СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится по теме "Фольклор.Заклички и приговорки"УМК ПЕРСПЕКТИВА.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению»

Предмет: литературное чтение

Класс/курс: 2 класс

Тема: «Народные заклички, приговорки.»

Цели и задачи:

Предметные:

  • познакомить учащихся с понятиями: заклички, приговорки, ;

  • закрепить полученные ранее знания по другим видам УНТ

  • развивать устную речь учащихся.

Личностные:

  • проявлять интерес к литературному чтению;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • работать по алгоритму;

  • осуществлять самооценку деятельности;

  • овладевать навыком смыслового чтения;

Познавательные:

  • расширять кругозор в жизни ребенка.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

  • работать в паре, группе

Дидактические материалы: карточки с заданиями для работы в парах, группах, алгоритм.

Оборудование: презентация, учебник, мультимедийная доска, таблички для составления кластера.

Краткая аннотация к работе: данный урок разрабатывался по учебнику «Литературное чтение. 2 класс» Л.Ф. Климановой и др. УМК «Перспектива»

Ход урока.


  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, улыбнитесь другу слева, справа, нашим гостям . Постараемся сохранить её до конца урока.



НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ,СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ.

О чём это я? -Что обозначает эта пословица?


- Хорошо!

- Предлагаю начать урок с решения ребусов.


Тогда внимание на экран. СЛАЙД 2



По ходу отгадывания понятий вывешиваю таблички со словами на доску.

- Молодцы, ребята.

- На нашем уроке мы будем говорить об устном народном творчестве.


ПОВТОРЕНЬЕ-_МАТЬ УЧЕНЬЯ.

-Какой этап урока нас сейчас ждёт?


- А какими главными признаками обладает УНТ? Дайте пояснение каждому слову понятия «Устное народное творчество».

Учащиеся поясняют каждое слово в понятии «Устное народное творчество»с помощью слов, представленных на доске, составляя таблицу.


устное

народное

творчество

из уст в уста

Народ

новое

произносится

Принадлежит

создавать

без записи текста




- Молодцы!Предположите задачу урока…

-Да, сегодня вы узнаете еще что-то новое об устном народном творчестве. Но узнавать вы будете сами, а я буду только вам помогать. Ведь ученик учится САМ.


МУДРЫМ НИКТО НЕ РОДИЛСЯ,А САМ НАУЧИЛСЯ.


-Что вы сейчас будете делать?(Сами узнавать новое)

-Я желаю вам удачи. И верю, что у вас все получится.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


- Начнем мы работу с повторения того, что вы уже знаете, и это вам пригодится при открытии нового.

- Вспомните, пожалуйста, с какими жанрами устного народного творчества вы ещё знакомы? Пословицы, загадки, сказки, поговорки, колыбельные песенки,небылицы,прибаутки,считалки…

- Зачем народ создавал эти произведения?Чтобы развивать свою сообразительность, речь, развлекать маленьких детей, использовать в народных играх.

- Ребята, что мы сейчас повторили? (Мы повторили жанры устного народного творчества.)


ДЕЙСТВИЕ-РЕЗУЛЬТАТ ЗНАНИЙ

Предположите,что будете делать на этом этапе?

Задание на пробное действие

- Прочитайте стишки:

  1. Гром гремучий,
    Тресни тучи,
    Дай дождя
    С небесной кручи.

  1. Кукушка, кукушка, 
    Серое брюшко, 
    Прокукуй мне: ку, ку Сколько лет жить на веку.


- Назовите жанр устного народного творчества, к которому можно отнести эти стишки.

В чем ваше затруднение? Я пока не смог определить жанр этих произведений.

- Поднимите руку, кто может назвать жанр устного народного творчества, к которому можно отнести эти стишки? Вы уверены, что правильно сделали? Можете ли вы доказать, что ваш ответ верный, т. е. предъявить эталон.

-( Я пока не смогу доказать, что я правильно определил жанр этих стишков).


  1. Выявление места и причины затруднения.


- Тогда, какую цель мы поставим сегодня на уроке? Начните свой ответ со слова «узнать».



УЗНАТЬ, к какому виду устного народного творчества относятся стишки.





  1. Проблемное объяснение нового знания.

С.94

- Откроем учебники и прочитаем название подраздела изучаемого раздела «Весёлый хоровод». Хоровое чтение.

