УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ
«В ГОСТИ К ЗИМЕ»
Автор: Власова Марина Леонидовна, учитель начальных классов
Место работы: МБОУ Октябрьская оош
Предметная область: Окружающий мир
Участники (возраст, класс): 8-9 лет, 2 класс
Тема. В гости к зиме.
Цель: Сформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе.
Задачи: Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. Формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска необходимой информации из разных источников, умение анализировать и обобщать.
Необходимое оборудование и материалы:
Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
Фишки с номерами 1-5.
Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (приложение 1, 2)
Снежинки синего, голубого и белого цвета у каждого ученика.
Ход урока:
Посмотрите – ка на нас
Вот какой хороший класс
Приготовились учиться
Ни минутки не лениться
Не стучать, не отвлекаться
А стараться и стараться!
Самоопределение к деятельности— Начинаем урок окружающий мир
Давайте прочитаем девиз нашего урока хором:
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
-А зачем мы ребята познаём окружающий мир, его тайны и загадки? Для чего? ( уметь защитить и беречь природу. вовремя помочь растениям и животным находящимся в опасности)
— Но чтобы приступить к познанию окружающего мира, мы должны проверить готовность к уроку. На столах у вас лежат: рабочая тетрадь, конверты с заданиями, цветные карандаши. Всё готово? На нашем уроке сегодня будут присутствовать гости. Давайте поприветствуем их (здороваются), улыбнемся друг другу и начнём работать.
Формулирование темы и цели урока.
Давайте посмотрим Видеофрагмент – он подскажет вам тему нашего урока.
Просмотр видеофрагмента. Зимушка-Зима.
- Какое название вы бы придумали для этого видеоролика?
- Кто догадался о чём мы будем говорить на уроке? О зиме. (Ответы учащихся).
-А для того чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке мы составим с вами Дерево предсказаний.
1. Ствол дерева- это тема урока: « В гости к зиме ».
- На прошлом уроке мы уже ходили в гости к зиме. Мы были на экскурсии в зимнем парке.
-Что мы обсуждали на экскурсии? о растениях, о признаках зимы, изменениях в природе.
-А о чём же ещё мы не поговорили? о животных
2. Ветви дерева – это наши предположения о чём может пойти речь на уроке.
- Предлагаю вам высказать идеи, о чём мы можем поговорить, какие вопросы будем обсуждать по данной теме? Используйте слова возможно, вероятно мы будем говорить… зверях , птицах
- Листочки дерева- чем питаются, где прячутся от мороза, выводят ли потомство, как выглядят.
-Все ли согласны с этими идеями?
Цель нашего урока повторить признаками зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
Дерево предсказаний- это будет план нашего урока. Всё ли вас устраивает в данном плане или кто-то желает внести коррективы?
1. Зима и признаки её наступления
Актуализация опорных знаний.
- Как мы узнали что наступила зима?(похолодание, снежный покров, реки покрыты снегом, дни короче ночей, небо покрыто облаками)
- С чем связаны произошедшие изменения в природе?(солнце стало ниже)
- Какие зимние явления мы можем наблюдать в это время года?(иней, снегопад, изморозь, оттепель - появление сосулек)
-Давайте вспомним признаки зимы в неживой природе. У каждого из вас на парте лежит карточка. Вы должны обвести кружком номера с правильными ответами.
I вариант.
1.Солнце стоит высоко над горизонтом.
2. Солнце стоит низко над горизонтом.
3. Температура воздуха ниже 0°.
4. Осадки в виде дождя.
5. Температура воздуха выше 0°.
6. Осадки в виде снега.
7. Промерзла почва.
8. Почва теплая.
II вариант.
1. Небо голубое.
2. Небо бледно-голубое или серое.
3. Дни короткие и длинные ночи.
4. День длиннее ночи.
5. Вода в водоемах теплая.
6. Замерзают водоемы.
7. Почва раскисла, грязь.
8. Почва покрыта снегом.
Проверка – дети читают по одному признаку зимы.
- Что изменилось в нашей жизни с приходом зимы? Давайте поиграем!
- Хором отвечайте мне только «да» или «нет»!
Мы стали теплей одеваться?
Пошли мы на речку купаться?
На лыжах идём мы кататься?
Цветами в лесу любоваться?
Мы настежь окно открываем?
А дом мы с тобой утепляем?
Мы шубку скорей одеваем?
А Новый год дружно встречаем?
-Молодцы! Справились с заданием.
-Приём « Лови ошибку»
Предлагаю текст следующего содержания: “Пришла зима. Температура воздуха всегда выше нуля. Зима – самое тёплое время года. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, дождь, изморозь, вьюгу. Все лиственные деревья стоят в зелёном наряде. На многих деревьях сохраняются плоды. Зима – лёгкий период в жизни растений и животных.
- Выша задача- найти в тексте ошибки исправить их.
Целеполагание урока.
