СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведён для педагогов нашей школы. 

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло"»





Открытый урок ОРКСЭ

( модуль «Основы мировых религиозных культур»)



в 4 классе





Тема урока: «Добро и зло»















Учитель 4 класса МБОУ-ООШ № 20

х. Сальский Кагальник

Кушнир В.И.

13.12.2017г







Урок ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»)

4 класс

Тема урока: Добро и зло

Цели: проследить различия трактовки возникновения добра и зла в разных религиях;систематизировать знания о добре и зле; развивать понятие добродетели; научить различать добрые и злые поступки.

Предметные результаты: совершенствуют понятие добра и зла на примерах литературы и живописи.

УУД:

Регулятивные:предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю и одноклассникам.

Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности

Оборудование: презентация, листы- опросники, сердечки, корзинка для игры, ангелочки.



Ход урока


1. Организация деятельности учащихся

Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня к нам на урок пришли  гости, давайте мы им тоже пожелаем доброго дня и отличного настроения!  Поздоровайтесь.
А мы с вами  улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.

2. Целеполагание и мотивация 
- Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра одного видео ролика. Посмотрите его и подумайте , о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Просмотр социального ролика «Добро»

- Тема нашего урока? Правильно . Мы продолжим тему «Добро и зло».

- Как вы думаете , чему мы должны научиться на этом уроке?

- В просмотренном видео девочка задала себе много вопросов, а вы когда-нибудь задумались о том же? Давайте подумаем и попробуем ответить хотя бы на некоторые из них.

3. Актуализация знаний.

Работа с понятиями добро и зло.

- Много ли добра в нашей жизни? Назовите добрые поступки, которые вы наблюдали?

- Когда вы в последний раз делали что-то доброе, думали не о себе , а о других?

- Вы причиняли зло людям?

- Позволяем зло совершать другим людям? Почему?

- А что такое добро? Что такое зло? Как вы объясните эти понятия.?

Посмотрите какое толкование этих слов в словаре:

Добро- это нравственная ценность , которая относится к человеческой деятельности,образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то , что мораль стремиться устранить.

4. Происхождение добра и зла в разных религиях, у разных народов.

Что такое добро и зло? Как зло появилось в мире? Как в связи с этим должен себя вести человек? Эти вопросы давно волновали людей, и разные религии по- разному отвечали на них.

На Древнем Востоке существовали народы, которые считали, что добро и зло- равные друг другу силы и появились они вместе с этим миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро, а зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик ( ларец ) , в котором находилось зло.

-А сейчас обратимся к Библии. Это какая религия? (христианство) стр 24.

-как в Библии описано происхождение добра и зла?

что такое грех? ( непослушание человека богу)

- хотел ли Бог окончательной гибели человека?

- какой путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха (покаяние- изменение)

   Спасение души является добром, а погибель души – злом .Зло-это мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».

 - На стр 26 дана притча о блудном сыне, которую Иисус рассказал своим ученикам. О чём она? Чему учит эта история?

Рассмотрите иллюстрацию к этой притче. Кто написал эту картину?

Рембрандт.

В 1606 году в семье одного голландского зажиточного мельника по фамилии Харменс родился сын, ставший шестым ребенком. Назвали его Рембрандтом. Мельница расположена была вблизи города Рейна, и оттого к имени всех членов семьи было добавлено Ван Рейн. Полное имя одного из величайших фигур в мировой живописи – Рембрандт Харменс Ван Рейн. - Биография Рембрандта тра­гич­на. Ху­дож­ник умирал в ни­щете, но прежде лишился всех близ­ких. Его картины при жиз­ни не це­нились, а уче­ники предали его в самый тяжелый период. Но ис­пы­тания не сло­мили великого живописца, си­ла его ду­ха бы­ла столь ве­лика, что он мог с­ме­ять­ся и над собственными го­рес­тя­ми, и даже над са­мой смертью. Но не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн. В детстве Рембрандт изучал латынь и прочие важные науки. Родители не скупились на образование любимого сына, поскольку мечтали, что он станет чиновником или известным ученым. Однако тяга к рисованию привела Рембрандта в мастерскую одного из местных живописцев. Там он обучался всего полгода, а затем открыл собственную. Учителями Рембрандта были современники и художники прошлого. Он овладевал техникой живописи и гравюры, изучал искусство Италии по копиям. Биография его гласит, что первые несколько лет после окончания обучения живописи в жизни его были лишь радостные события.. В это время художник написал более шестидесяти портретов. Но вдруг все изменилось: умерли трое детей, скончалась любимая жена. Вскоре он лишился матери и сестер. Рембрандт остался один с малолетним сыном. Жизнь дала трещину, которая не затянулась до конца его дней.

