СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме СЕМЬЯ И БЫТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать пониманию ценностей семьи, как малой группы, социального института, как самого близкого фактора социализации; развивать навыки грамотного социального поведения в семье; Воспитывать бережное отношение к ценностям семьи и брака, детства и родительства.  

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме СЕМЬЯ И БЫТ»

Обществознание, 10 Урок № 39-40 СЕМЬЯ И БЫТ Брачный союз – первая ступень человеческого общества. Цицерон Д.З.: § 18, ?? (с.206), задания (с.207) Составить таблицу «Функции семьи » ©

Обществознание, 10

Урок № 39-40

СЕМЬЯ И БЫТ

Брачный союз – первая ступень человеческого общества.

Цицерон

Д.З.: § 18, ?? (с.206), задания (с.207) Составить таблицу «Функции

семьи »

©

Цели урока Способствовать пониманию ценностей семьи, как малой группы, социального института, как самого близкого фактора социализации; развивать навыки грамотного социального поведения в семье; Воспитывать бережное отношение к ценностям семьи и брака, детства и родительства.

Цели урока

  • Способствовать пониманию ценностей семьи, как малой группы, социального института, как самого близкого фактора социализации;
  • развивать навыки грамотного социального поведения в семье;
  • Воспитывать бережное отношение к ценностям семьи и брака, детства и родительства.
Понятия, термины семья; брак; социальный институт; функции семьи; виды семьи; быт; бытовые отношения; топос

Понятия, термины

  • семья;
  • брак;
  • социальный институт;
  • функции семьи;
  • виды семьи;
  • быт;
  • бытовые отношения;
  • топос
Знать и уметь Знать ,  что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть» семьи. Уметь: описывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей; анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.

Знать и уметь

  • Знать , что такое семья с
  • социологической точки зрения, какие могут быть» семьи.
  • Уметь:
  • описывать жизненный цикл семьи;
  • анализировать мотивы и причины распада семей;
  • анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.
Изучение нового материала Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса. 

Изучение нового материала

  • Семья и быт.
  • Семья как социальный институт.
  • Семья в современном обществе.
  • Бытовые отношения.
  • Культура топоса. 
Актуализация проблемы Почему люди живут семьями? Кто в семье голова? Что мы оставляем в наследство детям? Где границы нашего дома?

Актуализация проблемы

  • Почему люди живут семьями?
  • Кто в семье голова?
  • Что мы оставляем в наследство детям?
  • Где границы нашего дома?
1. Семья и быт СЕМЬЯ Семья как социальный институт  – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкцией и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, и другими родственниками.  Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Общественные науки, изучающие вопросы СЕМЬИ: демография, социальная психология, история, социальная антропология, экономика, юриспруденция, педагогика, социология.

1. Семья и быт

СЕМЬЯ

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкцией и образцов поведения,

регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, и другими родственниками.

Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Общественные науки, изучающие вопросы СЕМЬИ: демография, социальная психология, история, социальная антропология, экономика, юриспруденция, педагогика, социология.

1. Семья и быт СЕМЬЯ Как социальный институт Как малая группа Объединение людей, связанных совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, другими родственниками Основанное на браке, родстве или усыновлении, объединение людей с общим бытом, взаимопомощью и взаимоответственностью Преемственность поколений традиции эмоции чувства ценности нормы и др. «Семья – кристалл общества». В. Гюго

1. Семья и быт

СЕМЬЯ

Как социальный

институт

Как малая группа

Объединение людей,

связанных совокупностью

социальных норм, санкций,

образцов поведения,

регламентирующих

взаимоотношения между

супругами, родителями,

детьми, другими

родственниками

Основанное на браке,

родстве или усыновлении,

объединение людей

с общим бытом,

взаимопомощью и

взаимоответственностью

Преемственность поколений

  • традиции
  • эмоции
  • чувства
  • ценности
  • нормы и др.

«Семья – кристалл общества».

В. Гюго

2.Семья как социальный институт Социальный институт семьи Социальный институт брака историческое; экономическое; политическое; социальное; духовное Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.  Развитие общества - Регулирует отношения членов семьи; Определяет их права и обязанности Потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.  О.Бальзак

2.Семья как социальный институт

Социальный институт семьи

Социальный институт брака

  • историческое;
  • экономическое;
  • политическое;
  • социальное;
  • духовное

Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Развитие общества

- Регулирует отношения

членов семьи;

  • Определяет их права

и обязанности

Потребность общества в

физическом и духовном воспроизводстве

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.

О.Бальзак

3. Семья в современном обществе ФУНКЦИИ СЕМЬИ а) репродуктивная — необходимость продолжения человеческого рода. б) хозяйственно-экономическая — ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи. в) регенеративная — наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения, передача фамильных драгоценностей. г) образовательно-воспитательная — удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.  д) сфера первоначального социального контроля — определение норм поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности. е) рекреативная — отдых, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи. ж) духовного общения — развитие личностей, членов семьи, духовное взаимообогащение з) социально-статусная — определённый социальный статус членов семьи, воспроизводство социальной структуры; и) психотерапевтическая — удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

3. Семья в современном обществе

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

а) репродуктивная — необходимость продолжения человеческого рода.

б) хозяйственно-экономическая — ведение домашнего хозяйства и материальное обеспечение семьи.

в) регенеративная — наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения, передача фамильных драгоценностей.

