СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира с применением технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира 2 класс с применением технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира с применением технологии развития критического мышления»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ

«В ГОСТИ К ЗИМЕ»

Автор: Власова Марина Леонидовна, учитель начальных классов

Место работы: МБОУ Октябрьская оош

Предметная область: Окружающий мир

Участники (возраст, класс): 8-9 лет, 2 класс

Тема. В гости к зиме.

Цель: Сформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

Задачи: Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. Формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска необходимой информации из разных источников, умение анализировать и обобщать.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

  • Фишки с номерами 1-5.

  • Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (приложение 1, 2)

  • Снежинки синего, голубого и белого цвета у каждого ученика.

Ход урока:


Посмотрите – ка на нас

Вот какой хороший класс

Приготовились учиться

Ни минутки не лениться

Не стучать, не отвлекаться

А стараться и стараться!



Самоопределение к деятельности— Начинаем урок окружающий мир

Давайте прочитаем девиз нашего урока хором:

Окружающий нас мир 
Интересно познавать. 
Его тайны и загадки 
Мы готовы разгадать. 

-А зачем мы ребята познаём окружающий мир, его тайны и загадки? Для чего? ( уметь защитить и беречь природу. вовремя помочь растениям и животным находящимся в опасности)
— Но чтобы приступить к познанию окружающего мира, мы должны проверить готовность к уроку. На столах у вас лежат: рабочая тетрадь, конверты с заданиями, цветные карандаши. Всё готово? На нашем уроке сегодня будут присутствовать гости. Давайте поприветствуем их (здороваются), улыбнемся друг другу и начнём работать.

Формулирование темы и цели урока.

Давайте посмотрим Видеофрагмент – он подскажет вам тему нашего урока.

Просмотр видеофрагмента. Зимушка-Зима.

- Какое название вы бы придумали для этого видеоролика?

- Кто догадался о чём мы будем говорить на уроке? О зиме. (Ответы учащихся).

-А для того чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке мы составим с вами Дерево предсказаний.

1. Ствол дерева- это тема урока: « В гости к зиме ».

- На прошлом уроке мы уже ходили в гости к зиме. Мы были на экскурсии в зимнем парке.

-Что мы обсуждали на экскурсии? о растениях, о признаках зимы, изменениях в природе.

-А о чём же ещё мы не поговорили? о животных

2. Ветви дерева – это наши предположения о чём может пойти речь на уроке.

- Предлагаю вам высказать идеи, о чём мы можем поговорить, какие вопросы будем обсуждать по данной теме? Используйте слова возможно, вероятно мы будем говорить… зверях , птицах

- Листочки дерева- чем питаются, где прячутся от мороза, выводят ли потомство, как выглядят.

-Все ли согласны с этими идеями?

Цель нашего урока повторить признаками зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Дерево предсказаний- это будет план нашего урока. Всё ли вас устраивает в данном плане или кто-то желает внести коррективы?

1. Зима и признаки её наступления

  1. Актуализация опорных знаний.

- Как мы узнали что наступила зима?(похолодание, снежный покров, реки покрыты снегом, дни короче ночей, небо покрыто облаками)

- С чем связаны произошедшие изменения в природе?(солнце стало ниже)

- Какие зимние явления мы можем наблюдать в это время года?(иней, снегопад, изморозь, оттепель - появление сосулек)

-Давайте вспомним признаки зимы в неживой природе. У каждого из вас на парте лежит карточка. Вы должны обвести кружком номера с правильными ответами.

I вариант.

1.Солнце стоит высоко над горизонтом.

2. Солнце стоит низко над горизонтом.

3. Температура воздуха ниже 0°.

4. Осадки в виде дождя.

5.  Температура воздуха выше 0°.    

6. Осадки в виде снега.

7. Промерзла почва.

8. Почва теплая.

II вариант.

1. Небо голубое.

2. Небо бледно-голубое или серое.

3. Дни короткие и длинные ночи.

4. День длиннее ночи.

5. Вода в водоемах теплая.

6. Замерзают водоемы.

7. Почва раскисла, грязь.

8. Почва покрыта снегом.     

Проверка – дети читают по одному признаку зимы.


- Что изменилось в нашей  жизни с приходом зимы? Давайте поиграем!

- Хором отвечайте мне только «да»  или «нет»!

Мы стали теплей одеваться?
Пошли мы на речку купаться?
На лыжах идём мы кататься?
Цветами в лесу любоваться?
Мы настежь окно открываем? 
А дом мы с тобой утепляем?
Мы шубку скорей одеваем?
А Новый год дружно встречаем?



-Молодцы! Справились с заданием.

-Приём « Лови ошибку»


Предлагаю текст следующего содержания: “Пришла зима. Температура воздуха всегда выше нуля. Зима – самое тёплое время года. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, дождь, изморозь, вьюгу. Все лиственные деревья стоят в зелёном наряде. На многих деревьях сохраняются плоды. Зима – лёгкий период в жизни растений и животных.

