Открытый урок ОРКСЭ
( модуль «Основы мировых религиозных культур»)
в 4 классе
Тема урока: «Добро и зло»
Учитель 4 класса МБОУ-ООШ № 20
х. Сальский Кагальник
Кушнир В.И.
13.12.2017г
Урок ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»)
4 класс
Тема урока: Добро и зло
Цели: проследить различия трактовки возникновения добра и зла в разных религиях;систематизировать знания о добре и зле; развивать понятие добродетели; научить различать добрые и злые поступки.
Предметные результаты: совершенствуют понятие добра и зла на примерах литературы и живописи.
УУД:
Регулятивные:предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю и одноклассникам.
Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности
Оборудование: презентация, листы- опросники, сердечки, корзинка для игры, ангелочки.
Ход урока
1. Организация деятельности учащихся
Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте мы им тоже пожелаем доброго дня и отличного настроения! Поздоровайтесь.
А мы с вами улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.
2. Целеполагание и мотивация
- Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра одного видео ролика. Посмотрите его и подумайте , о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Просмотр социального ролика «Добро»
- Тема нашего урока? Правильно . Мы продолжим тему «Добро и зло».
- Как вы думаете , чему мы должны научиться на этом уроке?
- В просмотренном видео девочка задала себе много вопросов, а вы когда-нибудь задумались о том же? Давайте подумаем и попробуем ответить хотя бы на некоторые из них.
3. Актуализация знаний.
Работа с понятиями добро и зло.
- Много ли добра в нашей жизни? Назовите добрые поступки, которые вы наблюдали?
- Когда вы в последний раз делали что-то доброе, думали не о себе , а о других?
- Вы причиняли зло людям?
- Позволяем зло совершать другим людям? Почему?
- А что такое добро? Что такое зло? Как вы объясните эти понятия.?
Посмотрите какое толкование этих слов в словаре:
Добро- это нравственная ценность , которая относится к человеческой деятельности,образец поступков людей и отношений между ними.
Зло – противоположность добра, это то , что мораль стремиться устранить.
4. Происхождение добра и зла в разных религиях, у разных народов.
Что такое добро и зло? Как зло появилось в мире? Как в связи с этим должен себя вести человек? Эти вопросы давно волновали людей, и разные религии по- разному отвечали на них.
На Древнем Востоке существовали народы, которые считали, что добро и зло- равные друг другу силы и появились они вместе с этим миром.
Древние греки считали, что на Земле существовало добро, а зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик ( ларец ) , в котором находилось зло.
-А сейчас обратимся к Библии. Это какая религия? (христианство) стр 24.
-как в Библии описано происхождение добра и зла?
что такое грех? ( непослушание человека богу)
- хотел ли Бог окончательной гибели человека?
- какой путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха (покаяние- изменение)
Спасение души является добром, а погибель души – злом .Зло-это мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
- На стр 26 дана притча о блудном сыне, которую Иисус рассказал своим ученикам. О чём она? Чему учит эта история?
Рассмотрите иллюстрацию к этой притче. Кто написал эту картину?
Рембрандт.
В 1606 году в семье одного голландского зажиточного мельника по фамилии Харменс родился сын, ставший шестым ребенком. Назвали его Рембрандтом. Мельница расположена была вблизи города Рейна, и оттого к имени всех членов семьи было добавлено Ван Рейн. Полное имя одного из величайших фигур в мировой живописи – Рембрандт Харменс Ван Рейн. - Биография Рембрандта трагична. Художник умирал в нищете, но прежде лишился всех близких. Его картины при жизни не ценились, а ученики предали его в самый тяжелый период. Но испытания не сломили великого живописца, сила его духа была столь велика, что он мог смеяться и над собственными горестями, и даже над самой смертью. Но не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн. В детстве Рембрандт изучал латынь и прочие важные науки. Родители не скупились на образование любимого сына, поскольку мечтали, что он станет чиновником или известным ученым. Однако тяга к рисованию привела Рембрандта в мастерскую одного из местных живописцев. Там он обучался всего полгода, а затем открыл собственную. Учителями Рембрандта были современники и художники прошлого. Он овладевал техникой живописи и гравюры, изучал искусство Италии по копиям. Биография его гласит, что первые несколько лет после окончания обучения живописи в жизни его были лишь радостные события.. В это время художник написал более шестидесяти портретов. Но вдруг все изменилось: умерли трое детей, скончалась любимая жена. Вскоре он лишился матери и сестер. Рембрандт остался один с малолетним сыном. Жизнь дала трещину, которая не затянулась до конца его дней.
