СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе "Русь расправляет крылья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе "Русь расправляет крылья"»

Допущен. Учитель______________(Болотина И. Е.)

Допущен. Методист _____________(Уразова Г.М.)

Технологическая карта пробного урока студента 3А группы

Куликовой Полины Ивановны

Предмет: Окружающий мир Класс 4 «Д» Учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: Русь расправляет крылья

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о возрождении Руси

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий.

Учебные действия.

Предметные Д.

Будут иметь представление о возрождении Руси; научатся работать с картой, с текстом учебника, будут знать о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.


Метапредметные

Познавательные УУД

 воспитывать интерес к деятельности; формировать умения видеть проблему и намечать пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

Регулятивные УУД

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; способность оценивать свою деятельность, подводить итог; способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы;

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Личностные.

способствовать формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя; воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательность и толерантность.



Этапы урока, время этапа

Задачи этапа

Методы и приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Организационно-мотивационный

(8:00-8:03)

Настроить учащихся на работу, создать психологический благоприятный климат.

Словесный(беседа)

Фронтальный

-Здравствуйте девочки.
-Здравствуйте мальчики.
-Здравствуйте всем, кто любит конфеты.
-Здравствуйте всем, кто любит зиму .
-Здравствуйте всем, кто хочет стать умнее.

Здравствуйте, меня зовут Полина Ивановна. Сегодня я буду вашим учителем.Присаживайтесь.

-приветствуют учителя

К: в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Ориентировочный этап

(8:03-8:12)

Вспомнить предыдущие темы

Словесный(бесед,вопросы)
Нагладный(наглядность на доске)
практический (тест)

фронтальная ,











самостоятельная




















Парный





Начать урок я хотела бы со слов первого русского великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова

«Кто не знает прошлого, у того нет будущего»

(вывешиваю на доску портрет и слова)

Как вы понимаете это высказывание?(это значит, что у человека, не знающего историю своей страны и народа не будет будущего, потому что он не сможет передать её своим детям, не будет чтить память своих предков и свои корни)




А что мы с вами сейчас изучаем?



-Давайте вспомним, чем вы занимались на прошлом уроке?

-говорили о трудных временах на русской земле. Чтобы узнать, как хорошо вы поняли материал предлагаю пройти небольшой тест. Записывайте ответы в тетради.
(тест на листочках)

1.Поход монголо-татар возглавил хан…
а)Чингисхан
б)Батый
в)Темучин
2.Какой первый город оказался на их пути?
а)Рязань
б)Владимир
в)Новгород
3.Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?
а)Новгород
б)Рязань
В)Козельск
4.Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а)выкуп
б)налог
в)дань
5.Первый удар на северо-западных рубежах в устье Невы в 1240 году нанесли:
а)монголы
б)шведы
в)рыцари-крестоносцы
6.Разгромил шведов в той битве князь:
а)Александр
б)Ярослав
в)Владимир
7.Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами
а)Мудрый
б)Невский
в)Вещий
8.Когда состоялось ледовое побоище:
а) 5 апреля 1242 года
б)20 мая 1242 года
в)5 апреля 1241 года
Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадками и сверяйте ваши ответы с правильными. (правильные ответы на доске).
Молодцы, я вижу что вы очень хорошо запомнили тему прошлого урока и внимательно читали дома.
-Откройте учебник на странице странице 65 и попробуйте сформулировать тему нашего урока?(тема вывешивается на доске)
-Как вы понимаете тему урока?


-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-О чём вы бы хотели узнать?




-это значит, что у человека, не знающего историю своей страны и народа не будет будущего, потому что он не сможет передать её своим детям

(историю древней руси)

-узнали про нашествия Золотой Орды. Узнали про подвиг Александра Невского и про Ледовое побоище.

























-Русь расправляет крылья


Русь становится крепче, возрождается
-Узнать, что произошло с Русью после отпора врагу.

-Узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

Р:способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя;определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Поисково-исследовательский

(8:12-20)

Изучить новую тему


Словесный(беседа, вопросы)





























Наглядный(наглядности)



Словесный(рассказ)

фронтальная,






самостоятельная,





парная














фронтальная










фронтальный

- После нашествия войск хана Батыя уцелевшие люди остались ни с чем: дома были сожжены дотла, скотина угнана монголами, все нажитое. Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили Русских людей. Нужно было налаживать жизнь заново. Отстраивались города, возрождались ремёсла, крестьяне обрабатывали земли. К этому времени на Руси была обнаружена странная закономерность - жители южной территории старались переселиться севернее, к Северо-Восточной Руси, где и климат был суровее и полей меньше.