- Выша задача- найти в тексте ошибки исправить их.



  1. Целеполагание урока.

- Об изменениях в какой природе мы сейчас проговорили?(в неживой природе)

- А как вы думаете, изменения в неживой природе зимой отразятся на живой природе?(Да, жизнь растений и животных тоже меняется зимой).

III. Работа над новым материалом

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью диких животных. Вы узнаете как они выглядят, чем питаются.

-Ребята приготовили сообщения о некоторых животных.

- Вы внимательно слушаете, а за тем отвечаете по плану:

1. Мы узнали о ______________________

2. Нам удалось выяснить, что _______________________

3. Оказывается, __________________________

4. Меня удивило что_____________________

Зима. Посмотрите-ка какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса). (на экране картинка лисы)

- Чем вам нравится лиса? Какого цвета у нее шерстка? Какой хвост, уши, лапы?

(выходит ученица в костюме лисы и рассказывает о ней)

Лиса

Густая пушистая шерсть охра­няет ее от самых сильных холодов. На лапах у лисы к зиме появляется густая шерсть. Лиса будто бы в валенках, и лапы ее не мерзнут. И все же зимой лисе трудно прокормиться. Низко опустив голову, бежит она по снегу, прислушиваясь, не запищит ли под снегом мышь. Услышав писк, лиса разрывает снег и хватает добычу.

Учитель. Что нового вы узнали о лисе из рассказа?

Зима. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.(Лось) (на экране картинка лось)

Учитель. Лось — крупный зверь. Питается растительной пищей (листья, водо­росли, грибы). Зимой ест ветки, кору и даже хвою. Длинные ноги легко несут его по снегу, а раздвоенные копыта не позволяют глубоко провали­ваться в болотистых местах и снегу.

Лось легко проходит через кустарники и ветки. Грубая шерсть спа­сает от царапин и ран. Цвет шерсти (серо-коричневый) зимой не изме­няется и хорошо скрывает его в тени или чаще леса. Зимой отрастает теплый подшерсток. Лось очень сильный зверь; настигнутый волками. отбивается рогами и передними копытами.

- Что Вы узнали интересного о лосе?

Молодцы, ребята!

Учитель. А теперь немножко отдохнем и споём песенку.

2.Физкульминутка (имитация движений).

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.


Раз — согнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.


Зима. Ребята, а знаете ли вы, как зимует белка? (на экране картинка белки). (выходит ученица в костюме белки и рассказывает о ней).

У зверька светлеет окраска -из рыжеватой становится серой— белка меняет шерсть на более теплую, зимнюю. Пищей белке служат летние запасы, семена шишек хвойных растений. Сильные морозы белка пережида­ет в гнезде или дупле.

Учитель. Для чего у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикар­ный хвост? (продолжает рассказывать ученица).

Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не дает белке кувыркаться в полете или прыжках с дерева на дерево; хвост у белки своеобразный «руль» и «парашют».

Учитель. А как зимует волк? (выходит ученик в костюме волка и рассказывает о нем).

Зимой волки собираются в стаю —так легче охотиться. Зверь очень умен. Волки ходят по снегу след в след. Зимой голод делает волка более смелым, и он заходит по ночам в деревни, ворует до­машних животных.


Учитель. Почему медведь, еж на зиму засыпают? (Те животные, ко­торые зимой не могут найти пищу, осенью впадают в спячку (лягушки, щерицы, змеи и т. д.). С осени спит в глубокой норе барсук, хомяк, дремлет и берлоге медведь. (на экране картинки барсука, медведя, ежа).

Игра « Засели животных в домики» работа в паре. Проверка.



Тест «Природа зимой» на слайдах.

Поляна «Народной мудрости».

-Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?

Зимний денёк с комариный носок.

Хороший снежок урожай сбережёт.

В зимний холод всякий молод.

Снегу надует – хлеба прибудет.

Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.

Мороз велик, да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Новый год – к весне поворот.

Береги нос в большой мороз.

Синквейн Зима. Памятка «Правила написания синквейнов».

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

  4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.

  5. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Схема: Пример синквейна:

Существительное. Зима.

Прилагательное, прилагательное. Холодная, снежная.

Глагол, глагол, глагол. Замораживает, веселит, искрится.

Предложение - отношение к теме. Я очень люблю зиму.

Синоним к первой строке. Снежно.

.— Когда мы с Вами смотрим на снег, снежинки, как бы переливаются на свету.

Рефлексия: — Вот я Вам предлагаю собрать такой яркий сугроб снежинок.У Вас у каждого есть маленькие снежинки. Если Вам на уроке было интересно, легко, то приклейтеголубую снежинкук сугробу;Розовую снежинку– если на уроке испытывал затруднения;Серую снежинку— на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил.— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Изучать жизнедеятельность человека зимой, т.к. сегодня мы говорили только об изменениях в природе зимой)— Спасибо за работу. На этом наш урок окончен.