-Сегодня я предлагаю вам познакомиться с первыми двумя жанрами.Итак,как же будет звучать ТЕМА нашего урока?(Народные заклички и приговорки)

- Как вы сможете достигнуть цели? Сначала мы узнаем, что такое заклички и что такое приговорки, выясним, в чем сходство, в чем их различие, составим алгоритм сравнения закличек и приговорок.

Вывести на слайд. Обучающиеся читают хором по одному высказыванию.

- Итак, план готов:

  1. Узнать, что такое заклички и приговорки.

  2. Сравнить, сделать вывод.

  3. Составить алгоритм сравнения закличек и приговорок.

- Будем идти к цели по нашему плану!


Учитель организует чтение закличек и работу над содержанием прочитанного. В ходе диалога заполняется сравнительная таблица.


Чтение закличек. Фронтальная работа.

- Предлагаю хором прочитать первое произведение. Хоровое чтение.

Есть ли непонятные слова?Попробуйте объяснить их используя иллюстрации.

ЛЕТЕЧКО-ласковое название лета

Берестечко- это кузовок из берёсты

Лукошко-Ручная корзина из прутьев

- Определите форму прочитанного произведения? Это коротенький стишок.

- Почему? Есть рифма. Приводят примеры.

- Что делают в этом произведении?Обращаются.

- С чем обращаются? Обращаются с просьбой.

- А как вы думаете, кто обращается? Народ.

- А как ещё можно сказать? Просят, зазывают, закликают.

- К чему обращается народ в данном произведении? К солнышку.

- Найдите в текстах закличек слова обращения. Выборочное чтение.

- Ребята, а к какой природе относится солнышко? Солнышко относится к неживой природе.

- А как вы думаете, зачем люди обращались за помощью к солнышку? От солнышка зависело, каким будет урожай.

-Только ли к солнышку обращался народ за помощью?

- От чего ещё зависел богатый урожай?

- К чему еще мог обратиться народ за помощью? Отвечают.


-Послушайте еще одно коротенькое произведение.

Чтение учителем


- К чему ещё мог обратиться за помощью народ? К дождику.

- Итак, что же делали люди с силами природы? Обращались, зазывали, просили, закликали.

- Как же называется данный вид устного народного творчества? Закличка.


План сравнения

Заклички


Форма произведения

коротенькие стишки


Что делают в произведении

просят, зазывают, закликают.


Кто обращается

народ


С чем обращались

просьба о помощи


Герои

солнце, дождь


К какой природе относятся

к неживой


Цель обращения

для хорошего урожая



Работа по применению эталона.

- В соответствии с полученными знаниями сформулируйте определение в устной форме. Формулируют определение слова «закличка», используя таблицу.

- А теперь давайте сравним наше определение с определением профессора Самоварова.

- Прочитаем, что говорится о закличках в учебнике на с. 110.(Алеша М) Читают и сравнивают определения.

- Что ещё говорит нам профессор Самоваров про заклички?

- Скажите еще раз, как называется данный вид устного народного творчества? Заклички.


Проводится аналогичная работа по изучению приговорок.

Продолжается работа по заполнению сравнительной таблицы.


Чтение приговорок.

- Ребята, посмотрите на следующую страницу.

- Прочитайте, как называется следующий вид устного народного творчества? Приговорки.

- От какого слова образовано слово приговорка? Что значит приговаривать? Это громко кричать или тихо просить? Тихо просить.

- Давайте их прочитаем. А по форме что это?(короткие стишки)

- К кому обращены эти приговорки? К бабочке, божьей коровке.

- Бабочка, божья коровка к какой природе относятся?К живой природе.

- Для чего обращались? Для хорошей погоды и богатого урожая.

- Как называется данный вид устного народного творчества? Приговорки.

Мы выполнили 1 пункт плана?


План сравнения

Заклички

Приговорки

Форма произведения

коротенькие стишки

коротенькие стишки

Что делают в произведении

просят, зазывают, закликают.

просят ,

приговаривают

Кто обращается

народ

народ

С чем обращались

просьба о помощи

просьба о помощи

Герои

солнце, дождь

бабочка, божья коровка

К какой природе относятся

к неживой

к живой

Цель обращения

для хорошего урожая

для хорошего урожая


- Итак, мы узнали, что такое закличка и приговорка.

- А теперь давайте сравним закличку и приговорку.Сравнивают по заполненной таблице-помощнице. Называют сходства и различия.

- Итак, для чего же люди сочиняли такие формы жанра?Для того чтобы обращаться с просьбой о помощи к природе.

- Прошли второй шаг плана?Да.

- Какой следующий шаг на уроке? Составить алгоритм.

- ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ.