- Об изменениях в какой природе мы сейчас проговорили?(в неживой природе)
- А как вы думаете, изменения в неживой природе зимой отразятся на живой природе?(Да, жизнь растений и животных тоже меняется зимой).
III. Работа над новым материалом
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью диких животных. Вы узнаете как они выглядят, чем питаются.
-Ребята приготовили сообщения о некоторых животных.
- Вы внимательно слушаете, а за тем отвечаете по плану:
1. Мы узнали о ______________________
2. Нам удалось выяснить, что _______________________
3. Оказывается, __________________________
4. Меня удивило что_____________________
Зима. Посмотрите-ка какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса). (на экране картинка лисы)
- Чем вам нравится лиса? Какого цвета у нее шерстка? Какой хвост, уши, лапы?
(выходит ученица в костюме лисы и рассказывает о ней)
Лиса
Густая пушистая шерсть охраняет ее от самых сильных холодов. На лапах у лисы к зиме появляется густая шерсть. Лиса будто бы в валенках, и лапы ее не мерзнут. И все же зимой лисе трудно прокормиться. Низко опустив голову, бежит она по снегу, прислушиваясь, не запищит ли под снегом мышь. Услышав писк, лиса разрывает снег и хватает добычу.
Учитель. Что нового вы узнали о лисе из рассказа?
Зима. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Лось) (на экране картинка лось)
Учитель. Лось — крупный зверь. Питается растительной пищей (листья, водоросли, грибы). Зимой ест ветки, кору и даже хвою. Длинные ноги легко несут его по снегу, а раздвоенные копыта не позволяют глубоко проваливаться в болотистых местах и снегу.
Лось легко проходит через кустарники и ветки. Грубая шерсть спасает от царапин и ран. Цвет шерсти (серо-коричневый) зимой не изменяется и хорошо скрывает его в тени или чаще леса. Зимой отрастает теплый подшерсток. Лось очень сильный зверь; настигнутый волками. отбивается рогами и передними копытами.
- Что Вы узнали интересного о лосе?
Молодцы, ребята!
Учитель. А теперь немножко отдохнем и споём песенку.
2.Физкульминутка (имитация движений).
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз — согнуться, разогнуться.
Два — нагнуться, потянуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Зима. Ребята, а знаете ли вы, как зимует белка? (на экране картинка белки). (выходит ученица в костюме белки и рассказывает о ней).
У зверька светлеет окраска -из рыжеватой становится серой— белка меняет шерсть на более теплую, зимнюю. Пищей белке служат летние запасы, семена шишек хвойных растений. Сильные морозы белка пережидает в гнезде или дупле.
Учитель. Для чего у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (продолжает рассказывать ученица).
Кисточки спасают уши от обморожения, хвост не дает белке кувыркаться в полете или прыжках с дерева на дерево; хвост у белки своеобразный «руль» и «парашют».
Учитель. А как зимует волк? (выходит ученик в костюме волка и рассказывает о нем).
Зимой волки собираются в стаю —так легче охотиться. Зверь очень умен. Волки ходят по снегу след в след. Зимой голод делает волка более смелым, и он заходит по ночам в деревни, ворует домашних животных.
Учитель. Почему медведь, еж на зиму засыпают? (Те животные, которые зимой не могут найти пищу, осенью впадают в спячку (лягушки, щерицы, змеи и т. д.). С осени спит в глубокой норе барсук, хомяк, дремлет и берлоге медведь. (на экране картинки барсука, медведя, ежа).
Игра « Засели животных в домики» работа в паре. Проверка.
Тест «Природа зимой» на слайдах.
Поляна «Народной мудрости».
-Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?
Зимний денёк с комариный носок.
Хороший снежок урожай сбережёт.
В зимний холод всякий молод.
Снегу надует – хлеба прибудет.
Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
Мороз велик, да стоять не велит.
И в сильный мороз работа согреет.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Новый год – к весне поворот.
Береги нос в большой мороз.
Синквейн Зима. Памятка «Правила написания синквейнов».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Схема: Пример синквейна:
Существительное. Зима.
Прилагательное, прилагательное. Холодная, снежная.
Глагол, глагол, глагол. Замораживает, веселит, искрится.
Предложение - отношение к теме. Я очень люблю зиму.
Синоним к первой строке. Снежно.
.— Когда мы с Вами смотрим на снег, снежинки, как бы переливаются на свету.
Рефлексия: — Вот я Вам предлагаю собрать такой яркий сугроб снежинок.У Вас у каждого есть маленькие снежинки. Если Вам на уроке было интересно, легко, то приклейтеголубую снежинкук сугробу;Розовую снежинку– если на уроке испытывал затруднения;Серую снежинку— на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил.— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Изучать жизнедеятельность человека зимой, т.к. сегодня мы говорили только об изменениях в природе зимой)— Спасибо за работу. На этом наш урок окончен.