Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Виртуальная образовательная среда МУ – www.moi-uni.ru
Тема урока: Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Базовый учебник: М.И. Моро и др. «Математика. 4 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2014. – Школа России.
Организационный блок |
Планируемые результаты урока |
| Движение, величина, единицы длины, скорость, время, расстояние. | |
| Учащиеся научатся: • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия); • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. Учащиеся получат возможность научиться: • находить разные способы решения задачи. | |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия | |
Инструкции и пояснения | Правила работы в группе: --каждый-- может высказать свою версию решения, --один--говорит, а --все-- слушают, --каждая-- версия обсуждается в группе, В группе согласуется --общее—решение. | |
| | |
| Работа в парах (как сидят за партами); Работа в группах (формируются из пар, сидящих на соседних партах) | |
| Учитель напоминает в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися) : - внимание; - собранность; - дисциплина и самодисциплина; - уважительное отношение друг к другу; - не мешать другим ; - соблюдение регламента работы. | |
Мотивационный блок |
Расположите ответы в порядке убывания | 95:19 (е) 57: 3 (ж) 91: 7 ( н) 78: 13 ( и) 19*4 ( в) 25*3 (и) 12* 7 (д) 64:4 (е) | -Что такое движение? |
Какая величина лишняя? | 18009м, 6027дм, 4078кг, 5407км, 3080см | - Объясните почему? -Расставьте в порядке возрастания. |
Информационный блок. |
Устные источники | Устный счет | |
| |
| |
Письменные источники | Задания из презентации | 1.- Продолжите закономерность. 3ч 240 мин 5ч 360 мин - С какими величинами мы сейчас работали? 2. Вычисли: 3дм +5 см 150км : 3ч 38сек – 19 сек 6м4см * 3 18м : 20сек 8 мин12сек+48сек - Всё ли у вас получилось? (нет, 2 выражения вызывают затруднение) |
Задания учебника | |
Графические источники (схемы, диаграммы) | | |
Электронные источники | Презентация к уроку | |
Источники информации для учащихся подбирает учитель | Совместная работа учитель-ученик | |
Аналитический (практический) блок. |
Устная работа | Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. |
Письменная работа | Обсуждение, анализ, синтез, частично-поисковая деятельность, решение задач. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в образовательном процессе. |
Оценочный блок. |
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) |
Взаимооценка |
Рефлексивный. |
Упражнение ”Незаконченное предложение” | Закончите предложение | Выявление отношения обучающихся к прошедшему уроку |
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
1 | Организационный момент | Подготовка учащихся к уроку | Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Наш девиз: НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД Сегодня работаем в парах и в группах. Вспомним правила работы в парах. ( Прислу-шиваться к мнению соседа, помогать друг другу, взаимопроверка) | Ф | Приветствие учителя, настрой на урок | Подготовиться к уроку, выполнять требования учителя | 1 мин | Личностные: самоопределение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Проверка домашнего задания | | Организует устную работу по разбору задач, анализу и обобщению их решений | П | Работая в парах, ученики задают один другому вопросы по домашнему заданию | Домашнее задание | 3 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: анализ и обобщение на основе представлений о решении задач |
3 | Актуализация опорных знаний | Самоопределение к деятельности. Математическая разминка | Организует устный счет | Ф | - Ученики записывают примеры и располагают ответы у себя в рабочих тетрадях | 1.Расположите ответы в порядке убывания : 95:19 (е) 57: 3(ж) 91: 7( н) 78: 13 ( и) 19*4( в) 25*3 (и) 12*7(д) 64:4 (е) - Прочитайте, что у вас получилось? (движение)
2. 18009м 6027дм 4078кг 5407км 3080см -Какая величина лишняя? Объясните почему? -Расставьте их в порядке возрастания. | 6 | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Формируются личностные УУД. |
4 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Постановка проблемы | Подводит учащихся к цели учебно-познавательной деятельности | Г | До этого момента дети работали в парах, переходим к работе в группах. Дети, сидящие на нечётных партах поворачиваются на соседние парты. | - Продолжите закономерность: 3ч 240 мин, 5ч 360 мин… Вычисли: 3дм +5 см 150км : 3ч 38сек – 19 сек 6м4см * 3 18м : 20сек 8мин12сек+48сек - Всё ли у вас получилось? | 5 | Познавательные: формулирование проблемы Регулятивные: самооценка выполненного устного счёта |