Важное место в творчестве голландского художника занимала религия. Именно здесь он проявил своеобразие своего мастерства. Главным источником вдохновения на протяжении всего творческого пути для Рембрандта были библейские сюжеты. В полотна, посвященные этой теме, он вложил свою душу, свою молитву, а также глубокое прочтение Евангелия. Последние работы художника поразительны. Биография Рембрандта и его картины как будто не имеют связи. Образы на полотнах столь умиротворенные, что это никак не сочетается с непростой трагической судьбой автора

Просмотр картин художника.

Перед нами священная книга Тора . какой религии она принадлежит? ( иудаизм) Как понимается в иудаизме путь к божественному прощению? Стр 26

Признание наличия доброго и злого начала в каждом человеке - один из важнейших принципов иудаизма .У человека две души- «животная» в теле и «Божественная» на небесах.

Борьба происходит в человеке постоянно.Способность выбирать между Добром и злом и личная ответственность за свои поступки – это величайший дар, полученный человеком от всевышнего.

- Узнаем что говорится о добре и зле в Коране. Это какая религия?  ( ислам) стр 26

В Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге объясняется, как нужно творить добро какова польза добра для того ,кто его совершил. Добро возвращается к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли. Добро всегда отзовётся добром.

Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе Зло приносит людям страдания , горе и слёзы .И они вернутся к тому, кто заставляет страдать других.

- Теперь поглядим в Типитаку. Это какая религия?  ( буддизм) стр 27

Важно быть мудрым. Мудрость-это умение различать ДОБРО и зло и следовать по пути ДОБРА.

Зло-это страдания, которые пронизывают жизнь человека.

Если деяния увеличивают страдания, то это зло.

Если деяния уменьшают страдания, то это ДОБРО.

Отказываясь от неблагих деяний , человек вступает на путь ДОБРА.

- Какой сделаем вывод? 

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле.Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.

Физминута.

Прилетели ангелочки – становились на носочки!

Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись,

Крылышки расправили – в сторону направили

Поскакали в высоту,чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,плечи развернули,

А теперь им всем пора делать добрые дела.

5. Коллективная работа:Мир сам по себе не несет ни добра ни зла. Он нейтрален .Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражения, наших собственных мыслей, чувств и желаний.

Мир именно таков , каким мы его делаем. А для этого нужно очень хорошо различать где добро, а где зло.

- У вас у каждого на столах есть полоски бумаги с надписями. Вы должны отделить от них те, которые характеризуют добро и те, которые характеризуют зло. А на доске мы прикрепим каждое в свой столбик. В первый – слова, характеризующие добро, а во второй – зло.

Дети зачитывают и определяют место словам, выходя по цепочке к доске.

На доске получилось:

ДОБРО ЗЛО

ЛЮБОВЬ ЖАДНОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ ЗАВИСТЬ

СОЧУВСТВИЕ ЗЛОБА

МИЛОСЕРДИЕ НЕНАВИСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ ЛЕНЬ

ТРУДОЛЮБИЕ ЛОЖЬ

ЧЕСТНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ

6. Тема добра и зла в искусстве.

Тема добра и зла, противостояния двух этих стихий всегда волновало человечество. Всё это нашло отражение в произведениях живописи, музыки, литературы.

Устное народное творчество

Пословицы.

- К сегоднешнему уроку вы должны были приготовить пословицы и поговорки на тему добра и зла. Зачитайте их. Как вы их понимаете?

Сказки

В сказке есть всё, зло в ней есть и добро,

Да только так не бывало,чтоб зло добро побеждало.

Сказка.… Кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключении, фантастических чудес. Поэт Суриков писал:

Слушаю я сказку –

Сердце так и мрёт;

А в трубе сердито

Ветер злой поёт…

Отчего же так замирает сердце? Да от страха за жизнь сказочных героев, ведь их пытались погубить и змей Горыныч и Кощей Бессмертный. Да и Баба Яга Костяная Нога – весьма коварная особа. Однако смелые, сильные герои всегда готовы на подвиги, сражаясь против зла и коварства.