-Как вы думаете, почему люди переселялись?

-В учебнике на с.65 (читают страницу 65) найдите ответы на ваши вопросы(потому что эти северо-восточные земли были более отдаленнее от Орды жить было гораздо спокойнее. Чтобы обезопасить себя от нападения беспощадных кочевников.

-А какие города относились к северо-востоку Руси? (Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль)
-Давайте найдём эти города на на карте на странице 61.

- Правильно ли вы назвали города?

-А теперь поработаем в парах (на каждой парте лежат карточки с вопросами)

-На с.65-66 учебника найдите ответы на предложенные вам вопросы.(Проверяем по цепочке)

1.Опишите князей северо-восточной Руси(заботливые, предприимчивые, ставили новые города и крепости)

2.Охарактеризуйте развитие ремесла в северо-восточной Руси ( трудились кузнецы(куёт железо), кожевники(изготавливает изделия из кожи), гончары(делает глиняные изделия), сапожники, плотники(изделия из дерева), камнерез(мастера по обработке камня), ценились бронники(делающий броню), щитники(изготавливающий щиты), лучники(изготовитель лук и стрел), кольчужники(изготовление кольчуг - рубашка из металлических колец)).

-Какие из этих слов вам не знакомы?

3. Как развивалось купечество в северо-восточной Руси(купцы сотрудничали с купцами из других городов, ничто не мешало торговле)

4.Как возникли монастыри?(поселится монах-затворник(отшельник, одинокий монах) в лесу, а к нему люди приходят за советом, некоторые тоже остаются и становятся монахами)

-Вы знаете, что такое монастырь, монах, монах-затворник?(вывесить изображения на доске разных монастырей,монахов?)  
Монастырь - дом для монахов.
Монах – человек, который посвящает жизнь богу, молитвам. Они дают клятву перед богом и ограничивают себя в обычной жизни, трудятся и живут в монастыре вместе с другими монахами.
Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, и ему дают новое имя. 
Монах - затворник – человек, верящий в бога и молящийся ему, отказавшийся от обычной жизни и в отличие от обычных монахов, живящий в одиночестве, вдали от людей.

5.Какой монастырь возник около города Радонежа?(Троицкий монастырь, позднее Троице-Сергиев)

6.Кто явился основателем этого монастыря? (Сергий)


(Вывешиваю на доске изображение калиты-кошелька)
-Как вы думаете что это?
(вывешиваю портрет Ивана Калиты)
-Как вы думаете, как оно связано с изображением этого человека?
-Хотите узнать? Я вам сейчас расскажу, слушайте внимательно, потом буду задавать вопросы.
-Этот предмет- это кошелёк, кожаный мешочек, называется он Калита(добавляю название к рисунку). А это- московский князь Иван Данилович Калита(добавляю подпись к рисунку). Его так прозвал народ.
-Как вы думаете, почему?

-Оказывается, его так прозвали, потому что он был бережливым но не скупился, когда нужно было помочь обездоленным. На своём поясе он всегда носил этот кошель из которого всегда подавал нищим монеты. Итак, он правил с 1325 года по 1340 годы и был внуком великого Александра Невского.
Когда он только начал править, Московское княжество было очень слабым, однако начало быстро возрождаться. И всё это благодаря князю Ивану Даниловичу.
Вместе с другими русскими городами отстраивалась и богатела Москва. В неё переселялись купцы, они успешно торговали летом на пристанях у Москвы-реки. Там стояло много кораблей с товаром. А зимой тянулись санные обозы.
Переселялись и ремесленники. Строители –каменщики возвели на Боровицком холме первые белокаменные соборы. «Белокаменные» от слов белый камень, который добывали недалеко от Москвы - реки.
Плотники обнесли эту крепость дубовыми стенами, вместо прежнего бревенчатого забора. Именно в эту пору крепость стала называться Кремлём. А возле кремля образовалось торжище - место торговли по-другому базар, рынок.
Московскому князю удалось завоевать доверие хана Золотой Орды. Ему разрешили самому собирать дань, чтобы он потом передавал её Орде, тогда как с остальных земель хан собирал дань сам. И вот тогда он смог пополнить накопления и оставлял какую-то часть в своих руках. Накопления очень пригодились, чтобы купить новые земли и отстраивать Москву.
В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор, который в своём завещании Калита назвал золотой шапкой.
(изображение вывешивается на доске).
позже эту шапку прозвали Шапкой Мономаха. Легенда рассказывает, что эту шапку в подарок прислал Византийский Император Константин Мономах одному из русских князей.
Она состоит из 8 золотых пластин, которые покрытыми тончайшим узором и драгоценными рубинами, изумрудами. А на самой макушке её –крест.
В годы правления Калиты Московское княжество стало сильнейшим в Северо –Восточной Руси.А еще Калита известен тем, что начал собирать русские земли вокруг Москвы.
