На этапе актуализации идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются регулятивные УУД. |
5 | Открытие учащимися новых знаний | Создание алгоритма нахождения скорости движения | Организует процесс работы над условием задачи (предлагает задать вопросы) Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Предлагает ответить на вопросы | Ф | Учащиеся формулируют вопросы 1.анализ задачи (расчленение задачи на условия и вопрос, выделение в условиях объектов и их характеристик); 2.схематическая запись задачи (в виде таблицы) 3.запись решения и ответ уч-ся в тетрадь | Решение задачи в учебнике
| 8 | Коммуникативные: Слышать, слушать и понимать товарища и учителя, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя Регулятивные: Управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планировать, контролировать, корректировать свои действия. |
На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание .Происходит открытие нового знания. Формируются познавательные УУД. Учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Формируются коммуникативные УУД. |
| Физминутка | релаксация | | | | | 5 | |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Диагностика понимания | Организует деятельность по применению новых знаний | И-Г | анализ задачи ,запись решения и ответ уч-ся в тетрадь | - С чем связано понятие скорости? - В чём измерим скорость? - Посмотрите на различные летающие объекты. - Что общего между ними? - На какие две группы можно разделить эти объекты? - Соотнесите объект с его скоростью. - С движением мы сталкиваемся на дорогах. Двигаемся мы, двигаются машины. Решим задачу. Ширина проезжей части дороги 18 метров. Зелёный сигнал светофора горит 20с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации? - Как найти скорость? -Что же надо сделать? - Можно ли число сделать большим, не меняя величину? 90 см /с - это примерно два детских шага. Попробуем сделать. Это большая скорость движения для вас. Запомни: переходи улицу по переходу. Разговаривать с друзьями или играть во время движения по «зебре» опасно, у светофора ограниченное время ! | 7 | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера |
На данном этапе формируются познавательные УУД: использовать полученную информацию в деятельности, развитие мыслительных операций, решать задания по аналогии, используя алгоритм действий. |
7 | Контроль. Отработка действий по алгоритму | Организует рефлексию. | Организует самостоятельную работу, затем проверку. Обращает внимание, что 1 задача решается двумя способами. | И | Самостоятельная работа. (решение задачи-1 по выбору) | Теперь вы знаете, как находить скорость движения. - Задачу № 1 выбирают те, кто хорошо сегодня разобрался и хочет попробовать решить более сложную задачу. Трактор за 6 часов проезжает 240км, а машина это же расстояние за 3 часа. Во сколько раз скорость машины больше скорости трактора? - Задачу № 2 выбирают те, кто хорошо разобрался в скорости движения. Заяц, когда ему угрожает опасность пробегает за 6 секунд 72 м, а мышь бежит со скоростью 2 м/сек. Кто из них бежит быстрее и насколько? - Задачу № 3 решают те, кто чувствует, что ещё не совсем понял тему, но хочет попробовать. Улитка проползла 100 см за 2 минуты. Найди скорость. Проверка .Обратить внимание, что 1 задача решается двумя способами. | 5 | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Слышать, слушать и понимать товарища и учителя |
На данном этапе предлагаются не только задания, при решении которых используется новый алгоритм, но и выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным. Выполняются универсальные логические действия: анализ, синтез. Дети учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации. Формируются познавательные УУД. |
8 | Рефлексия деятельности. Итог урока. | Дифференциация | Организует работу уч-ся | Ф | Отвечают на вопросы. Составляют задачу соседу. | Вернёмся к выражениям, которые не могли решить в начале урока. Теперь вы с ними справитесь? - Что мы узнаём в результате? – Какие вопросы мы поставили в начале нашего урока? – Что такое скорость? - В каких единица измеряется скорость.? Как найти скорость? – Где в жизни мы чаще всего встречаемся со скоростью? – Хочется напомнить, что дорога очень опасна, необходимо соблюдать правила дорожного движения. – Домашнее задание будет творческого характера: составьте задачу для своего соседа по парте на нахождение скорости. – Всем спасибо за работу. | 5 | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Регулятивные: оценка, самооценка |
В диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы все, осознание своей УД. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Регулятивные УУД. |