Конспект урока литературного чтения в 3-Б классе
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»
Цели:
Образовательная: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки;
Развивающая: развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи;
Коррекционная: формировать беглое, осознанное, выразительное чтение.
Оборудование: учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , портрет писателя, раздаточный материал, музыка «Шум моря».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка наличия средств коррекции у обучающихся (очки, лупы).
Проверка готовности к уроку.
Создание эмоционально-положительного фона.
Вот новый день и новый час,
Урок литературы новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.
- Кто это - мастер слова?
О ком идёт речь? (о писателе)
Мы продолжаем работать по разделу «Великие русские писатели»
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
- Творчество какого писателя мы изучаем? Что мы о нем знаем?(Данил)
Лев Николаевич прожил 82 года. Он умел разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй.
Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, потому что Толстой очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания.
Толстому пришлось и в армии служить. Он воевал на Крымской войне и там же в окопах под пулями писал свои рассказы.
После войны он решил оставить службу, поселился в усадьбе Ясная Поляна и занялся литературой.
В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».
2. Какой рассказ мы читали на прошлом уроке?
Я предлагаю вам сейчас ответить на вопросы теста по прочитанному дома рассказу «Акула» У вас на столах лежат листочки. Выберите и запишите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу
1. Как мальчики оказались в открытом море?
О. Они упали в воду с корабля.
П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
С. Он был недоволен забавами мальчиков и кричал им, чтобы они вернулись на корабль.
3. Когда отца охватил страх?
В. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
Ж. Его сковал страх за детей, за сына.
З. Ему было все равно, что происходит в море.
5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?
О. Визг одного из мальчиков.
П. Крики матросов.
6. Что предпринял артиллерист для спасения детей?
И. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
К. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
Если вы правильно ответили на вопросы теста, то определите название произведения, с которым мы сегодня знакомимся. Составьте из букв слово. (ПРЫЖОК)
- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки? Ученики. ( читают в словаре Ожегова)
- Прыжок - быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.
III. Мотивация учебной деятельности, тема, цель
Звучит музыка «Шум моря».
Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов.
Мы с детства о море, о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли!
И ночью и днем в просторе морском
Стальные идут корабли.
-Что вы сейчас представляли?
- А каким бывает море?
На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.
-
Прочитайте слова. На какую тему все эти слова? (Корабль)
Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв.
- Откройте в учебнике стр.45
- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии).
- Какие цели поставим на уроке?
Читать текст выразительно, без ошибок.
Понимать главную мысль: что хотел сказать автор?
Учиться выражать словами свои мысли и чувства после прочитанного.
Учиться слушать и уважать мнения одноклассников.
- Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)
- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?
IV. Восприятие и первичное осознание нового материала
- Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов.
М
ачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.
Палуба-пол на корабле
Каюта-комната на корабле
Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.
Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см
Два аршина - около полутора метров.
Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.
Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение
- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.
(Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? ( Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).
- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).
-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)
V. Физминутка, зрительная гимнастика (слайды)
VI . Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного
- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)
- Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)
- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)
- Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)
- Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).
- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Мальчик и матросы)
(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)
-Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?
-Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)
- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).
-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")
- Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)
- Кто же спас его? (Отец – капитан).
- Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.
- О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)
- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)
- Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)
- Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)
- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)
VII. Подведение итогов
- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?
-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)
- Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)
Над чем заставило вас задуматься это произведение?
- Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.
VIII. Рефлексия. Оценивание
А сейчас сами оцените свою работу на уроке:
Отлично работал, и многое понял – зелёный парус.
Хорошо работал – жёлтый парус.
Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)
IX Дифференцированное д.з.
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Прыжок" от имени мальчика.