Конспект урока литературного чтения в 3 классе
(открытый урок)
Тема: К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»
Класс: 3 «Б»
Учитель: Анкудимова И.Н. (стаж 7 лет)
Школа: МКОУ Красносельская средняя школа
Учебник: «Литературное чтение»
УМК «Начальная школа ХХI века»
Авторы учебника: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
Издательский центр: «Вентана-Граф», 2010
Рабочая тетрадь (печатная), авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
Издательский центр: «Вентана-Граф», 2016
03.03.2017 г
Конспект урока литературного чтения по теме:
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»
Цели:
1. Познакомить с автобиографией К.Г. Паустовского, с его произведением «Какие бывают дожди», работать над содержанием, совершенствовать умение, анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел, работать с текстом самостоятельно, совместно с учителем, в паре.
2. Способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса, умению работать в группе.
3. Прививать любовь к природе, способность видеть и слышать все, что в ней происходит, беречь и помогать окружающей среде, знать, что такое экология.
Учебные задачи:
1.Ввести в круг чтения новое произведение К.Г.Паустовского.
2.Закрепить знания о художественном и научно-познавательном рассказах.
3.Учить работать с информацией научно-познавательного рассказа (выделение фактов и их описаний, оформление их в виде таблицы).
Учебные умения:
1.Различать художественные и научно- познавательные рассказы.
2.Называть произведения К.Г.Паустовского, вошедшие в круг чтения.
3.Работать со справочником в книге.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь (печатная), ручки, цветные карандаши, слова для справок, презентации по теме урока, видеозапись физкультминутки, раздаточный материал с заданиями в конвертах, различных по цветовой гамме, задания для речевой разминки (поговорки).
Ход урока
Приветствие
Речевая разминка
Рефлексия (поведение к теме урока через загадку)
Проверка д/з (вопросы по тексту)
Краткая автобиография для младших школьников по презентации.
Чтение текста (работа с учебником)
Словарная работа
Физкультминутка
Работа над произведением
а) беседа с опорой на текст
б) работа с тетрадью
в) презентация с заданиями
10. Моделирование сюжета рассказа
11. Д/з
12. Рефлексия («общая ромашка» с началами фраз по итогу урока, ученики берут по 1 лепестку и продолжают фразу)
13. Подведение итогов урока
14. Благодарность и поощрение учеников
Подробный ход урока:
Приветствие:
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом – гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
Речевая разминка:
- Берём на парте конверт под №1, открываем, достаём листочек и читаем про себя содержимое несколько раз, чтобы вычитать.
(дети читают)
- Ребята, вы догадались, что написано на листочках?
(предположение детей)
-Это, конечно же, скороговорки, малый жанр УНТ.
Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции, то есть правильного произношения
. – У кого зелёные конверты с №1? Поднимите руки. Вы первая группа.
У кого розовые конверты поднимите руки? Вы вторая группа.
У кого оранжевые конверты? Вы третья группа.
И наконец, у кого жёлтые конверты, поднимите руки, вы четвёртая группа.
Начинает первая группа читать в спокойном темпе скороговорку хором.(читают)
-А теперь ускоряем темп, и читаем быстро. (читают)
-Теперь вторая группа, читаем медленно (читают)
- Ускоряемся. (читают быстро)
-Третья группа, так же читает медленно (читают)
-Ускоряемся. (читают быстро)
-И четвёртая группа (читают медленно)
- А теперь быстрее (читают быстро).
-На этом наша речевая разминка закончилась, хорошо поработали, теперь будем проговаривать все слова чётко.
3. Рефлексия.
(включить шум дождя)
-Отгадайте загадку, отгадка будет темой сегодняшнего урока.
Он стучал по нашей крыше, пробежался по дорожке.
Мне досталось, всем прохожим,
И соседской рыжей кошке.
А потом с каким-то звоном
Налетел он на скамейку.
Я решила, ну наверно, кто-то
Опрокинул лейку. (Дождь)
-Значит сегодня на уроке мы будем говорить о …..? (ответы детей)
4. Проверка д/з.
-Дома вы самостоятельно познакомились с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Какие бывают дожди».
-Ваше впечатление о прочитанном? (ответы детей)
-А нравится ли вам, когда идёт дождь, какое настроение у вас он вызывает?