Игра «Определи героя» Я называю сказочного героя. Если он злой- молчите, добрый- хлопайте.

Иван Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Баба-Яга, Золушка, Мальвина.

Литературные произведения.

- На уроках литературы мы часто знакомимся с произведениями, где очень хорошо прослеживается линия добра и зла. Обратимся к последним иученным нами произведениям.

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»

К. Паустовский «Заячьи лапы»

Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

Ю. Яковлев «Полосатая палка»

- Какие герои вам запомнились ? Чем ? Почему? Чему вас научили эти произведения?

7. Работа в группах: «Портрет доброго человека»

- Я думаю , ребята, что теперь вы сможете отличить где добро, а где зло, где злой человек , а где добрый. Для ваших групп задание: создать устный портрет доброго человека. На листах у вас написаны предложения, которые необходимо дописать , закончить мысль. Помогайте друг другу, прислушивайтесь к мнению своих товарищей, и тогда у вас всё получится.

  • Это – человек……………………………………………….. .

  • Он не совершает поступков …………………………………… .

  • Он не пройдет мимо …………………………………………….. .

  • Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то они вызывают у него…………………………………. .

- Молодцы, справились.

8. Корзина добрых поступков.


Есть такая пословица- «Мир не без добрых людей». И среди нас есть много таких людей. Какие поступки совершают добрые люди? На слайде вам подсказки


- У буддистов священная книга Типитака . Что это значит? 3 корзины мудрости. У меня в руках одна корзинка. Корзинка добрых дел. Может быть для нашего задания и нужны 3 корзины, но у нас всего один урок. Мы постараемся использовать это время. У вас на столе сердечки. Подумайте и скажите , какое доброе дело вы сделали в ближайшее время. Пусть наша корзинка наполнится этими хорошими поступками.


9. Обобщение изученного. Синквейн

- Итак, ребята, давайте обобщим всё , о чём мы говорили на уроке. Что же такое добро и что такое зло? Составьте каждая группа синквен. 1группа- Добро, 2 группа-Зло. Вам пригодятся пословицы, которые вы приготовили к этому уроку.

Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

Зло
страшное подлое
одолевает разрушает убивает
понятие противоположное понятию добра

грех



10. Рефлексия.

- Что вы для себя открыли на этом уроке? Поделитесь.

Сегодня я узнал…

Я почувствовал, что…

Урок заставил задуматься …

Мне захотелось…

11. Домашнее задание: По выбору: 1. Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. 2.  Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.

12.  Оценивание .

Так как по ОРКСЭ мы не получаем оценки, я хочу, чтобы вы оценили свою работу так: если вы хорошо работали – похлопайте себе каждая группа. А теперь оцените работу своих товарищей. Я рада, что вы объективно оценили свою работу и работу своих товарищей. Молодцы. Значит урок не прошёл даром. Спасибо всем!

- В память о сегодняшнем уроке мы каждому гостю приготовили подарки

Пусть этот ангел не покинет вас

Пусть защитит вас от ненастья

Оберегает в трудный час

И пусть разделит с вами счастье.

(Дети дарят ангелочков из бумаги)

Ребятам я хочу подарить сердечки. Пусть они согревают вас, а вы дарите теплоту и любовь своим близким.





Приложения:



ЛЮБОВЬ

ЖАДНОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ЗАВИСТЬ

СОЧУВСТВИЕ

ЗЛОБА

МИЛОСЕРДИЕ

НЕНАВИСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ



ЛЕНЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

ЛОЖЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ







Портрет доброго человека



  • Это – человек……………………………………………….. .

  • Он не совершает поступков …………………………………… .

  • Он не пройдет мимо …………………………………………….. .

  • Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то они вызывают у него…………………………………. .





Портрет доброго человека



  • Это – человек……………………………………………….. .

  • Он не совершает поступков …………………………………… .

  • Он не пройдет мимо …………………………………………….. .

  • Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то они вызывают у него…………………………………. .



Добро

______________ ____________

_________ _________ __________

_______ _______ _______ ______ .

_____________



Зло

______________ ____________

_________ _________ __________

_______ _______ _______ ______ .

_____________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!