-мы не знаем






- Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль


















































-не знают


-не знают







-предположения детей


П: Будут иметь представление о возрождении Руси; научатся работать с картой, с текстом учебника, будут знать о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.

П: формировать умения видеть проблему и намечать пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы

Практический

(8:20-8:33)

Закрепление полученных знаний

Словесный(объяснение)

практический (работ в группах, в тетради)

групповая

А теперь проверим как вы внимательно меня слушали.
Каждой группе я раздам карточки с вопросами. (делятся на 4 группы по 4 человека). Вы должны будете на них ответить. А потом проверим. В работе можете пользоваться учебником.
Первая группа:
1. За что народ дал Ивану Даниловичу такое прозвище?( За щедрость к бедным людям)
2. Что происходило с Москвой при его правлении?( Москва богатела и росла).
вторая группа:
3.Как называется крепость построенная в те времена?(Кремль)
4.что такое торжище?(место торговли)
Третья группа
5. Как удалось Ивану Калите возродить Москву? (Он сумел войти в доверие к Хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне)
6.Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?( шапку мономаха)
Четвёртая группа
7. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? (Московское княжество)
8.Чем известен в истории Иван Калита? (он начал объединять московские земли)

Поработаем в рабочей тетради.

Работа в рабочей тетради.

(проверяем по цепочке)

- Откройте тетради на станице 22, выполните 1 задание. Что в нём нужно сделать?

1. При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.

2. Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.

3. Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте.

4. Изделия московских оружейников славились на всю Русь.

5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.

 6.При Иване Даниловиче в Москву из южных русских княжеств переселилось много бояр с семьями.



-Теперь обратите внимание на задание номер 2 с. 23.Что в нём нужно сделать? Выполните задание самостоятельно.



1. Прозвание князя Ивана Даниловича.

2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.

3. Укрепленный центр древнерусского города.



-Обратите внимание на задание номер 3 с. 23.Что в нём нужно сделать? Как называется этот- монастырь? Кто его основал?







- Теперь обратите внимание на задание номер 4.В чём заключается задание?


Молодцы, вы очень хорошо поработали.
-Скажите мне пожалуйста, какие факты о возрождении Северо-Восточной Руси вы можете воспроизвести?
-Чем же известен в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище?





-отвечают на вопросы















Найти одно неверное утверждение и отметить знаком «-». Аргументируйте свой ответ

Ответ: При Иване Даниловиче в Москву из южных русских княжеств переселилось много бояр с семьями.


Вписать в клеточки слова на букву «К».

1. К а л и т а

2. К о н с т а н т и н

3. К р е м л ь

Троице-Сергиев (Троицкий) монастырь. Сергий Радонежский.

Соедините надпись и рисунок к нему. Подходит 3 рисунок.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Р: способность оценивать свою деятельность, подводить итог; способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы;

Рефлексивно-оценочный

(8:33 – 8:40)

Подвести итоги работы, оценить свою работу

Наглядный(наглядности)
словесный(беседа)

фронтальная, самостоятельная

Запишите домашнее задание: подготовиться к пересказу стр.65-69 и можете найти в интернете сообщение о Шапке Мономаха (по выбору)..
-Посмотрите, у меня есть такие предметы: Мясорубка, Чемодан и Мусорка
-Вам нужно положить свои кружочки которые я вам раздам в один из них. В чемодан- если вы возьмёте эти знания с собой и они вам пригодятся, в мясорубку, если вам нужно их ещё доработать и повторить, в мусорку, если знания, которые вы сегодня получили совсем вам не нужны и вы можете их выбросить. Поднимите руки, кто положил свои кружочки в чемодан и возьмёт с собой, кто выкинет их в мусорку, кто переработает в мясорубке?

-Вы большие умницы, я вижу как вы стараетесь, спасибо вам за этот замечательный урок и активную работу.

-записывают д\з оценивают свою работу.

Р:способность оценивать свою деятельность, подводить итог; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы;





«Кто не знает прошлого, у того нет будущего»



Русь

расправляет крылья.

калита

Иван Калита