Важное место в творчестве голландского художника занимала религия. Именно здесь он проявил своеобразие своего мастерства. Главным источником вдохновения на протяжении всего творческого пути для Рембрандта были библейские сюжеты. В полотна, посвященные этой теме, он вложил свою душу, свою молитву, а также глубокое прочтение Евангелия. Последние работы художника поразительны. Биография Рембрандта и его картины как будто не имеют связи. Образы на полотнах столь умиротворенные, что это никак не сочетается с непростой трагической судьбой автора
Просмотр картин художника.
Перед нами священная книга Тора . какой религии она принадлежит? ( иудаизм) Как понимается в иудаизме путь к божественному прощению? Стр 26
Признание наличия доброго и злого начала в каждом человеке - один из важнейших принципов иудаизма .У человека две души- «животная» в теле и «Божественная» на небесах.
Борьба происходит в человеке постоянно.Способность выбирать между Добром и злом и личная ответственность за свои поступки – это величайший дар, полученный человеком от всевышнего.
- Узнаем что говорится о добре и зле в Коране. Это какая религия? ( ислам) стр 26
В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге объясняется, как нужно творить добро какова польза добра для того ,кто его совершил. Добро возвращается к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли. Добро всегда отзовётся добром.
Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе Зло приносит людям страдания , горе и слёзы .И они вернутся к тому, кто заставляет страдать других.
- Теперь поглядим в Типитаку. Это какая религия? ( буддизм) стр 27
Важно быть мудрым. Мудрость-это умение различать ДОБРО и зло и следовать по пути ДОБРА.
Зло-это страдания, которые пронизывают жизнь человека.
Если деяния увеличивают страдания, то это зло.
Если деяния уменьшают страдания, то это ДОБРО.
Отказываясь от неблагих деяний , человек вступает на путь ДОБРА.
- Какой сделаем вывод?
Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле.Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.
Физминута.
Прилетели ангелочки – становились на носочки!
Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись,
Крылышки расправили – в сторону направили
Поскакали в высоту,чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,плечи развернули,
А теперь им всем пора делать добрые дела.
5. Коллективная работа:Мир сам по себе не несет ни добра ни зла. Он нейтрален .Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражения, наших собственных мыслей, чувств и желаний.
Мир именно таков , каким мы его делаем. А для этого нужно очень хорошо различать где добро, а где зло.
- У вас у каждого на столах есть полоски бумаги с надписями. Вы должны отделить от них те, которые характеризуют добро и те, которые характеризуют зло. А на доске мы прикрепим каждое в свой столбик. В первый – слова, характеризующие добро, а во второй – зло.
Дети зачитывают и определяют место словам, выходя по цепочке к доске.
На доске получилось:
ДОБРО ЗЛО
ЛЮБОВЬ ЖАДНОСТЬ
СОСТРАДАНИЕ ЗАВИСТЬ
СОЧУВСТВИЕ ЗЛОБА
МИЛОСЕРДИЕ НЕНАВИСТЬ
ОТЗЫВЧИВОСТЬ ЛЕНЬ
ТРУДОЛЮБИЕ ЛОЖЬ
ЧЕСТНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ
6. Тема добра и зла в искусстве.
Тема добра и зла, противостояния двух этих стихий всегда волновало человечество. Всё это нашло отражение в произведениях живописи, музыки, литературы.
Устное народное творчество
Пословицы.
- К сегоднешнему уроку вы должны были приготовить пословицы и поговорки на тему добра и зла. Зачитайте их. Как вы их понимаете?
Сказки
В сказке есть всё, зло в ней есть и добро,
Да только так не бывало,чтоб зло добро побеждало.
Сказка.… Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключении, фантастических чудес. Поэт Суриков писал:
Слушаю я сказку –
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт…
Отчего же так замирает сердце? Да от страха за жизнь сказочных героев, ведь их пытались погубить и змей Горыныч и Кощей Бессмертный. Да и Баба Яга Костяная Нога – весьма коварная особа. Однако смелые, сильные герои всегда готовы на подвиги, сражаясь против зла и коварства.
