СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 8 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии в 8 классе "Строение органов дыхания"

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 8 классе»

Урок "Строение органов дыхания"

8 класс

Цели урока:

  • Образовательные:

    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

    • выяснить механизмы голосообразования;

  • Развивающие:

    • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

    • развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных опытов;

  • Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Мы с вами закончили изучение темы «Кровеносная система». Знакомясь с ней, мы постоянно упоминали о связи кровеносной с еще одной системой нашего организма. Какой? -дыхательной

– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала

– Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы. Запишите тему сегодняшнего урока.

Слайд № 1. Тема: “Строение органов дыхания”

Слайд № 2. Задачи урока:

  1. Знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями.
    2. Понять сущность и значение дыхательного процесса.
    3. Выяснить механизмы голосообразования.

Сделайте несколько глубоких вдохов и попытайтесь понять, какие органы вашего организма начали работать. Вот что происходит в организме: Слайд № 3.

Что же такое, по-вашему, дыхание? (ответы)

Суммируя сказанное Слайд № 4. (запись в тетради) Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Исходя из определения, сформулируйте значение дыхания (ответы)

Слайд № 5 (запись в тетради)

Значение дыхания

  • Обеспечение организма кислородом

  • Удаление углекислого газа

  • Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности

  • Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Так как процесс дыхания выполняет несколько функций, выделяют 2 вида дыхания:

  • внешнее (вдох и выдох)

  • внутреннее (клеточное дыхание) Слайд № 6

Как вы думаете, может ли весь процесс дыхания выполнятся 1 органом?

- нет

Поэтому мы говорим об органах дыхания Слайд № 7 ( запись в тетради).

Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой

А как называются несколько органов, связанных общей функцией?

- дыхательная система Слайд № 8 Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие, соединительнотканная оболочка – плевра и дыхательная мышца диафрагма

Слайд № 9. Дыхательные пути делятся на верхние и нижние. Пользуясь схемой в тетради и рисунком на экране, назовите органы, относящиеся к верхним и нижним дыхательным путям

Верхние: носовая полость, носоглотка

Нижние: гортань, трахея, бронхи

Слайд № 10 Перед вами таблица, которую мы заполним в ходе изучения нового материала. Перечертите её, пожалуйста. Заполняем 1 колонку

  • носовая полость

  • гортань

  • трахея

  • бронхи

  • легкие

Самостоятельная работа с учебником, с. 138-139. Класс разбивается на 5 групп и готовит краткий рассказ о «своем» органе. (3-5 мин самостоятельной работы, заполнение таблицы). Далее представитель каждой группы рассказывает об органах дыхательной системы, учитель демонстрирует рисунки на экране и комментирует.

Слайд № 11. Носовая полость (рассказ)

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань. В верхней части носовой полости находятся обонятельные рецепторы

Слайд № 12. Опыт “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Слайд № 13.Гортань (рассказ)

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.
Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.
Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Слайд № 14. Опыт

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при глотании надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Попробовать сглотнуть и сделать одновременно вдох. Убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею.

Слайд № 16 Трахея (рассказ)

Гортань непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт.
Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.

Слайд № 17 Бронхи (рассказ)


Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

Слайд № 18. Легкие (рассказ)

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?

Слайд № 19. Внутренне строение легкого

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен.

Итак, мы рассмотрели строение и функции органов дыхания. Давайте посмотрим на их согласованную работу при акте дыхания (гиперссылка ?)

IV. Закрепление изученного материала

Слайд № 20. Итак, кто хочет вспомнить и показать на экране органы дыхательной системы? ( ученик на интерактивной доске стилосом последовательно открывает и называет органы)

Работаем в тетради тест Проверь себя Слайд № 21

Найти соответствие между органом и выполняемым им функцией.

Орган

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

5. Легочная и пристеночная плевра

Выполняемая функция

а) содержит жидкость, снижающую трение

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

д) газообмен

Проверим себя Слайд № 22

V. Рефлексия. Работа у доски с интерактивным тестом стилосом Alt+Tab

А1 А2 А7 А8 А9

(интерактивный атлас по анатомии, тесты, дыхательная система)

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание Слайд № 23

– Учебник с. 138-139, заполнить таблицу

- по желанию: Творческая лаборатория:

1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Какие опасности подстерегают микробов при «путешествии» по дыхательным путям? Составить рассказ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!