только после решения предыдущего. Каждое задание оценивается в листке оценивания. По мере прохождения этапов квеста мы будем составлять на доске кластер «Памятные даты ВОВ».
1. Произведите вычисления (устно)
1 274 х (1 000 - 999): 1 274 = 1
(900 х 9 : 10): 90 = 9
16 х (100 - 99):4 = 4
(675 х8 – 675 х7): 675 = 1
– Какое число получилось? Что можете сказать об этой дате? (22 июня 1941 года началась ВОВ) На доске появляется 1-я табличка кластера.
– 1 418 дней и ночей беспрерывного народного подвига, 1 418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
2. Решите примеры на порядок действий.
- Сколько лет длилась ВОВ? (Ответы учащихся)
- А сколько это дней узнаете, решив пример:
439 178 – 228 608 : 376 х 720 =
228 608:376=608
608 х 720 = 437 760 3) 439 178 – 437 760 = 1 418
На доске появляется 2-я табличка кластера.
– 1 418 дней и ночей беспрерывного народного подвига, 1 418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
– Можно назвать всех, кто участвовал в боях ВОВ назвать героями?
– Почему?
– Что вы понимаете под словосочетанием город – герой? Почему его так назвали?
– Какие вы знаете города-герои? (Брестская крепость, Киев, Керчь, Минск, Москва, Тула,
С-Петербург (Ленинград), Волгоград (Сталинград), Мурманск, Смоленск, Одесса, Новороссийск)
– Каждый из этих городов видел ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников. Сегодня мы поговорим о некоторых из них.
3. Установите закономерности.
- В 4 часа утра 22 июня фашисты бомбили пограничную крепость. Узнать название этой крепости нам поможет задание.
Выясните закономерности, расположите ответы в порядке возрастания. Пользуясь ключом, прочтите название города.
2,3,6,7,10,11,…,…
1,2,4,8,16,…
16,12,15,11,14,…,…
Ключ: 14-е, 15-с, 32-т, 10-Б, 13-р Ответ - Брест. (Брестская крепость)
3-я табличка кластера
– Оборона Брестской крепости в июне-июле 1941 года – это подвиг наших воинов, ценой жизни задержавших наступление врага. На предложение сдаться защитники крепости вывесили на одной из стен кусок полотна, где кровью было выведено: «Все умрём за Родину, но не сдадимся!». Большинство защитников Брестской крепости погибло.
4. Решите выражение
– Немецкое командование разработало план по уничтожению города Москвы. Они считали, что падение Москвы будет означать победу над Россией. В боях за Москву люди совершали подвиги. «Велика Россия, а отступать нам некуда! За нами Москва!» – с такими словами солдаты погибали, но не пропускали врага к Москве.
– В каком году произошла битва за Москву вы узнаете, правильно записав и решив выражение:
Разность чисел 8142 и 7495 увеличить в 3 раза.
(8142 – 7495) х 3 = 1941 (4-я табличка кластера)
– В декабре 1941 г. враг был отброшен от Москвы. Разгром немцев под Москвой был первым крупным поражением Германии.
Физкультминутка:
Аты-баты, аты-баты,
Мы шагаем как солдаты,
К верху руки поднимаем,
Сильными мы стать мечтаем,
Поглядим по сторонам (Руки в стороны, повороты туловища)
Не крадется ли враг к нам?
Улыбнуться еще нужно,
И на место сядем дружно.
5. Решите уравнения (устно).
- Решите уравнения и сложив ответы, вы узнаете, какой город находился долгое время в блокаде.
42+х=250 Москва-292
х:8=12 Ленинград-400
19*х=76 Киев-520
х-20=72
Ответ: 4+96+208+92=400 (5-я табличка кластера)
– В 1941году город Ленинград был окружён и взят фашистами в блокадное кольцо. Жители Ленинграда остались без продовольствия, электричества, не работал водопровод, не было отопления в холодную зиму 1942 года. Фашисты надеялись, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город. Но Ленинград не сдался.
6. Решение задач.
Задача № 1 – Сколько дней длилась блокада, если известно, что 100 дней город жил без воздушной тревоги, что составляет девятую часть всего срока блокады.
(Ответ: 100х9=900 дней продолжалась блокада Ленинграда.)
Задача № 2 – Жители блокадного Ленинграда получали в день на человека маленький кусочек хлеба. Подсчитав, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг, вы узнаете массу блокадного кусочка хлеба.
1 кг = 1000 г
1000:8=125 (г.)
– Как сейчас называется город Ленинград?
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой
– Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.
Задача № 3 – Началом Сталинградской битвы, её первым днём принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём, считается 2 февраля 1943 года. Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?
Решение: июль 1942 года - 14 дней
август - 31
сентябрь - 30
октябрь - 31
ноябрь - 30
декабрь - 31
январь 1943года - 31день
февраль - 2
Всего - 200 дней. (6-я табличка кластера)
– Да, перевес сил был на стороне противника. И всё же германская армия под командованием генерала-фельдмаршала Паулюса была разгромлена, что потрясло Германию. Сталинградская битва окончательно разрушила миф о непобедимости армии Гитлера.
– Лето 1943 года. Одной из ярких страниц бессмертной летописи Великой Отечественной войны является битва на Курской дуге. По количеству войск и боевой техники, по ожесточению и напряжению она не имела себе равных в истории этой войны.
Задача (устно).
Битва на Курской дуге продолжалась с 5 июля по 23 августа 1943 года. Сколько дней продолжалась битва?
Ответ: 50 дней. (7-я табличка кластера)
7. Задачи на движение.
Задача № 1 Танк Т-34, выехав из Курска к Прохоровке со скоростью 50 км/ч, добрался до места сражения за 3 часа. Какое расстояние преодолел танк?
Задача № 2 С двух аэродромов, расстояние между которыми было 3540 км, навстречу друг другу одновременно вылетели два самолета. Через 4 часа они встретились, и между ними завязался воздушный бой. Найди скорость второго самолета, если скорость первого была равна 430 км/ч.
V. Итог урока.
(Учитель говорит под музыку)
– Более 30 миллионов советских людей погибли в эти страшные годы. Каждый год 9 мая мы чтим всех погибших минутой молчания. Если каждому погибшему посвятить минуту молчания, тогда население Земли будет молчать 30 лет.
– Ребята, давайте почтим минутой молчания всех погибших в годы Великой Отечественной войны.
(Минута молчания)
VI. Рефлексия.
– Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?
– Что на вас больше всего произвело впечатление?
– Какие цифры поразили?
Выставление оценок за работу по листкам самооценки.
VII. Домашнее задание.
– Ребята, посмотрите внимательно на кластер. Таблички с каким событием там нет? (9 Мая)
– Я предлагаю вам дома узнать интересные цифры и факты из истории Дня Победы и составить задачу или примеры.
– Мне бы хотелось закончить наш урок стихотворением о мирной и счастливой жизни.
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.