СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению»

Конспект урока литературного чтения в 3-Б классе

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цели:

Образовательная: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки;

Развивающая: развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи;

Коррекционная: формировать беглое, осознанное, выразительное чтение.

Оборудование: учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , портрет писателя, раздаточный материал, музыка «Шум моря».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка наличия средств коррекции у обучающихся (очки, лупы).

Проверка готовности к уроку.

Создание эмоционально-положительного фона.

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

- Кто это - мастер слова?

О ком идёт речь? (о писателе)

Мы продолжаем работать по разделу «Великие русские писатели»

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Творчество какого писателя мы изучаем? Что мы о нем знаем?(Данил)

Лев Николаевич прожил 82 года. Он умел разговаривать с детьми, знал множество сказок, историй.

Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, потому что Толстой очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания.

Толстому пришлось и в армии служить. Он воевал на Крымской войне и там же в окопах под пулями писал свои рассказы.

 После войны он решил оставить службу, поселился в усадьбе Ясная Поляна и занялся литературой.

В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».

2. Какой рассказ мы читали на прошлом уроке?

Я предлагаю вам сейчас ответить на вопросы теста по прочитанному дома рассказу «Акула» У вас на столах лежат листочки. Выберите и запишите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу

1. Как мальчики оказались в открытом море?

О. Они упали в воду с корабля.

П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

С. Он был недоволен забавами мальчиков и кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

В. Когда один из мальчиков стал тонуть.

Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

Ж. Его сковал страх за детей, за сына.

З. Ему было все равно, что происходит в море.

5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

О. Визг одного из мальчиков.

П. Крики матросов.

6. Что предпринял артиллерист для спасения детей?

И. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

К. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.

Если вы правильно ответили на вопросы теста, то определите название произведения, с которым мы сегодня знакомимся. Составьте из букв слово. (ПРЫЖОК)


- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки? Ученики. ( читают в словаре Ожегова)

- Прыжок - быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.



III. Мотивация учебной деятельности, тема, цель

Звучит музыка «Шум моря».

Колышется даль голубая,

Не видно нигде берегов.

Мы с детства о море, о море мечтаем,

О дальних огнях маяков.

Летят белокрылые чайки –

Привет от родимой земли!

И ночью и днем в просторе морском

Стальные идут корабли.

-Что вы сейчас представляли?

- А каким бывает море?



На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.

- Прочитайте слова. На какую тему все эти слова? (Корабль)

Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля  насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела  длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв.

- Откройте в учебнике стр.45

- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).

- Какие  цели поставим на уроке?

Читать текст выразительно, без ошибок.

Понимать главную мысль: что хотел сказать автор?

Учиться выражать словами свои мысли и чувства после прочитанного.

Учиться слушать и уважать мнения одноклассников.

- Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?


IV. Восприятие и первичное осознание нового материала

- Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых  слов.

М ачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина - около полутора метров.

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение


- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

(Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).

- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

V. Физминутка, зрительная гимнастика (слайды)

VI . Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного

- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

- Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

- Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

- Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  (Мальчик и матросы)

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Сознавал ли мальчик  ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

- Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

- Кто же спас его? (Отец – капитан).

- Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

- О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

- Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

- Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

VII. Подведение итогов

- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

- Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)

Над чем заставило вас задуматься это произведение?

Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.

VIII. Рефлексия. Оценивание

А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал, и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

IX Дифференцированное д.з.

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Прыжок" от имени мальчика.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!