(ответы детей)
-Представьте, что это произведение напечатано в отдельной книге. Какой могла бы быть обложка? (ответы детей)
-Давайте создадим свою модель обложки книги этого произведения, открываем рабочую тетрадь стр. 60. (дети рисуют)
(учитель включает презентацию слайд №1)
-Назовите автора данного произведения. (Паустовский)
5. Краткая автобиография.
Учитель листает слайды и читает информацию по ним.
6. Работа с учебником.
-А теперь давайте прочитаем текст произведения на стр. 92 в учебнике.
(чтение нескольких учеников; можно задействовать как можно больше читающих)
Включить след. презентацию, слайд №1
-Какие литературные жанры вам уже известны? Назовите их. (ответы детей)
-Назовите жанр этого произведения. (рассказ)
Включить слайд №2
-Посмотрите на слайд, какие виды рассказов бывают. (читает учитель)
-Назовите вид рассказа «Какие бывают дожди?»
-Какую мысль «положил» в основу произведения автор? (ответы детей)
-А какую тему мы можем выделить из данного произведения?
(Тема природы, природного явления)
-Какой бы геометрической фигурой мы могли обозначить тему урока?
(идеи ребят)
Ребята, 2017 год посвящён экологии, вы наверняка об этом знаете.
Можем ли мы связать это с нашей темой урока ? (да, безусловно)
"Любовь к родной стране начинается с любви к природе".
Говорил Паустовский
-Что надо сделать, чтобы улучшить нашу экологию, и что не надо делать, чтобы не навредить ей? (ответы)
-Хорошо, молодцы!
7. Словарная работа.
-Давайте найдём в тексте слова выделенные курсивом.
-Прочитайте их.
-Давайте в конце рассказа посмотрим, что же обозначают эти слова.
(читают)
8. Физкультминутка
9. Работа над произведением.
( слайд о приметах)
1.Народные приметы (читает учитель)
-Как меняется погода перед дождём? (ответы)
-Какие приметы описаны в рассказе? (читают)
9. Моделирование сюжета рассказа.
-О каких видах дождей идёт речь? ( спорый, грибной слепой)
-Как вы понимаете слова «спорый», «грибной», «слепой»? (ответы)
-А теперь прочитаем описание этих видов в РТ на стр.61.
-Раз пошла речь о грибном дожде и грибах, давайте вспомним какие есть съедобные и несъедобные грибы. (слайд о грибах)
-Сейчас нам надо наполнить лукошко, но только съедобными грибами.
(слайд с корзинкой)
-Ребята, а я вам напомню, что нужно делать, если произошло отравление организма (слайд) (Читает учитель)
10. Моделирование сюжета:
-Открываем конверт под №2. Здесь задание такое:
Соотнести стрелочками название дождя и картинку. (выполняют)
-Теперь, чтобы проверить в правильности выполнения задания, открываем конверт №3, берём листочки и сейчас будем наклеиваем правильную характеристику, признаки, каждому виду. (работаем вместе со слайдами)
-Молодцы, ребята, вы сегодня замечательно поработали над рассказом, запомнили виды дождей, хорошо и внимательно читали текст.
11.Д/з Учебник стр 95, вопр. 5
12. Рефлексия:
-Сейчас я пройду по рядам с ромашкой, а вы будете, отрывать по лепестку, там начало фразы, вы должны её продолжить.
13. Итог урока
14. Благодарность и поощрение учеников.
-А мне по завершении урока, хотелось бы поздравить мальчиков с прошедшим праздником Днём Защитника Отечества, растите сильными, крепкими, здоровыми, оберегайте свою семью, свой класс и в дальнейшем, нашу Родину!
(Слайд)
А девочек хочу поздравить с наступающим праздником Международным женским днём, дарите улыбки, ведь с помощью их быстрее наступает весна.
(Слайд)
Всему классу желаю счастья, здоровья, хороших оценок! Не забудьте поздравить ваших мам, бабушек, сестёр, тётей, учителей с женским днём.
-Теперь пришло время открыть последний конверт под цифрой 4 и достать оттуда содержимое, это календарики с эмблемой об экологии. Глядя на него вы будете знать не только день недели, месяц и год, но и будете помнить о защите экологии и о нашем с вами уроке.
(Слайд)
-Спасибо за урок!