г) образовательно-воспитательная — удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

д) сфера первоначального социального контроля — определение норм поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

е) рекреативная — отдых, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развитие личностей, членов семьи, духовное взаимообогащение

з) социально-статусная — определённый социальный статус членов семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

3. Семья в современном обществе ТИПЫ СЕМЬИ Нуклеарная (ядерная) семья , где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети. Многопоколенная (расширенная) семья , где проживают совместно более двух поколений родственников. Семья бездетная.  Семья с детьми. Семья полная  - наличие обоих родителей. Семья неполная  -наличие одного из родителей. Семья патриархальная - мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага. Семья партнерская - отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам.

3. Семья в современном обществе

ТИПЫ СЕМЬИ

Нуклеарная (ядерная) семья , где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети.

Многопоколенная (расширенная) семья , где проживают совместно более двух поколений родственников.

Семья бездетная.

Семья с детьми.

Семья полная - наличие обоих родителей.

Семья неполная -наличие одного из родителей.

Семья патриархальная - мужчина главный. Мужчина принимает все решения, без его ведома в доме не делается ничего. При патриархальном типе семьи именно муж заведует финансами, независимо от доходов его и жены. Женщина в данной семье – классическая хранительница очага.

Семья партнерская - отношения строятся на полном равноправии и взаимном доверии. Семейный бюджет составляется общими усилиями, домашние обязанности тоже делятся пополам.

3. Семья в современном обществе Ключевые изменения: Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи). Развитие семьи партнерского типа. Разрушение системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной. Разделение институтов брака и семьи. Недостаточное внимание духовному развитию. Ухудшение здоровья. Увеличение количества разводов. Растёт количество юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей. Взрослые мало общаются с детьми.

3. Семья в современном обществе

Ключевые изменения:

  • Изменение положения женщин (отход от патриархальной семьи).
  • Развитие семьи партнерского типа.
  • Разрушение системы многопоколенной семьи и создание нуклеарной.
  • Разделение институтов брака и семьи.
  • Недостаточное внимание духовному развитию.
  • Ухудшение здоровья.
  • Увеличение количества разводов.
  • Растёт количество юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
  • Взрослые мало общаются с детьми.
3. Семья в современном обществе Государственная поддержка семьи в России: дополнительные отпуска при рождении ребёнка, по уходу до 4,5 лет, и больными детьми; денежные пособия по беременности и родам; льготы для беременных женщин и имеющих детей в возрасте до 3-х лет; материнский капитал; выделение кредитов, ипотека для молодых семей (до 35 лет); льготное выделение земельных участков для строительства жилья; Налоговые льготы для работающих, имеющих детей до 18 лет (до получения первичного профессионального образования)

3. Семья в современном обществе

Государственная поддержка семьи в России:

  • дополнительные отпуска при рождении ребёнка, по уходу до 4,5 лет, и больными детьми;
  • денежные пособия по беременности и родам;
  • льготы для беременных женщин и имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
  • материнский капитал;
  • выделение кредитов, ипотека для молодых семей (до 35 лет);
  • льготное выделение земельных участков для строительства жилья;
  • Налоговые льготы для работающих, имеющих детей до 18 лет (до получения первичного профессионального образования)
4. Бытовые отношения -устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми для удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, в общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).  Справедливое разделение труда между всеми членами семьи – одна из важнейших нравственных основ существования семьи Обязанности супругов (опрос) 17% готовят 55% стирают 35% гуляют с детьми 16% провожают в детский сад 80% закупают продукты 58% моют посуду 9% посещают школу, проверяют уроки технологии в быту; расширение сферы бытовых услуг освобождение времени для культурного развития

4. Бытовые отношения

-устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми для удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, в общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

Справедливое разделение труда

между всеми членами семьи –

одна из важнейших нравственных

основ существования семьи

Обязанности супругов (опрос)

  • 17% готовят
  • 55% стирают
  • 35% гуляют с детьми
  • 16% провожают в детский сад
  • 80% закупают продукты
  • 58% моют посуду
  • 9% посещают школу, проверяют уроки
  • технологии

в быту;

  • расширение

сферы

бытовых услуг

освобождение

времени для

культурного

развития

5. Культура топоса Топос – место жительства. Быт -это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Дом –это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом – это особая сфера культуры. Когда комфортно и уютно?! семья →квартира →площадка →подъезд →дом →улица →поселение: что является местом твоего жительства, где ты живёшь, в каком состоянии?

5. Культура топоса

Топос – место жительства.

Быт -это сфера, наиболее скрытая от социального контроля.

Дом –это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания.

Дом – это особая сфера культуры.

Когда комфортно и уютно?!

семья →квартира →площадка →подъезд →дом →улица →поселение: что является местом твоего жительства, где ты живёшь, в каком состоянии?

ВЫВОДЫ:

ВЫВОДЫ:

Контрольные вопросы В чём основное назначение семьи как социального института? Каким образом общество влияет на семью? Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются. Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную? Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе? Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа? Какой смысл вкладывают в понятие «культура топоса»? Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт? Почему развитие сферы быта – важная социальная задача в укреплении семьи?

Контрольные вопросы

  • В чём основное назначение семьи как социального института?
  • Каким образом общество влияет на семью?
  • Перечислите функции семьи. Поясните, в чём они заключаются.
  • Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?
  • Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?
  • Чем патриархальная семья отличается от семьи партнёрского типа?
  • Какой смысл вкладывают в понятие «культура топоса»?
  • Как, на ваш взгляд, взаимосвязаны семья и быт?
  • Почему развитие сферы быта – важная социальная задача в укреплении семьи?
Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!