Тип урока: урок повторения и обобщения
Форма урока: урок- сказочное путешествие
Класс: 5 класс
Цели урока:
повторить и обобщить изученный материал по теме;
повторить изученный материал по литературе о русских народных сказках;
закрепить навык работы с орфограммами этого раздела;
уметь писать слова на изученные орфограммы;
уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний;
формировать языковую, лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную компетенции;
воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству;
воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте . Открыли тетради и записали число ,классная работа.
2. Актуализация знаний
Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-сказочное путешествие. (слайд 1). На этом уроке мы вспомним русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Назовите ее героев.
( Иван-царевич, Василиса Премудрая, звери-помощники,старик)
- К какому типу сказок она относится? ( Волшебная )
- Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
(Василиса Премудрая оказалась у Кощея Бессмертного)
- Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича за Василисой Премудрой будет проходить через волшебный лес, хозяйкой которого является Королева Орфограмма.
- Значит чем мы будем заниматься сегодня на уроке?(будем повторять изученные орфограммы).
Тема нашего урока повторение орфограмм.
- Без вашей помощи нашему герою с ней не справиться и не спасти Василису Премудрую.
3. Путешествие по сказочному лесу
-Итак, в добрый путь!
1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Задание. Вставить пропущенные буквы (в скобках написать проверочное слово) (слайд 2).
- Перед выполнением задания вспомним: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?
Сл..зами горю не поможешь.
Кто хр..брец, тот и мол..дец.
В..лков бояться – в лес не х..дить.
Проверяем устно.( за каждый правильный ответ,проверяемое слово +
2 .Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь (слайд 4). Чтобы медведь помог герою, необходимо выполнить несколько его заданий.
Что вы знаете о правописании непроизносимых согласных?
( нужно изменить слово так,чтобы этот согласный произносился чётко)
Задание. Запись под диктовку. Подчеркнуть непроизносимые согласные.
Местный,звёздный,вкусный,властный,свистнуть
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой согласной в корне слова?
( нужно запомнить это слово или обратиться к орфографическому словарю)
Задание. По лексическому значению определите слово. Назовите в этих словах непроверяемые согласные. (слайд 4). (ПРАВИЛО) Запишите
- А чтобы Иван-царевич продолжил свой путь дальше, медведь предлагает еще одно задание. Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно написать проверяемую согласную в корне слова? (ПРАВИЛО)
Задание: запишите слова, соответствующие картинкам. Обозначьте проверяемые согласные в корне слова (слайд 6).
(дуб, утюг, варежка, веревка, ложка, беседка).
3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень (слайд 7). Обратился он к Ивану с такими словами: «Иван-царевич, какие гласные буквы пишутся после шипящих ж, ч, ш, щ? Какие есть слова-исключения?» Задумался Иван-царевич. Давайте ему поможем.
А также вспомни правило «Разделительные Ъ и Ь»» (ПРАВИЛО)
- Молодцы. Правило вспомнили, а теперь давайте выполним задание. Выполните на выбор одну из карточек
На оценку 4 «гласные после шипящих» ,на 5 « Ъ и Ь»
Проверьте себя по эталону.
Задание. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. (работают у доски и в тетрадях)
(3 слабых ученика работают по карточке с орфограммой ЖИ - ШИ; 1 сильный ученик работает с карточкой по теме «Разделительные Ъ и Ь ») (слайд 7). Укажите кол-во правильных.
4. Физкультурная минутка
Вы , наверное, устали?
Ну ,тогда все дружно встали, ножками потопали. Ручками похлопали, покружились, повертелись и за парты все уселись
5. Путешествие по сказочному лесу (продолжение)
1. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц (слайд 8):Если хочешь помогу тебе ,только скажи ,когда после шипящих пишется ь знак? И выполни задание. Распредели слова по столбикам .Проведём взаимопроверку. Если правильно + если неправильно-.Посчитайте и запишите кол=во правильных
7.Отправился Иван-царевич дальше. Видит из реки щука выглядывает. А щука умной оказалась и решила проверить орфограмму. « Правописание НЕ с глаголом»
- А вы знаете?
Определите верно или неверно написаны слова ,,и мы узнаем код.Благодаря которому откроем волшебный сундук.
_ А Иван- царевич продолжил свой путь. Видит перед ним избушка,а вней сидит Баба-Яга. Она-то и рассказала ,как победить Кощея. Только сначала попросила,отгадать загадку и правильно её написать.
Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть» (слайд 9).
Чтобы Иван-царевич открыл этот сундук, вам необходимо ему помочь, разгадав слово. Давайте разгадаем его вместе! Ответьте на вопрос.
- Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются…. (ОРФОГРАММА) (слайд 9)
5. Подведение итогов урока (слайд 10)
- Какие правила мы сегодня повторили, ребята? (ответы детей)
- Молодцы! И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. А помогли ему в этом вы, ребята! Понравился Вам урок? (смайлики)
6. Выставление оценок
Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы по карточкам, а также за устные ответы на уроке.
10.Домашнее задание
Повторить правила
Подготовиться к контрольному диктанту.