Игра «Определи героя» Я называю сказочного героя. Если он злой- молчите, добрый- хлопайте.
Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Баба-Яга, Золушка, Мальвина.
Литературные произведения.
- На уроках литературы мы часто знакомимся с произведениями, где очень хорошо прослеживается линия добра и зла. Обратимся к последним иученным нами произведениям.
М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»
К. Паустовский «Заячьи лапы»
Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»
Ю. Яковлев «Полосатая палка»
- Какие герои вам запомнились ? Чем ? Почему? Чему вас научили эти произведения?
7. Работа в группах: «Портрет доброго человека»
- Я думаю , ребята, что теперь вы сможете отличить где добро, а где зло, где злой человек , а где добрый. Для ваших групп задание: создать устный портрет доброго человека. На листах у вас написаны предложения, которые необходимо дописать , закончить мысль. Помогайте друг другу, прислушивайтесь к мнению своих товарищей, и тогда у вас всё получится.
-
Это – человек……………………………………………….. .
-
Он не совершает поступков …………………………………… .
-
Он не пройдет мимо …………………………………………….. .
-
Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то они вызывают у него…………………………………. .
- Молодцы, справились.
8. Корзина добрых поступков.
Есть такая пословица- «Мир не без добрых людей». И среди нас есть много таких людей. Какие поступки совершают добрые люди? На слайде вам подсказки
- У буддистов священная книга Типитака . Что это значит? 3 корзины мудрости. У меня в руках одна корзинка. Корзинка добрых дел. Может быть для нашего задания и нужны 3 корзины, но у нас всего один урок. Мы постараемся использовать это время. У вас на столе сердечки. Подумайте и скажите , какое доброе дело вы сделали в ближайшее время. Пусть наша корзинка наполнится этими хорошими поступками.
9. Обобщение изученного. Синквейн
- Итак, ребята, давайте обобщим всё , о чём мы говорили на уроке. Что же такое добро и что такое зло? Составьте каждая группа синквен. 1группа- Добро, 2 группа-Зло. Вам пригодятся пословицы, которые вы приготовили к этому уроку.
Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
Зло
страшное подлое
одолевает разрушает убивает
понятие противоположное понятию добра
грех
10. Рефлексия.
- Что вы для себя открыли на этом уроке? Поделитесь.
Сегодня я узнал…
Я почувствовал, что…
Урок заставил задуматься …
Мне захотелось…
11. Домашнее задание: По выбору: 1. Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. 2. Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.
12. Оценивание .
Так как по ОРКСЭ мы не получаем оценки, я хочу, чтобы вы оценили свою работу так: если вы хорошо работали – похлопайте себе каждая группа. А теперь оцените работу своих товарищей. Я рада, что вы объективно оценили свою работу и работу своих товарищей. Молодцы. Значит урок не прошёл даром. Спасибо всем!
- В память о сегодняшнем уроке мы каждому гостю приготовили подарки
Пусть этот ангел не покинет вас
Пусть защитит вас от ненастья
Оберегает в трудный час
И пусть разделит с вами счастье.
(Дети дарят ангелочков из бумаги)
Ребятам я хочу подарить сердечки. Пусть они согревают вас, а вы дарите теплоту и любовь своим близким.
Приложения:
ЛЮБОВЬ
ЖАДНОСТЬ
СОСТРАДАНИЕ
ЗАВИСТЬ
СОЧУВСТВИЕ
ЗЛОБА
МИЛОСЕРДИЕ
НЕНАВИСТЬ
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЛЕНЬ
ТРУДОЛЮБИЕ
ЛОЖЬ
ЧЕСТНОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ
Портрет доброго человека
-
Это – человек……………………………………………….. .
-
Он не совершает поступков …………………………………… .
-
Он не пройдет мимо …………………………………………….. .
-
Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то они вызывают у него…………………………………. .
Портрет доброго человека
-
Это – человек……………………………………………….. .
-
Он не совершает поступков …………………………………… .
-
Он не пройдет мимо …………………………………………….. .
-
Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то они вызывают у него…………………………………. .
Добро
______________ ____________
_________ _________ __________
_______ _______ _______ ______ .
_____________
Зло
______________ ____________
_________ _________ __________
_______ _______ _______ ______ .
_____________