_Что за этап?Предлагаю поработать в парах.

Составление алгоритма.

Раздаю парам нарезки шагов будущего алгоритма сравнения закличек и приговорок..


Прочитать произведения.

Найти слова обращения.

Посмотреть, к кому люди обращаются в данных произведениях.

Сделать вывод.


- Молодцы!

- Смогли преодолеть затруднение? Да.

- Согласна. Все пары справились с заданием.


  1. Первичное закрепление.

- А теперь давайте вернемся к заданию на пробное действие и выполним его, воспользовавшись вашим алгоритмом.


Учитель организует письменную работу в парах с самопроверкой по образцу.

- Перед вами стишки. Попробуйте исследовать эти строки и определить, какое из произведений является закличкой, а какое приговоркой.

- Посоветуйтесь в парах.

- Свой выбор обоснуйте.


  1. Гром гремучий,
    Тресни тучи,
    Дай дождя
    С небесной кручи.

  1. Кукушка, кукушка, 
    Серое брюшко, 
    Прокукуй мне: ку, ку

Сколько лет жить на веку.


После работы обучающиеся осуществляют проверку по образцу, который выводится на слайд.


  1. Гром гремучий,
    Тресни тучи,
    Дай дождя
    С небесной кручи.

Обращение: гром.

Относится: неживая природа

Жанр: закличка


  1. Кукушка, кукушка, 
    Серое брюшко, 
    Прокукуй мне: ку, ку

Сколько лет жить на веку.

Обращение: кукушка

Относится: к живой природе

Жанр: приговорка



-Где возникли затруднения?

- Какой шаг алгоритма вы нарушили?

- У кого не возникло затруднений?

- Молодцы! Преодолели вместе затруднения.


VI. Физкультминутка.

-На улице-сыро,слякотно…Давайте попробуем заклИкать к нам зиму с её снегами,морозами…Вдруг да получится???

Приходи, зима!
Приходи бела,
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,
С масленицей молодой!

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.


ДРУЖНО-НЕ ГРУЗНО,А ВРОЗЬ-ХОТЬ БРОСЬ.Что нас ожидает?

-Ребята, а теперь предлагаю вам проверить себя,как вы усвоили новые знания и вспомнить изученное

- Что вам для этого необходимо сделать? Надо выполнить самостоятельную работу и сравнить ее с образцом для самопроверки.

- Возьмите карточки, определите жанр произведения и соедините стрелочкой текст и название его жанра (потешка, закличка, приговорка, небылица).


1.Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко.

  1. Приговорка

2.Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка-на кошке,
По кривой дорожке.

  1. Закличка

3.Мотылёк-витилёк,

Принеси нам ветерок:

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

  1. Загадка

4.Золотое коромысло
Над рекою повисло.

  1. Небылица


- А теперь сравните свою работу по образцу.

-У кого возникли затруднения?

- Как вы думаете, почему?

- У кого задание не вызвало затруднений?

-Все молодцы!


  1. Включение в систему новых знаний.

- А скажите, ребята, зачем нужно разбираться в жанрах устного народного творчества? Чтобы не забывать устное народное творчество, передавать его из поколения в поколение.

Фронтальная работа.

- Ответьте на мои вопросы:

  1. Как называются короткие стишки-обращения к солнцу, к дождю? Заклички.

  2. Как называются короткие стишки-обращения к животным? Приговорки.

- Молодцы!

-Вы хорошо поработали!


Дом.Зад- с 94-95-читать выразит.

Сочинить свою закличку,приговорку-может быть кто-то будет обращаться к чему то или к кому то за отличной оценкой?


  1. Рефлексия деятельности на уроке


- О каких новых жанрах устного народного творчества говорили? Посмотрите,ребята,на доску…ВЫВЕШИВАЮ НОВЫЕ ЖАНРЫ(ПРИГОВОРКА И ЗАКЛИЧКА)

Как вы думаете,почему у нас остались еще белые нераскрытые прямоугольники?(Не со всеми жанрами УНТ мы познакомились)

Значит есть еще к каким знаниям нам надо стремится?



Закончите предложения-….

Я узнал…

Теперь я могу…

Я понял…

Я буду стараться…

Было интересно…

Мне пока трудно…

Удалось ли вам сохранить свою улыбку до конца урока?

Оцените свою работу на уроке с помощью лайков и дизлайков…


Какую бы вы подходящую пословицу назвали в данную минуту?


КОНЧИЛ ДЕЛО-ГУЛЯЙ СМЕЛО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!