Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Изобильненская средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Конспект открытого урока литературного чтения
(обучение грамоте)
в 1 классе
Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».

Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ «Изобильненская СОШДС»
Маркина Юлия Вячеславовна
2016г
Цели урока: познакомить учащихся с глухими звуками [х], [х’], буквами Х,х; развивать речь, память, логическое мышление.
Задачи урока:
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принятие и удержание учебной задачи; преобразование практической задачи в познавательную; планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей; умение работать по предложенному алгоритму.
Познавательные: умение обобщать полученные знания, делать выводы; умение обосновывать свой выбор; самостоятельный учёт выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение общаться , прислушиваться к высказываниям других.
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; принятие целей урока; проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; умение организовать своё рабочее место; умение настроить себя на рабочий лад; самостоятельное формулирование целей урока;
умение анализировать своё состояние и отображать его символами;
Предметные УУД:
образовательная:
общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели;
логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
развивающая: развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, способствовать воспитании доброты.
Оборудование: учебник «Азбука» под ред.Г.Горецкого, иллюстрации: хомяка, буквы Х, карточки с заданиями, карточки для самооценки ёлочные игрушки.
Ход урока
I.Организационный момент.
Мы гостей сегодня ждали,
И с волненьем встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
-Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь сядут ребята, чье имя начинается на согласный звук (садятся), а теперь на гласный.
-Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.
2. Актуализация знаний.
-Начнём наш урок с игры «Да, нет?»
_Звуки бывают гласные и согласные? (да)
_Гласные звуки не поются? (нет)
_Согласные звуки произносятся с преградой?(да)
_Согласные бывают звонкие и глухие? (да)
_Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)
_Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да) А когда они обозначают
- Что мы сейчас делали в игре? (повторили)
3. Формулирование темы урока, постановка целей.
- А теперь отгадайте загадку: Отгадать легко и быстро:
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так...
Это делает .. (хомяк).
- Послушайте рассказ Г.Юдина.
Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун.
Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
— Хотите верьте, хотите нет,— начинал хомяк,— а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод —хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
— Ух ты,— восхитились хомяки.
— Иду себе дальше. Снег под ногами — хруст-хруст. Смотрю — лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом... я...
— Что, что потом?! — хором спросили хомяки.
— Я... потом...
— Да не тяни же ты! — взмолились хомяки.
— Хорошенькое дело! — обиделся хвастунишка.— Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)
- Ребята, сегодня хомяк – хвастун пришел к нам на урок. Он хочет узнать что – то новое и интересное. Поможем ему (Да).
-Произнесите первый звук в этом слове .
А сейчас подумайте и скажите с какой буквой мы будем знакомиться на уроке? [х ]
Х- согласный и глухой.
Звук он шумный, щелевой.
Очень длительно звучит,
Будто кто во сне храпит.
-Назовите свои слова с этим звуком. Определите его место в слове.
1). Работа в группах
Чтение слогов с новой буквой.
- Почитаем слоги на карточках.
-Прочитайте слоги с гласными, обозначающими мягкость согласных. (1группа)
-Прочитайте слоги с гласными, обозначающими твердость согласных. ( 2группа)
ХЯ – ХО – ХУ – ХИ – ХЕ
ХА – ХЁ – ХЮ – Хы – ХЭ
2). Упражнение на отработку умения слышать эти звуки в словах.
Игра “Топ-хлоп” (если в слове есть [х], [x’] – хлопаем, нет - топаем):
халат
робот
хоккей
воздух
хохот
хлеб
салат
хижина
лыжня
хобот
4. Физкультминутка «Хомка, Хомка»
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют все движения хомячка.)
5. Закрепление пройденного материала.
3). Игра «Где звук?».
– Определите место звука [x] в словах:
ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.
4). Игра «Соедини стрелкой»
ХА ХУРМА
ХО ХИЖИНА
ХИ ХЕК
ХУ ХОРОШО
ХЕ ХАЛАТ
6. Рефлексия
- Расскажите о букве, которую узнали на уроке.
- Чему научил вас урок?
- Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему?
- Оцените свои достижения: повесьте на нашу елочку елочные игрушки. Если вам понравился урок – повесьте красную игрушку, если были трудности – желтую, если ни чего не понравилось – красную.
- Спасибо за урок!
Самоанализ урока литературное чтение в 1 классе
УМК «Школа России»
МБОУ «Изобильненская СОШДС» Нижнегорского района, Республика Крым
Маркиной Юлии Вячеславовны
Тема. «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».
1. Основные цели урока.
Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и цели урока. Постановка конкретных задач на всех этапах урока.
К уроку были поставлены следующие цели: познакомить учащихся с глухими звуками [х], [х’], буквами Х,х; развивать речь, память, логическое мышление.
2. Организация урока.
Тип урока. Освоение новых знаний.
3. Структура урока.
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Формирование темы урока, постановка целей.
4. Физкультминутка
5. Закрепление пройденного материала.
6. Рефлексия.
Построение урока соответствует содержанию и поставленной цели.
1. Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Стимулирование самоконтроля и самоорганизации школьников.
Мы гостей сегодня ждали,
И с волненьем встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
2. Повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания». Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Умение ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).
Постановка проблемы, формулирование темы урока, задач.
3.С помощью загадки, отгадывают главного героя урока. Произносят первый звук в слове и определят тему урока.
Контроль - работают в группе: чтение слогов с новой буквой - работа по карточкам. Упражнение на отработку умения слышать эти звуки в словах.
4. Физкультминутка.
5.Закрепление пройденного материала.
Игра «где звук?» - определение места изученного звука в словах, развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия
Игра «Соедини стрелкой», способствует обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
6. Учащиеся выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивают качество и уровень усвоения.
- Расскажите о букве, которую узнали на уроке.
- Чему научил вас урок?
- Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего? Почему?
- Оцените свои достижения: повесьте на нашу елочку елочные игрушки. Если вам понравился урок – повесьте красную игрушку, если были трудности – желтую, если ни чего не понравилось – красную.
4. Соответствие урока требованиям ФГОС.
Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов:
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принятие и удержание учебной задачи; преобразование практической задачи в познавательную; планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей; умение работать по предложенному алгоритму.
Познавательные: умение обобщать полученные знания, делать выводы; умение обосновывать свой выбор; самостоятельный учёт выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение общаться , прислушиваться к высказываниям других.
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; принятие целей урока; проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; умение организовать своё рабочее место; умение настроить себя на рабочий лад; самостоятельное формулирование целей урока;
умение анализировать своё состояние и отображать его символами;
Предметные УУД:
образовательная:
общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели;
логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
развивающая: развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, способствовать воспитании доброты.
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Урок был проблемным и развивающим, учитель сам нацеливается на сотрудничество с учащимися и умело направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Учитель умело организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают они сами.
Урок соответствует ФГОС.
5. Содержание урока.
Раздел программы – Букварный период
Урок № 61.
Содержание урока соответствует требованиям программы. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности, был посилен для учащихся первого класса.
Содержание урока соответствует возрастным нормам
Данный урок имеет непосредственную связь с пройденным материалом.
6. Вывод самоанализа.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Урок дан 23 .12. 2016 г. на МО учителей начальных классов.
На уроке присутствовало 5 человек.